Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета. Таможенная пошлина - помощь в расчете таможенных пошлин Таможенные пошлины их виды размер ставок

В соответствии со ст. 71 ТК ТС ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные – сочетающие адвалорные и специфические.

Адвалорная ставка пошлины является наиболее распространенной. Ее сильной стороной является то, что она может поддерживать пропорциональный уровень тарифной защиты при колебаниях цен на данный товар. В то же время, эффективность применения данного вида ставок зависит от уровня достоверности сведений о стоимости товаров.

Специфическая ставка пошлины проще в администрировании и легче контролируется, поскольку расчет величины пошлины производится на основе количества товаров – характеристики, поддающейся активному измерению в отличие от стоимости. Кроме того, отсутствует проблема определения таможенной стоимости и соответствующий риск правонарушений.

Вместе с тем, надо учитывать, что регулирующая функция таможенной пошлины при применении специфической ставки слабо выражена в условиях высокой положительной динамики цен на товар. Действительно, при существенном росте цен сумма таможенных платежей будет такой же, то есть доля пошлины в цене продажи снизится. В некоторых случаях эта ситуация может повредить политике в отношении данного рынка, направленной на стимулирование внутреннего производства за счет высоких цен. В то же время, в случае падения цен на рынках уровень тарифной защиты с применением специфической ставки относительно вырастет и обеспечит большую защиту отечественного рынка.

Комбинированная ставка сочетает адвалорную и специфическую ставки и позволяет в определенной степени преодолевать недостатки этих ставок. При экономическом спаде и снижения цен работает фиксированная величина специфической составляющей ставки пошлины. Если же динамика цен будет положительной, то заработает адвалорная составляющая, которая позволит увеличить сумму взимаемой пошлины и обеспечить пропорциональную защиту рынка.

Величина таможенной пошлины при применении комбинированной ставки может рассчитываться двумя способами: путем сравнения или путем сложения. В первом случае, величина пошлины выбирается большей, во втором – пошлина рассчитывается на основании адвалорной составляющей, которая суммируется с пошлиной, рассчитанной на основании специфической составляющей.

Вид и величина ставки ввозной таможенной пошлины на товары, ввозимые на единую таможенную территорию ТС, устанавливаются единым Таможенным тарифом Таможенного союза (ЕТТ ТС). Вид и величина ставки вывозной таможенной пошлины на товары, вывозимые с территории Российской Федерации, утверждаются Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Там-ые платежи – налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые там.ограганами там.союза при перемещении тов-в через там.границу там.союза и в др.случаях. К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Там.пошлина – платеж, взимаемый там.органом при ввозе тов-в на там.тер-рии. там союза или вывозе тов-в с этой тер-рии, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. В мировой практике в зависимости от направления перемещ-я тов-в там.пошлины подразд-ся на: ввозные(импортные); вывозные(экспортные); транзитные. Ввозные пошлины устанавливаются на ввозимые на там. тер-рию. там.союза товары и предназнач. для реш-я задач: защита нац. производителей от неблагоприятного воздействия, нежелател-й ин. конкур-ции; оптимизация соотношений м/у экспортом и импортом с позиции требований платежного и торгового баланса страны; рационализация структуры ввозимых тов-в на там.тер-рию там.союза; пополнение доходной части бюджета. Экспортная пошлина устанав-ся на товары произвед-ые на там.тер-рии там.союза и вывозимые за ее пределы. При применении вывозных пошлин прислед-ся цели: ограничение вывоза за пределы гос-в тов-в, необходимых для собств-й экономики; сдерживанеие вывоза сырьевых тов-в и продуктов первичной обработки, стимулирование экспорта высокотехнологических тов-в; пополнение доходной части бюджета.

Ставки там-х пошлин подразделяются на следующие виды:1) адвалорные - установленные в % к там-ой стоимости облагаемых тов-в; 2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные - сочетающие виды 1+2.

Специальные пошлины – примен-ся в кач-ве защитной меры, если товары ввозятся на там.тер-рию там.союза в кол-вах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечеств-м производ-м подобных или непосред-но конкурирующих тов-в, а также как ответная мера на дискриминацию.

