Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль. Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль - форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационных структур, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

  • · соблюдения требований законодательства;
  • · точности и полноты документации бухгалтерского учет
  • · предотвращения ошибок и искажений;
  • · исполнения приказов и распоряжений;

Цели системы внутреннего контроля:

  • 1. Соответствие деятельности организации принятому курсу действий (целевым установкам и ориентирам) и стратегии.
  • 2. Устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения.
  • 3. Упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности.
  • 4. Сохранность имущества организации (внеоборотных активов и оборотных средств), в том числе сохранность систематизированных и обобщенных данных для их использования в управлении. Здесь существуют два аспекта контроля:
    • а) контроль, ориентированный на адекватность организационных мероприятий по обеспечению физической безопасности активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, отказов компьютеров, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений и т.д.);
    • б) контроль на предмет обоснованности финансово-хозяйственных операций, платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям.
  • 5. Должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений.
  • 6. Достижение показателей эффективности системы бухгалтерского учета - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности.
  • 7. Рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
  • 8. Рациональное и экономное использование всех видов ресурсов.
  • 9. Соблюдение должностными лицами, другими работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений.
  • 10. Соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей. Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок. Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных величин с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть пред­варительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию; распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и испол­нению документы, которые служат основанием для осуществ­ления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финан­совых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финан­совых обязательств перед государством, получения и исполь­зования денежных средств для административно-хозяйствен­ных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуще­ствляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использо­вания предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути пре­дупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от инициативы субъекта финансовых право­отношений можно выделить обязательный и добровольный фи­нансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль проводится:

§ в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

§ по решению компетентных государственных органов (на­пример, про верки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых орга­нов; контроль, проводимый на основе решений право­охранительных органов).

Добровольный финансовый контроль осуществляется по са­мостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль , его можно разделить на государственный (общегосударствен­ный, вневедомственный и ведомственный), внутрихозяйствен­ный и аудиторский .

Общегосударственный финансовый контроль - имеет наивыс­шее значение в силу особого статуса осуществляющих его ор­ганов (Федеральное Собрание РФи Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются за­конность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной сис­темы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль - это контроль спе­циальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.


Ведомственный финансовый контроль - это контроль мини­стерств, ведомств, других органов исполнительной власти, го­сударственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуще­ствляют самостоятельные структурные контрольно-ревизион­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений на­ходится под контролем Минфина России, финансовых орга­нов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляет­ся на предприятиях, учреждениях и организациях их руково­дителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами). Объектом конт­роля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразде­лений.

Аудиторский финансовый контроль это независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской де­ятельности. Появление такого вида контроля связано с пере­ходом к рыночным отношениям и изменением методов регу­лирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на него­сударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их фи­нансово-хозяйственной деятельностью, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государ­ственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и от­четности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами оказываются следующие виды услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3)анализ Финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связан­ное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение инфор­мационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, состав­ление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и эксперименталь­ных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью;

11) обучение в установленном законодательством РФ по­рядке специалистов в областях, связанных с аудиторской дея­тельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской дея­тельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, ­как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установлен­ном порядке регистрацию и их аудиторская деятельность мо­жет осуществляться только после получения лицензии.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Объекты контроля:

Исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

Организация денежного обращения;

Использование кредитных ресурсов;

Состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

Предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

Счетная палата РФ;

Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);

Государственный таможенный комитет РФ;

Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;

Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

Иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. -- М.: ИНФРА_М, 2004. -- С. 49.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

Формирование учетной политики;

Ведение бухгалтерского учета;

Составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

Контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

Обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия. Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. -- М.: ИНФРА_М, 2004. -- С. 56.

Большинство ученых, посвятивших свои исследования проблемам внутрихозяйственного контроля, единодушны в определении его задач и роли в системе управления предприятием.

Отдельные ученые внутрихозяйственный контроль называют внутренним контролем. Однако, в любом случае следует иметь в виду, что "внутренний контроль" может рассматриваться не только относительно отдельного предприятия, но и как "внутренний ведомственный контроль".

Внутрихозяйственный контроль охватывает всю хозяйственную сферу предприятия, все фазы воспроизводства - снабжение, производство, сбыт готовой продукции и все виды деятельности коллектива предприятия, связанные с воспроизводственным процессом.

Внутрихозяйственный контроль - является видом экономического контроля владельца, представляет собой систематическое наблюдение и проверку эффективности использования активов и обязательств предприятия, производства при наименьших затратах, полное сохранение имущества, профилактика бесхозяйственности и хищений, законность и целесообразность хозяйственных операций и процессов, осуществляемых руководством предприятия или уполномоченным им должностным лицом (органом) с целью формирования информационных основ принятия управленческих решений или их корректировки для достижения поставленных целей наиболее эффективным способом.

Такой контроль способствует воспитанию лиц в духе ответственного и бережного выполнения должностных обязанностей. В этом и заключается большой экономический и психологический эффект систематического контроля качества выполняемых работ и получаемой продукции.

Целью внутрихозяйственного контроля являются оценка событий и фактов хозяйственной деятельности предприятия по экономической эффективности и законности ее осуществления и обеспечения достоверности данных в процессе хозяйственной деятельности.

Значение и содержание внутрихозяйственного контроля предприятий определяют поставленные перед ним задачи. Среди важнейших из них следует выделить:

1) обеспечения законности, целесообразности осуществления хозяйственных операций и выполнения управленческих решений;

2) отслеживание достоверности, полноты и своевременности отражения информации в учете;

3) выявление отклонений в процессе хозяйственной деятельности от предусмотренных норм, нормативов, стандартов, правил, планов, договорных обязательств и т. п;

4) установление причин отклонений, возникших, и доведение ответственности причастных лиц за их последствия;

5) предубеждения срывов, простоев в работе структурных подразделений;

6) персонифицированная оценка конечных результатов работника, трудового коллектива, оценка дисциплины труда, степени соблюдения всех требований, предъявляемых работнику (коллективу) в процессе хозяйственной деятельности, оценка их инициативности и полноты выполнения;

7) принятие корректирующих мер и установления результатов управленческих воздействий.

