Чертежник описание профессии. Специальность - Чертежник-конструктор: где учиться и кем работать. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Окружающий нас мир состоит из сложных форм. Все на земле создано природой, и, отшлифовываясь миллионы лет, форма предметов приобрела законченный вариант, соответствующий их внутреннему содержанию. Если мы наблюдаем дерево, то видим его у поверхности земли толстым цилиндром, диаметр которого уменьшается с высотой. От ствола разбегаются в разные стороны совсем уже тонкие ветки. Дерево прочно укреплено в земле: переплетение корней создает мощный фундамент в почве, и только редкостный ураган в состоянии свалить дерево и еще реже сломить его ствол. Природа выверила временем размеры, которые необходимы для прочности.

Человек создает новый мир - мир необходимых ему вещей. Еще очень давно, когда человек впервые взялся за примитивные орудия труда, он создавал будущий предмет сначала в воображении. Постепенно в творческой деятельности между воображаемым и законченным предметом возник чертеж. Эта удобная форма позволила повторять изобретения одного одаренного человека, ускорять общественный прогресс.

В современном мире ответ на вопрос, как надо выполнить то, или иное изделие или сооружение, дает комплект конструкторской и технологической документации. Основное место в нем занимают чертежи. Что такое чертеж? Он представляет собой изображение машины, сооружения и технического приспособления и их деталей с указанием размеров, масштабов, состава. Без чертежа невозможно их изготовить и контролировать их качество. Конструкторы считают чертеж языком техники. Он рассказывает (без слов!) о конструкции, о многообразных взаимосвязях и формах будущей машины, ее размерах, обработке деталей и т. п.

Без чертежа нельзя понять и тем самым нельзя на практике реализовать любую самую интересную идею, относится ли она к построению дома, дороги, созданию уличного фонаря, женского платья, платяного шкафа, телевизора или космического корабля. Именно в чертеже фиксируется идея, и конструкторы могут анализировать принятые решения, выдвигать новые, сопоставлять и оценивать их. Первоначальные свои замыслы конструкторы прорабатывают, делая многочисленные наброски и эскизы. Но наступает момент, когда работа конструктора требует профессионального сотрудничества с чертежниками.

Обычно чертежник строит рабочие чертежи по эскизу, сделанному инженером-конструктором, снабженному габаритными размерами деталей. В этих чертежах он выражает в графической форме, а частично в виде текстового материала марку материала, точность обработки деталей, изображает детали в нужном количестве проекций. При выполнении этой работы любой чертежник руководствуется системой правил, зафиксированных в "Единой системе конструкторской документации". Правила эти обеспечивают единство требований к чертежам, облегчают труд чертежников. Они, однако, не лишают работу чертежника самостоятельности и творческого характера. Чертежник не просто перечерчивает эскиз, а анализирует особенности чертежа, выделяет мысленно важнейшие соотношения от второстепенных, намечает план своей работы.

Любой чертеж начинается с разметки, в процессе которой чертежник обдумывает и решает, как расположить изображение на чертеже, на каком формате, какой масштаб, и какую проекцию выбрать. Принять грамотное решение помогает не только (и не столько!) знание чисто технических приемов, сколько умение понимать суть технической идеи и принципы построения.

После выполнения чертежей всех деталей делается сборочный чертеж. Этот этап работы наиболее ответственный как с точки зрения конструкторской, так и чертежной. Сборочный чертеж словно моделирует конструкцию в целом: проверяется правильность заданных размеров и выявляются оплошности, допущенные в работе над деталями (опущены какие-либо размерные линии, необходимо вычертить дополнительное сечение сложного места).

Чертежник-конструктор и сам составляет эскиз и самостоятельно разрабатывает чертежи для выполнения опытного образца изделия, предложенного рабочим-изобретателем. Здесь еще больше простора для выражения логического мышления (мысленный разбор признаков детали) и пространственного воображения (определение того, как изменится видимый облик детали при переносе его на плоскость чертежа).

До последнего времени верным помощником чертежника был специальный рабочий прибор. Теперь в его распоряжении появились электронные карандаши, дисплеи, которые входят в системы автоматизированного проектирования, включающие ЭВМ. Чертежник должен быть готов к работе с микропроцессорной и вычислительной техникой.