Антидемпинговая пошлина примен-ся в случае ввоза на там.тер-рию тов-в по цене более низкой чем их номинальная стоимость в стране вывоза на момент этого вывоза.

Компенсационная пошлина примен-ся в случаях ввоза на там.тер-рию там.союза тов-в при произ-ве или ввозе кот-х прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести вред отечест-м производ-м.

Таможенные сборы.

Там-ми сборами яв-ся обязательные платежи, взимаемые там-ми органами за совершение ими действий, связанных с выпуском тов-в, там-м сопровождением тов-в, а также за совершение иных действий.

Размер там-ых сборов не может превышать примерной стоимости затрат там-х орг-в за совершение действий, в связи с кот-ми установлен там-й сбор. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТКТС. К таможенным сборам относятся:

Сборы за таможенное оформление;

При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий.

Лицами, ответственными за исполнение налогового обязательства по уплате таможенных сборов, яв­ляются:

За таможенное оформление - декларант;

За таможенное сопровождение товаров - перевозчик;

За осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - у правообладателя или иного лица, представляющего его интересы;

По уплате иных таможенных сборов - организации или физические лица.

В зависимости от вида услуги таможенные сборы подлежат уплате:

За таможенное оформление - до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под определенный таможенный режим;

За таможенное сопровождение товаров - после принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического осуществления;

За осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - до включения объекта (объектов) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

По уплате иных таможенных сборов - до начала совершения таможенными органами юридически значимых действий.

Прекращение налогового обязательства по уплате таможенных сборов просходит в случае:

Его исполнения в виде: уплаты таможенных сборов; взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;

Отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим - в отношении таможенных сборов за таможенное оформление;

Не совершения таможенным органом юридически значимых действий - в отношении иных таможенных сборов.

Авансовые платежи.

Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством.

Авансовые платежи уплачиваются в валюте государства - члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать в целях уплаты таможенных платежей. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

По требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.

Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством.

24. Исчисление таможенных пошлин, налогов. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физ. характ-ка в натуральном выражении (кол-во, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем и т.д.). Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами. При взыскании тамож. пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено законодательством. Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с зак-вом государства, на территории кот. товары помещаются под таможенную процедуру, либо на тер-и которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено зак-вом. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации там. органом, если иное не предусмотрено зак-вом. В случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате: 1. при ввозе товаров на там. тер-ю – в размерах, соотв-х суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенный режим свободного обращения, исчисленным на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу; 2. при вывозе отечественных товаров с таможенной территории – в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенный режим экспорта, исчисленным на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