Рис. 1.3. в

Внутрихозяйственный контроль как составной компонент управления предприятием выступает средством связи между объектом и системой управления, предоставляя информацию относительно фактического состояния управляемого объекта, фактического выполнения принятого решения.

Одновременно реализуются такие функции контроля как профилактическая (предупредительная), информационная и культурно-воспитательная, мобилизующая (рис. 1.4.).

Контроль функционирует по каналу прямой связи, основная цель которого - предотвращение (предупреждение) возможных ошибок и нарушений. Именно в таком случае проявляется предупредительная (профилактическая) функция внутрихозяйственного контроля, что оказывает помощь всем уровням управления в предупреждении и устранении фактов возможных нарушений и несоблюдения требований действующего законодательства в будущем. Также способствует ликвидации явлений, которые порождают бесхозяйственность со стороны предприятий и случаи не соблюдения ими требований действующих нормативных документов в будущем.

Обратная связь между субъектом и объектом внутрихозяйственного контроля является универсальным средством получения информации. При этом по каналу обратной связи происходит выявление ошибок и недостатков. Таким образом, информационная или познавательная функция внутрихозяйственного контроля заключается в предоставлении информации о состоянии объекта для принятия необходимых управленческих решений и проведения корректирующих действий. Эта информация является основанием для принятия адекватных решений и проведения корректируя действий, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование проверяемого объекта.

Рис. 1.4. в

Не менее важная роль отводится и культурно-воспитательной функции внутрихозяйственного контроля благодаря которой работникам прививается чувство бережливости и ответственного отношения относительно выполнения собственных должностных обязанностей. Широкое привлечение работников к осуществлению внутрихозяйственного контроля способствует повышению их творческой активности, трудовой дисциплины и создает возможности постоянной заботы о членах трудового коллектива.

При осуществлении контроля выявляются не только недостатки, но и положительные явления в деятельности предприятий. Последние как передовой опыт могут использовать и на других предприятиях, благодаря чему реализуется мобилизующая функция внутрихозяйственного контроля.

Функции внутрихозяйственного контроля заключаются в содействии деятельности предприятия различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов. Таким образом, внутрихозяйственный контроль как функциональная экономическая наука обеспечивает практические рекомендации относительно эффективного достижения целей предприятия путем реализации управленческих решений.

Тема 6. Негосударственный финансовый контроль

Аудиторное изучение:

Проведение внутрихозяйственного контроля. Правовое положение главного бухгалтера организации. Банковский контроль. Аудиторский (независимый) контроль. Стандарты аудита. Обязательный аудиторский контроль. Аттестация аудиторов. Ответственность аудиторов.

Самостоятельное изучение:

Принципы аудиторской деятельности. Права и обязанности аудитора. Аудиторский риск. Значение аудиторского заключения. Уголовная ответственность аудиторов.

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности организации в целом, ее отдельных структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Система внутреннего контроля осуществляется в организации на средства хозяйствующего субъекта и создается по решению руководства для повышения эффективности управления.

Цель внутреннего финансового контроля – обеспечить своевременное выявление и анализ рисков, достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов.

Внутрихозяйственный контроль в организации направлен на решение следующихзадач :

обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

соблюдение сбалансированности между активами и обязательствами хозяйствующего субъекта;

соблюдение своевременности и полноты уплаты налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды;

выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, включая уменьшение себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг и повышение рентабельности производства;

обеспечение должного уровня полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления, в том числе в области налогообложения организаций, относящихся к различным организационно-правовым формам, и др.

К функциям внутреннего финансового контроля часто относят оперативную, защитную, регулятивную (упорядочивающая), информативную, коммуникативную и превентивную. Последняя функция в современных условиях наиболее существенна, так как именно внутренний финансовый контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий, прежде всего применения мер юридической ответственности. Например, оценка законности и целесообразности на стадии зарождения операций позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативных документов и целям деятельности организации.



Обязательность проведения внутрихозяйственного контроля в организации установлена в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (вступает в силу 01.01.2013).

В п. 1 ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете» дано законодательное определение понятия

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации .

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Статья 8. Учетная политика

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение:

объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;

последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации;

основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении и только в рублях (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).

В соответствии с названым законом ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций . При этом руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Кроме того, в организации принимается учетная политика (утверждается приказом руководителя), которая должна содержать :

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике организации производятся либо в случае изменения нормативных актов по бухгалтерскому учету, либо разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий деятельности организации. Причем изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Если руководитель организации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, то главный бухгалтер (или бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется не­посредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказам он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денеж­ными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства счи­таются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за ис­ключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых, определяются отдельными указаниями Министерства финансов РФ). В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первич­ные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правовое положение главного бухгалтера установлено Постановлением Совета министров СССР от 24.01.1980 № 59 (с изм. от 17.04.2002) «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышения его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Так, на главного бухгалтера возложена обязанность осуществлять контроль:

а) за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

б) за правильностью расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

в) за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

г) за своевременным взысканием дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

д) за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

При наличии в составе организации самостоятельной финансовой службы на главного бухгалтера также возлагаются обязанности по учету финансовых, расчетных и кредитных операций и контролю за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций. Более того, главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю организации для принятия мер.

Руководители и главные бухгалтеры организаций в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.