Работа чертежника требует устойчивого внимания, сосредоточенности, усидчивости и физической выносливости. Во время работы у чертежника находится в действии вся мышечная система. Например, для того, чтобы в конкретное место на ватмане поставить точку, необходимо четко зафиксировать положение ног на полу, сориентировать туловище и с большой точностью направить движение руки. Мышцы напряжены, и расслабиться им нельзя: стоит только качнуть ногой, и карандаш поползет в сторону. Значительно напряжение зрения. С опытом работы напряженность эта несколько снижается. Опытного чертежника отличают точные по силе и направленности быстрые движения, высокая сенсорно-моторная координация.

Квалифицированный чертежник никогда не забывает, что его чертеж ляжет перед токарем или фрезеровщиком. Если он будет точен, чист, то тем самым рабочий потратит меньше времени на его изучение и быстрее приступит к изготовлению детали. Изящно сделанный чертеж, красиво и четко написанные буквы и цифры создают у рабочего положительные эмоции, и ему хочется и свою работу выполнить красиво. Квалифицированного чертежника отличает собранность, аккуратность, трудолюбие.

Чертежнику необходимо многое знать: методы геометрического, проекционного черчения, основы конструирования, технологию металлов, пластмасс или других материалов, допуски, посадки, технические измерения и т. д. Из предметов, которые изучаются в средней школе, больше всего ему потребуется знание математики, физики, черчения, основ информатики и вычислительной техники.

Со временем все реже придется чертежнику обращаться к карандашу и линейке, все меньше будет приходиться на долю чертежника рутинного труда, оставляя время для творческого осмысления своей работы. Чертежник видится в будущем как чертежник - оператор ЭВМ. Это завтрашний день проектирования.

Тысячи тружеников этой профессии стоят за всеми окружающими нас предметами дома и на работе, на улице и в кино. Рукотворный мир словно подчиняется неслышному движению графита по чистому полю белой бумаги и превращается потом в гулкие поезда или домашнюю мелочь. Эта неисчезающая профессия начинала с грубых линий на песке и перебирается теперь с листов ватмана на экраны дисплеев.

Работают чертежники в конструкторских бюро в отделах различных объединений, предприятий, научно-исследовательских учреждений.

Профессию чертежника можно получить в средних специальных учебных заведениях страны.

Работа квалифицированного и любящего свое дело чертежника часто приближается к творческой деятельности конструктора. Со временем познается специфика того предприятия, где он работает, появляется желание самому заняться созданием новых изделий - надо только углубить свои знания. Некоторые предприятия имеют свои учебные заведения, где можно, не отрываясь от работы над чертежами, получить высшее образование.

А вы любите черчение? К чему этот вопрос? Конечно, к рассмотрению очередной строительной профессии – чертежника. Кто это такой? Чертежником называют человека, который по роду своей деятельности занимается подготовкой технических чертежей, карт и иллюстраций по эскизам, измерениям и прочим данным. Также такой рабочий создает копии чертежей и иллюстраций для гальваноклише и печатных форм.

Учитывая все, что было описано выше, можно сделать вывод, что профессия чертежника имеет некоторое отношение к творчеству. Вот только создание чертежей не терпит фантазийного мышления. Интересно? Тогда читайте дальше, и вы узнаете, какие обязанности должен выполнять чертежник в процессе работы.

Подробнее об обязанностях

Начнем с того, что такой специалист, как чертежник, может найти работу как в конструкторском бюро, так и на производственном предприятии, где занимаются изготовлением нестандартных изделий и разработкой разных новых устройств и деталей.

Что же касается обязанностей, которые должен четко выполнять чертежник, то они заключаются в подготовке и проверке рабочих чертежей по эскизам и спецификациям, которые разрабатываются инженерами и конструкторами, для изготовления, монтажа и наладки машин и оборудования. Также он занимается созданием чертежей для строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта таких зданий, как:

  • дамбы;
  • мосты;
  • и прочих архитектурно-инженерных сооружений

Также в обязанности чертежника входит и использование систем автоматизированного проектирования для того, чтобы создавать, редактировать и распечатывать чертежи. А еще он должен будет заниматься изготовлением рабочих чертежей в цифровом формате.

Да, раньше чертежники работали исключительно карандашами. Теперь же, благодаря техническому прогрессу, современный рабочий должен уметь использовать в своей работе компьютерное или аналогичное ему оборудование, чтобы в любой момент предоставить печатную форму готового чертежа. Также компьютерное оборудование позволит в любой момент перевести в цифровой формат карты и любые другие изображения.


Помимо всего этого чертежник должен будет заниматься подготовкой и проверкой иллюстраций для справочных изданий, брошюр и технических справочников по сборке, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин или любого другого оборудования, изделия. Еще в обязанности такого специалиста входит копирование чертежей и перенесение изображений на каменные или металлические формы для печати.

Что еще входит в сферу обязанностей чертежника? Он отвечает за изготовление графиков и диаграмм, схем сборки и чертежей предварительного типа, которые используются для производства, монтажа и ремонта электротехнического оборудования на заводах, электрических станциях и зданиях. Кроме того, он может заниматься и созданием подробных рабочих схем оборудования и механических устройств, включая и те схемы, где нужно указывать размеры, методы крепления и прочую техническую информацию.

В обязанности квалифицированного чертежника входит и создание точных копий чертежей, которые уже полностью готовы, с той целью, чтобы копии в дальнейшем использовались в рабочих процессах. Как видите, все оказывается не так просто, как могло показаться сначала. Профессия чертежника не только довольно сложная, но еще и ответственная. Ведь неправильно созданный чертеж или схема может стать причиной неисправностей и не только. Однако тех, кто хочет действительно освоить данную специализацию – это не останавливает. Поэтому стоит детальнее поговорить о том, какие же знания требуются для этого.

Что должен знать чертежник

Стоит отметить, что к обучению такой профессии, как чертежник, ученики могут приступить сразу после девятого класса. Для этого есть немало учебных заведений – колледжей и техникумов.


Что касается необходимых знаний, то будущий чертежник должен знать:

  • особенности конструкторских работ;
  • организацию труда;
  • правила технического черчения;
  • методы выполнения чертежно-конструкторских работ;
  • правила ведения общей документации и номенклатуру документов.

Помимо всего этого, чертежник должен знать внутренний распорядок рабочей организации, а также параметры и особенности материала, который используется в его работе.

Также добавим, что в своей трудовой деятельности чертежник по окончанию процесса обучения должен быть хорошо знаком со стандартизацией качества и нормами, которые установлены охраной труда. Примечательно, что по окончанию обучения или даже в процессе чертежникам нередко предоставляется возможность пройти практику на производстве или в конструкторском бюро.

Видео. Как читать чертежи, самое важное


Класс 9
Тема: Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ .
Цели: Понакомить с определениями: технический рисунок, эскиз, чертеж, схема; правилами безопасного выполнения чертежных работ; выполнять эскизы, чертежи, схемы. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ
Наглядность: «Технический рисунок», «Эскиз», «Схема».
Инструменты и материалы: Чертежные инструменты, бумага для черчения А4,
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Ход урока
I. Организационный этап урока.
Проверка готовности к уроку.
Создание психологической атмосферы урока.
Подготовка необходимого оборудования.
Включение учащихся в деловой ритм.
II. Формирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Знать: - Требования к организации рабочего места;
- правила безопасности и санитарно-гигиенические требования

во время выполнения чертежных работ,
- определения чертеж, эскиз, технический рисунок, схема.
Уметь: - выполнять эскизы, чертежи, схемы
III. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами выполнения чертежа, технического рисунка, эскиза, схемы, научимся выявлять их с помощью чертежных инструментов.
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа.
1. Приходилось ли вам на уроках математики пользоваться такими инструментами? (учитель демонстрирует чертежные инструменты.) Каково их назначение? Как ими следует пользоваться?
2. Можно ли собрать автомобиль, сшить одежду, построить дом, дорогу или мост, не представляя, как они должны выглядеть?
3. Можно ли было создать эти предметы или конструкции, если бы каждый человек изображал их по-своему?
4. Предложите пути решения этой проблемы.
В ходе беседы учитель подводит к выводу о том, что существуют общие правила для выполнения изображений деталей, конструкций и изделий.
V. Обобщение и систематизация знаний.
1.Какие виды чертежей, схем, эскизов?
Ответы обобщает учитель.
1.Понятие о техническом рисунке, чертеже. Правила оформления.
Рассказ учителя.
На этапе технического конструирования на основе эскиза, созданного художниками-модельерами, художники-конструкторы, чертежники, чертежники-конструкторы выполняют технический рисунок и чертеж проектируемого изделия.
Технический рисунок – это изображение предмета с соблюдением пропорций, выполненное с помощью чертежных инструментов
Чертеж – это документ, содержащий изображение детали и сведения, необходимые для ее изготовления.
Основные правила оформления чертежей.
Чертеж выполняют на листах бумаги определенных форматов (например,210х297мм или формат А4). Поле чертежа ограничивают рамкой.
В специальной рамке (основная надпись) внизу справа указывают определенную информацию.
2. Понятие об эскизе.
Эскиз – это чертеж, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без масштаба, лишь соблюдая, на глаз, пропорции между частями изображаемой детали..
Чтобы правильно выполнить эскиз предмета, придерживаются такой последовательности:

1. Знакомятся с предметом, изучая его строение.
2. Определяют положение изображения на поле чертежа.
3. последовательно размечают и обводят контур предмета.
4. наносят выносные и размерные линии.
Обмеряют предмет и наносят размерные числа.
5. заполняю основную надпись, где указывают, из какого материала он изготовлен. Масштаб на эскизе не указывают.
3. Схемы
Кинематическая схема – это изображение, которое объясняет принцип действия механизма, который передает движение.
Электрическая схема - это изображения элементов электротехнического изделия или электрической сети и связей между ними
VI. Применение знаний, умений, навыков.
Практическая работа.
Тема: Выполнение Технического рисунка
Инструменты и материалы: карандаш, линейка, листА4
Последовательность выполнения.
По заданным меркам выполнить технический рисунок юбки.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует допущенные ошибки.
VII.Подведение итогов
- анализ недостатков, допущенных в работе и пути их устранения;
- выставление оценок с мотивацией за выполнение практической

работы.
VIII.Рефлексия (коллективная форма, беседа)
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Какую работу выполняли?
Сравните реальные результаты с заданиями, которые были определены на урок. (почему получили именно такие результаты? Что нужно сделать, чтобы иметь лучшее результаты работы?)
Где нужно использовать полученные знания и умения?
IХ.Д\З. выполнить рисунок (эскиз модели платья по схематичному изображению фигуры.)

Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

На всех производственных предприятиях перед тем, как изготавливать какой-либо новый вид продукции, занимаются конструированием изделия и подготавливают соответствующие чертежи. Эти работы выполняют хорошо подготовленные специалисты. Профессия чертежника-конструктора является очень востребованной на всех технических производственных предприятиях. Такие специалисты занимаются расчетно-конструкторскими работами, ведут документацию и оформляют чертежи.

Многие производственные предприятия предоставляют услуги по изготовлению нестандартных изделий. Для того чтобы изготовить любое нестандартное изделие, сначала необходимо провести все необходимые расчеты и подготовить спецификацию с чертежами, в соответствии с которыми специалисты будут изготавливать необходимые детали. На рынке труда постоянно наблюдается хороший спрос на специалистов, которые занимаются подготовкой всей необходимой документации, поэтому чертежник-конструктор никогда не останется без работы.

Очень много конструкторских бюро и производственных предприятий в нашей стране занимаются изготовлением нестандартных изделий и разработкой различных новых устройств и деталей.

Специальность чертежника-конструктора требует большой ответственности, и квалифицированные работники имеют следующие обязанности : вычерчивание чертежей деталей; ведение конструкторской документации; оформление чертежных прикладных документов; снятие эскизов и преобразование их в цифровой формат для ЭВМ; составление порядка сборки; составление деталировки; внесение корректировок; составление таблиц; конструирование изделий; выполнение типовых расчетов; проставление условных обозначений;

внесение примечаний; добавление сносок и маркировок в чертежи; разработка сопутствующих программ; составление всевозможных схем; заполнение ведомостей .

Навыки черчения необходимы таким техническим специалистам, как , дизайнеры, строители, топографы, физики, инженеры, авиа- и машиностроители. Гуманитариям оно может пригодиться для развития пространственного и логического мышления. Сегодня сложно выделить какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой не пригодилось бы умение понимать чертежи или изображать их.
Географические и топографические карты, а также рисунки, чертежи и схемы, по сути являются графическими изображениями.
Сегодня обучение специалистов по техническому
в школах и вузах не слишком популярно, поэтому каждый студент, желающий соответствовать современным требованиям определенных профессий, может получить навыки чертежного мастерства на компьютере. Для этого существуют платные курсы и компьютерные программы, позволяющие в автоматическом режиме проектировать и чертить различные чертежи в двух- и трехмерном изображении. Обычно обучаться черчению идут студенты, понимающие всю важность данных навыков, которые в будущем дадут им возможность высококачественно выполнять свою работу, экономя трудовое время и нервы работодателя.

2. На должность чертежника назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

3. Назначение на должность чертежника и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению

4. Чертежник должен знать:

4.1. Методические и нормативные материалы, касающиеся выполнения чертежных работ.

4.2. Методы и средства выполнения чертежных работ, основы технического черчения.

4.3. Инструменты и приспособления, применяемые при черчении.

4.4. Стандарты, технические условия и инструкции по оформлению чертежей и другой конструкторской документации.

4.5. Основы организации труда.

4.6. Основы законодательства о труде.

4.7. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.8. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии.

5. Чертежник подчиняется непосредственно

6. На время отсутствия чертежника его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Чертежник:

1. Выполняет чертежные работы (чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи и другую конструкторскую документацию) по эскизным документам или с натуры в требуемых масштабах в туши или карандаше с соблюдением правил черчения.

2. Составляет схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы.

3. Делает необходимые надписи и проставляет условные обозначения на чертежах и других документах.

4. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Чертежник имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Чертежник несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 151901.01 Чертежник-конструктор в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в .

Таблица 1

_____________________________

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

чертежник - чертежник-конструктор.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение расчетно-конструкторских работ, выполнение технических чертежей, эскизов и карт на основе измерений и других специальных данных, копирование чертежей и рисунков, техническое проектирование в промышленности и строительстве.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

эскизные документы;

инструменты и приспособления для черчения;

компьютерная техника;

конструкторская документация;

калькулятор.

4.3. Обучающийся по профессии 151901.01 Чертежник-конструктор готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение чертежных работ.

4.3.2. Ведение процесса чертежных и простых расчетно-конструкторских работ.

V. Требования к результатам программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выполнение чертежных работ.

ПК 1.1. Выполнять чертежи деталей, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи по эскизным документам или с натуры.

ПК 1.2. Оформлять чертежи.

ПК 1.3. Составлять и вычерчивать схемы.

ПК 1.4. Выполнять спецификации, различные ведомости и таблицы.

5.2.2. Ведение процесса чертежных и простых расчетно-конструкторских работ.

ПК 2.1. Вычерчивать сборочные чертежи и выполнять их деталировку.

ПК 2.2. Выполнять эскизы деталей простых конструкций.

ПК 2.3. Выполнять несложные технические расчеты.

ПК 2.4. Вносить принятые в процессе разработки изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" 756 504
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 282 188
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров; определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; знать: систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основные принципы калибровки сложных профилей; основы взаимозаменяемости; методы определения погрешностей измерений; основные сведения о сопряжениях в машиностроении; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы; наименование и свойства комплектуемых материалов; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей. ОП.01. Технические измерения
уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров; знать: основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. ОП.02. Техническая графика
уметь: читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; знать: единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; свойства постоянного и переменного электрического тока; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление. ОП.03. Основы электротехники
уметь: выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. ОП.04. Основы материаловедения
уметь: определять режим резания по справочнику и паспорту станка; оформлять техническую документацию; рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках; знать: основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин; наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений; устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов; правила технического обслуживания и способы проверки, норм точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы; назначение и правила применения режущего инструмента; углы, правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах; основные направления автоматизации производственных процессов; основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки; основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы; принцип базирования; общие сведения о проектировании технологических процессов; порядок оформления технической документации; основные сведения о комплексной механизации, автоматизации и управлению производством; правила оформления рабочей документации в процессе работы. ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 28 ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
П.00 Профессиональный учебный цикл 474 316
ПМ.00 Профессиональные модули 474 316
ПМ.01 Ведение процесса чертежных и простых расчетно-конструкторских работ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: вычерчивания сборочных чертежей и чертежей общего вида; выполнения деталировки сборочных чертежей; выполнения с натуры эскизов деталей и сборочных чертежей простых конструкций; выполнения несложных технических расчетов; внесения принятых в процессе разработки изменений в конструкторскую документацию; составления извещений об изменениях в конструкторской документации; работы с компьютерными программами для подготовки конструкторской документации; уметь: под руководством более квалифицированного специалиста выполнять эскизы и рабочие чертежи по конструированию изделий; вычерчивать сборочные чертежи, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи по эскизам или с натуры, а также другую конструкторскую документацию; снимать с натуры эскизы простых конструкций деталей, изделий; выполнять деталировку сборочных чертежей, несложные технические расчеты по исходным данным в соответствии с разработанными программами и методиками или типовыми расчетами; составлять схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы; вносить принятые в процессе разработки изменения в конструкторскую документацию; составлять извещения об изменениях; оформлять чертежи: выполнять минимально необходимое количество изображений, проставлять условные обозначения и размеры, делать необходимые надписи; знать: порядок и последовательность деталирования сборочных чертежей; правила нанесения допусков, посадок, параметров шероховатости поверхности, геометрических отклонений формы и расположения поверхностей на чертежах при деталировке; основы конструирования; методы и средства выполнения чертежно-конструкторских работ; номенклатуру конструкторских документов; методы и средства выполнения технических расчетов; технологию изготовления и условия технической эксплуатации разрабатываемых изделий; технические условия эксплуатации проектируемых изделий; марки, свойства, применение основных конструкционных материалов; технологию изготовления разрабатываемых изделий; принцип выбора материалов и заготовок при конструировании деталей машин; виды, назначение и порядок расчета типовых деталей и конструкций; требования к организации рабочего места чертежника-конструктора; требования к эскизам; инструмент для эскизирования, измерительный инструмент, технику измерений; порядок выполнения эскизов; требования ЕСКД к порядку изменений конструкторской документации. МДК.01.01. Технология конструирования деталей машин МДК.01.02. Компьютерная графика
ПМ.02 Выполнение чертежных работ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения чертежей деталей, габаритных и монтажных чертежей по эскизам или с натуры; оформления чертежей, выполнения необходимых надписей и условных обозначений; составления и вычерчивания схем; составления спецификаций, различных ведомостей и таблиц; уметь: выполнять чертежные работы (чертежи деталей, габаритные и монтажные чертежи и другую конструкторскую документацию) по эскизам или с натуры в требуемых масштабах в туши или карандаше с соблюдением правил черчения; составлять схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы; оформлять чертежи: выполнять минимально необходимое количество изображений, проставлять условные обозначения и размеры, делать необходимые надписи; знать: правила и приемы геометрического и проекционного черчения; основные приемы машинной графики; основы технологии в машиностроении; понятие о машинах и механизмах и их разновидностях; понятие о звеньях и кинематических парах; классификацию деталей машин общего и специального назначения; конструкционные элементы деталей; методы и средства выполнения чертежных работ; основы технического черчения; сечение и разрезы и их оформление на чертежах; виды рабочих чертежей, требования к ним; правила организации рабочего места чертежника; инструменты и приспособления, применяемые при черчении; стандарты, технические условия и инструкции по оформлению чертежей; правила оформления чертежей; виды, соотношения и размеры стандартного чертежного шрифта; выносные элементы; обозначение чертежей различных этапов проекта; классификацию текстовой документации; правила составления, оформления и обозначения ведомостей, таблиц, спецификаций; назначение и порядок составления ведомостей сопроводительной технической документации; классификацию схем по назначению, по способу их изображения, по виду элементов схемы и их связей; условные обозначения элементов и их связей в кинематических схемах; основные понятия о гидравлических элементах и их условные обозначения на схемах; основные понятия о пневматических элементах и их условные обозначения на схемах; основные понятия об электрических и электронных элементах и их условные обозначения на схемах. МДК.02.01. Машиностроительное черчение
ФК.00 Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. 68 34
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 162 108
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС 918 612
УП.00 Учебная практика 21 нед. 756
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 2 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" .

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы .

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

технических измерений;

материаловедения;

электротехники;

технической графики;

безопасности жизнедеятельности;

технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах;

компьютерный класс.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования .

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

_____________________________

*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии "Чертежник-конструктор" (151901.01).

Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии в России.

Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.