25. Возн-е и прекр-ие обяз-ти по уплате там. пошлин, налогов. Возник-е и прекр-е обяз-ти по уплате там. пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через там-ю границу. Момент возникновения налог. обязательства по уплате тамож-х пошлин, налогов определяется: при прибытии товаров на таможенную терр налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения товарами там-й границы у лица, в фактическом владении кот-го товары находились на момент пересечения там-ой границы; при убытии иностр. товаров с таможенной территории - с момента выдачи там. органом разрешения на убытие товаров с там-й территории у лица, в фактическом владении которого товары находились на момент выдачи такого разрешения; в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, получателями которых являются ф.л, возникает: 1. у нац. оператора почтовой связи – с момента принятия им таких товаров; 2. у получателя таких товаров – с момента выдачи этих товаров нац. оператором почтовой связи получателю с разрешения таможенного органа; в отношении иност-х товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у лица, представляющего товары к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, при принятии таможенным органом документа таможенного транзита.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных зак-вом; 2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) уничтожения иностр. товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в резул. естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту там. процедуру; 6) обращения товаров в собственность государства в соотв. с закон-вом этого гос-ва; 7) отказа в выпуске товаров в соотв. с заявленной там. процедурой, в отнош. обязанности по уплате там-х пошлин, налогов, возникшей при регистрации там-ой декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 8) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом зак-вом.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через тамож. границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. При незаконном перемещении товаров через тамож. границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами тамож. границы, а если этот день не установлен - день выявления факта незаконного перемещения товаров через тамож. границу. В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При незаконном перемещении товаров через там. границу тамож. пошлины, налоги подлежат уплате:1) при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, кот. подлежали бы уплате при помещении таких товаров под тамож. процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соотв. с зак-вом гос-ва, тамож. органом кот. осуществляется взыскание тамож. пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами тамож. границы, а если этот день не установлен - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через тамож. границу; 2) при вывозе товаров с таможенной территории - в размерах, соотв. суммам вывозных тамож. пошлин, кот. подлежали бы уплате при помещении таких товаров под тамож. процедуру экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате тамож. пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок тамож. пошлин и курса валют, устанавливаемого в соотв. с зак-вом гос-ва, тамож. органом которого осуществляется взыскание тамож-х пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами тамож. границы, а если этот день не установлен - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через тамож. границу. В случае незаконного перемещения товаров через тамож. границу с недостоверным декларированием тамож. пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соотв. суммам таможенных пошлин, налогов, кот-е подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную тамож-ю процедуру на день регистрации там-ным органом тамож. декларации, поданной для помещения товаров под тамож. процедуру, за искл. таможенной процедуры тамож. транзита. При этом фактически уплаченные при тамож-м декларировании суммы тамож-х пошлин, налогов повторно не уплачиваются (взыскиваются), а излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату. Если определение сумм подлежащих уплате тамож. пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в тамож. орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, кол-ве, стране происхождения и тамож. стоимости, суммы тамож. пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок тамож-х пошлин, налогов, а также кол-ва и (или) стоимости товаров, кот-е могут быть определены на основании имеющихся сведений. При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм тамож. пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм.

26. Сроки и порядок уплаты там. пошлин, налогов. Таможенные платежи уплачиваются: в безналичном порядке на счета респуб. бюджета; наличными денеж. ср-ми в таможенный орган. Таможенные платежи могут уплачиваться путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм тамож. платежей. Допускается взаимозачет тамож. платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республ. органов госуд. управления, местных испол. и распор. органов перед этим плательщиком. Порядок проведения взаимозачета определяется зак-вом. Тамож. платежи уплачиваются по выбору плательщика как в бел. рублях, так и в иност. валюте, официальный курс белор. рубля к которой установлен Нац банком РБ. По требованию плательщика тамож. органы обязаны выдать подтверждение уплаты тамож. платежей в письм. форме. Сроки уплаты тамож. пошлин, налогов устанавливаются в соотв. с: 1. междун. договорами; 2. нац. зак-вом гос-в. Плательщиками тамож. платежей явл: декларанты; иные лица, на которых ТКТС возложена обязанность уплачивать таможенные платежи. Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через тамож. границу. Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на тамож. терр-ю подлежит исполнению в следующие сроки:1. при недоставке товаров в пункт ввоза – в день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – в день выявления факта недоставки товаров в пункт ввоза; 2. при утрате товаров в пункте ввоза, за исключением утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в резул. естественной убыли при норм. условиях транспортировки, хранения, – в день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – в день выявления факта утраты товаров; 3. при вывозе товаров из пункта ввоза на тамож. терр. без помещения под тамож. режим или под тамож. процедуру в пункте ввоза – в день пересечения товарами таможенной границы. Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров с таможенной территории подлежит исполнению, если до фактического пересечения таможенной границы товары были утрачены, за исключением утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения, – в день утраты товаров, а если этот день не установлен, – в день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории. По заявлению в письменной форме плательщика тамож. платежей уполномоченные на это тамож. органы могут из­менить установленный срок уплаты тамож. платежей. Изменение срока уплаты таможенных платежей производится в форме: отсрочки; рассрочки. Отсрочка и рассрочка уплаты тамож. платежей могут предоставляться: по одному или нескольким видам тамож. платежей; в отнош. всей суммы, подлежащей уплате, либо в ее части. Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты тамож. платежей принимается в срок, не превыш. 3 раб. дней со дня подачи заявления об этом. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются на срок не более 2 месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты тамож. платежей или об отказе в их предоставлении с указанием причины направляется лицу, в письм форме не позднее 1 раб. дня, следующего за днем принятия такого решения. За предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты, начисляемые на суммы тамож. платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Нац.банка РБ, действующей на день уплаты тамож. платежей, за каждый день пользования отсрочкой и рассрочкой. Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой сумм тамож. платежей, но не позднее 1 раб. дня, следующего за днем истечения срока предоставленных отсрочки и рассрочки уплаты тамож. платежей. Основания предоставления плательщику тамож. платежей отсрочки или рассрочки их уплаты: причинение этому лицу ущерба в рез. стихийного бедствия, технол. катастрофы или иных обст-в непреодолимой силы; задержка этому лицу финансирования из республ. или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом госуд. заказа; товары, перемещаемые через тамож. границу, явл. товарами, подвергающимися быстрой порче; осуществление лицом поставок по международным договорам РБ; товары, перемещаемые через таможенную границу, являются посадочным или посевным материалом, ср-ми защиты растений и д.т. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляются, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанных отсрочки и рассрочки, хоз судом принято решение о банкротстве с ликвидацией должника - ЮЛ, прекращением деятельности должника - ИП и освобождения его от долгов.

27. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов. Исполнение обязанности по уплате тамож. пошлин, налогов обеспечивается в след. случаях:1) перевозки товаров в соотв с тамож процедурой тамож. транзита; 2) изменения сроков уплаты тамож. пошлин, налогов, если это предусмотрено междун договорами и зак-вом тамож союза; 3) помещения товаров под тамож процедуру переработки товаров вне тамож терр; 5) иных случаях, предусм зак-вом, междунар догов. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов не предост-ся: 1) если сумма подлежащих уплате тамож пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро по курсу валют, устан-му в соотв с зак-вом гос-ва, в кот подлежат уплате тамож. пошлины, налоги, действующему на день регистрации тамож декларации, а если тамож. декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения; 2) в иных случаях, пред. зак-вом. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с тамож процедурой тамож транзита - также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться товарами, в отнош которых производится обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов предоставляется тамож органу, осуществляющему выпуск товаров, если иное не пред. зак-вом. При перевозке товаров в соотв с тамож процедурой тамож транзита обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов может быть предоставлено тамож. органу отправления либо тамож органу назначения, если иной тамож орган, кот может быть предоставлено генер обеспечение, не определен зак-вом государства. Тамож органы взаимно признают выданный тамож органом, принявшим обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия определяются междун договором. Возврат (зачет) обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов осущ-ся при условии, если тамож орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло. Уплата тамож пошлин, налогов обеспечивается след способами: денеж. ср-ми; банк гарантией; поручительством; залогом имущества. Зак-вом могут быть предусм. и иные способы. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты тамож. пошлин, налогов. Исполнение плательщиком обязанности по уплате тамож пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления тамож органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим тамож. органом. Сумма обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов определяется исходя из сумм тамож пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под тамож процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате тамож пошлин, налогов в гос-ве, тамож орган кот производит выпуск товаров. Если при установлении суммы обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате тамож пошлин, налогов в силу непредставления в тамож орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, кол-ве, стране происхождения и тамож стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок тамож пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физ харак-к в натур выражении (кол-во, масса, объем или иные харак-ки), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется зак-вом гос-ва. В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов с учетом требований, устан. зак-вом.

28. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег).

Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТКТС, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, которые установлены ТКТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

При пересечении товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимаются разнообразные таможенные платежи:

  • 1) ввозная таможенная пошлина;
  • 2) вывозная таможенная пошлина;
  • 3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • 5) таможенные сборы, а именно:
    • - таможенные сборы за совершение таможенное операций;
    • - таможенные сборы за хранение товаров;
    • - таможенные сборы за сопровождение товаров .

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта . Существует несколько видов таможенных пошлин. Предложим следующую их классификацию:

  • 1. По объекту обложения:
    • - Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.
    • - Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами Всемирной торговой Организации (ВТО) применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
    • - Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
  • 2. По характеру:
    • - Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
    • - Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства.

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей "перекачкой" монопольной прибыли иностранным производителям.

  • - Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
  • - Защитные - импортные пошлины, установленные с целью защиты внутренних производителей товара от конкуренции иностранных производителей.
  • 3. По происхождению:
    • - Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
    • - Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;
    • - Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.
  • 4. По типам ставок:
    • - Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
    • - Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
  • 5. По способу вычисления:
    • - Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
    • - Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров .

От вида ставки пошлины напрямую зависят особенности расчета. В Решении Комиссии таможенного союза №130 от 27.11.09 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" предусматривается 3 различных вида ставок:

  • - специфическая ставка таможенной пошлины;
  • - адвалорная ставка таможенной пошлины;
  • - комбинированная ставка таможенной пошлины .

Адвалорная ставка таможенной пошлины - процент ставки от таможенной стоимости товара, подлежащего обложению. При этом ключевым моментом является определение таможенной стоимости. Для чего существуют специальные методики, предусматривающие 6 методов определения таможенной стоимости.

Специфическая ставка установлена, как величина пошлины за определённую единицу товара, подлежащего обложению, в денежном выражении (ЕВРО). Таким товаром, для примера, являются виски - ставка равна 2 евро за литр.

В комбинированную ставку включается и адвалорная (стоимостная) ставка, и специфическая (количественная). Ставка пошлины определена в едином таможенном тарифе таможенного союза. Например, на механические наручные часы установлена комбинированная ставка пошлины в размере "20 %, но не менее 6 евро за штуку". Таможенные пошлины исчисляются путём определения адвалорной (20% от таможенной стоимости товара) и специфической ставки (6 евро за единицу товара). Размер пошлины, подлежащей взысканию, определяется, как наибольшая величина из двух рассчитанных .

Таким образом, таможенная пошлина - это инструмент государственного регулирования, необходимый для правильного ведения внешнеторговой политики государства. Таможенная пошлина выполняет ряд функций, которые реализуются в зависимости от ситуации перемещения товаров через таможенную границу, а также в зависимости от выбранных таможенных процедур. Итак, рассмотрим данные функции подробнее.

Действующее законодательство под таможенными плате­жами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случа­ях.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины под таможенной пошлиной понимается “платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе това­ра на таможенную территорию РФ или вы­возе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза”.

Ввозные (им­портные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины уста­навливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике. Действие ввозных пошлин не ог­раничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечествен­ные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Виды ставок таможенных пошлин

Одним из важнейших элементов таможенной по­шлины является ставка , под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что ставки едины на всей таможенной территории.Из этого правила допускаются ис­ключения. Речь идет о тарифных льготах. Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены Законом РФ “О таможенном тарифе”. Среди разно­видностей тарифныхльгот - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.

В РФ применяются следующие виды ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин: адвалорные; специфические; комбинированные.

Адвалорные ставки устанавливаются в процен­тах от таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфиче­ские ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема, количества и т.д.) облагаемого товара. Наконец, ставки, соче­тающие адвалорный и специфический виды таможенного обло­жения, называются комбинированными (например, 20% от тамо­женной стоимости, но не менее 0,4 евро за 1 кг).Для расчета суммы ввозной таможенной пошлины для това­ров, в отношении которых применяются специфические ставки ввозной таможенной пошлины, выраженные в евро за единицу веса, или комбинированные ставки со специфической состав­ляющей, используется вес товара с учетом его первичной упа­ковки, т.е. упаковки, неотделимой от товара до его потребления, в которой товар представляется для розничной продажи Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизиро­ванным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности, именуется таможенным тарифом.Ставки ввозных таможенных пошлин зависят не только от вида перемещаемого через таможенную границу товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны происхожде­ния такого товара.

В зависимости от страны происхождения товара ставки та­моженных пошлин могут быть разделены на: минимальные (базовые); преференциальные; максимальные (генеральные).

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования Российская Федерация уста­навливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубеж­ными странами в двусторонних торговых договорах и соглаше­ниях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федера­ция применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 го­сударств.

Ставки ввозных таможенных пошлин по каждой позиции то­варной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками .