Повар, кондитер базовой подготовки профессиональные компетенции. Доклад на тему: Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания Модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии

О. Б. Малахинская, преподаватель дисциплин профессионального цикла,

филиал ГБПОУ ЯНАО « ЯМК» в г. Лабытнанги

Формирование компетенций будущего квалифицированного рабочего по профессии «Повар, кондитер»

ФГОС НПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Я считаю, что на уроках профессионального цикла, очень важен личностно-ориентированный подход, потому что к нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.

Новая нормативно - правовая база российского образования, а именно новое поколение ФГОС, дали дополнительные свободы в решении задач по формированию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, а также предоставили возможность построения индивидуальных траекторий профессионального образования. Также в настоящее время профессия «Повар, кондитер» претерпела коренные изменения: из «серых» общепитовских стен она «выходит» в привлекательные, комфортабельные кафе и рестораны с богатейшим набором изысканных блюд.

Развитие этнотуризма на Ямале, открытие новых кафе и ресторанов заставляет развивать и совершенствовать национальную кухню.

Учитывая требования и запросы работодателей в программу профессиональных модулей, в качестве вариативной части, были введены дополнительные компетенции по приготовлению пищи, учитывающие традиции народов Крайнего Севера.

Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном рынке труда, я должна научить их учиться. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую элементы различных технологий: дифференцированное обучение (задания различного уровня сложности), личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативных технологии (применение учебных электронных ресурсов по профессии, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам), интегрированные уроки, технология игровых методов, технология проектного обучения (исследовательские работы), здоровьесберегающие и игровые технологии, а также педагогику сотрудничества.

В рамках перечисленных образовательных технологий использую нетрадиционные формы уроков: уроки самостоятельной деятельности, исследовательские, проблемные, уроки-тренинги, уроки-семинары. Считаю, уроки самостоятельной работы формируют и развивают механизмы независимости обучающихся, утверждают самостоятельные качества личности.

Уроки на основе групповой деятельности помогают обучать работать в коллективе. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.

Семинар - одна из форм учебных занятий, которую я применяю довольно часто. Непременное требование к нему - активное участие каждого обучающегося.

На уроке-семинаре выявляется сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем обучающийся должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Урок-семинар я использую для воспитания самостоятельности обучающихся, формирования умения работать со справочной литературой и развития навыков монологической речи.

Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения;

Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Умение работать в команде.

Результатом применения вышеперечисленных технологий является:

Повышение качества знаний обучающихся, развитие способностей каждого обучающегося,

Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

Активизация познавательной деятельности и творческой активности обучающихся,

Формирование личностных качеств обучающихся,

Формирование у обучающихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

В результате такого подхода в обучении абсолютная и качественная успеваемость по предметам профессионального цикла остается стабильной на протяжении всего курса обучения. Результаты государственной итоговой аттестации показывают, что содержание и качество выпускников соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта НПО по профессии «Повар, кондитер».

В результате целенаправленной работы практически все мои выпускники трудоустраиваются по своей профессии, а часть продолжают получать образование в высших учебных заведениях.

Список литературы:

1. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М., Андриянова Т. М. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г. И. Ибрагимова - М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана Граф, 2005.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер

Евгений Смирнов

# Нюансы бизнеса

Компетенции руководителей

Опыт – основа управленческих компетенций. Опыт подразумевает не только наличие теоретических знаний, но и умение их применить в профессиональной сфере.

Навигация по статье

  • Виды профессиональных компетенций
  • Управленческие компетенции руководителей
  • Базовые и специальные управленческие компетенции
  • Методы повышения компетенций
  • Профессиональные компетенции в разных сферах
  • Профессиональные компетенции юриста
  • Профессиональные компетенции инженера
  • Профессиональные компетенции шеф-повара
  • Корпоративные компетенции
  • Вывод

Управленческие компетенции – это совокупность знаний, навыков и личностных характеристик, позволяющих менеджеру эффективно справляться с обязанностями руководителя. От того, насколько высокий уровень должностных компетенций демонстрирует конкретный управленец, зависит то, насколько грамотно им будут решаться оперативные и стратегические задачи для достижения намеченных целей.

Опыт – основа управленческих компетенций. Опыт подразумевает не только наличие теоретических знаний, но и умение их применить в профессиональной сфере. Это в первую очередь навыки, полученные специалистом на разных должностях в разных компаниях и опробованные на практике. Другими словами, управленческие компетенции – это ключевой индикатор профессионализма руководителя, с точки зрения эффективного менеджмента.

Виды профессиональных компетенций

Вне зависимости от того, занимает человек руководящую или исполнительную должность, выделяют две ключевые группы компетенций:

  • Базовые компетенции – совокупность личностных качеств, которые определяют эффективность конкретного специалиста в целом. В эту группу относятся волевые, интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные характеристики человека.
  • Специальные компетенции – это спектр знаний, умений и навыков, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью конкретного специалиста. Для разных должностей эти компетенции отличаются. К примеру, специальной компетенцией эксперта-переводчика является навык синхронного перевода, а к специальным компетенциям секретаря относится грамотное составление и управление рабочим графиком руководителя.

Все компетенции работника, отражающие возможности его личностного роста, условно делятся на две группы:

  • технические компетенции специалиста – профессиональные знания, умения и навыки, которые необходимы работнику, занимающему конкретную должность;
  • поведенческие компетенции – универсальные компетенции сотрудника, в том числе личностные особенности, которые характеризуют эффективность человека в целом.

По-другому, эту классификацию можно представить как личные и функциональные характеристики управленца. Личностные компетенции лидера во многом являются изначальными задатками специалиста. Задача управленца, желающего поднять свою профессиональную планку, состоит в том, чтобы развить свои сильные стороны и подтянуть слабые. В то время как легко осваиваемые функциональные компетенции приходят во время обучения и в процессе работы, личные лидерские компетенции менеджмента требуют приложения волевых усилий для того, чтобы развить свои природные задатки и максимально устранить недостатки.

Управленческие компетенции руководителей

Профессиональный менеджер – это специалист, который должен владеть и применять в своей работе базовые управленческие компетенции. В то время как, к примеру, профессиональные компетенции продавца электроники не требуют серьезных организационных навыков, для руководителя умение управлять бизнес-процессами и подчиненными – основа основ. Руководящая должность имеет свою специфику, которая отражается и на компетенциях. Эта специфика представлена ниже в виде тезисов:

  • Работа управленца, в отличие от других видов интеллектуальной трудовой деятельности, не имеет конкретных временных рамок. Поэтому уровень и индикаторы достижения промежуточных результатов являются главными ориентирами в оценке руководителя.
  • Стратегии и оперативные действия руководителя непрерывно корректируются под влиянием внешних рыночных условий. Умение действовать в нестандартных ситуациях занимает в списке компетенций руководителя далеко не последнее место.
  • Управленец несет ответственность за действия своих подчиненных, учитывает риски и использует возможности. Профессиональные компетенции руководителя предполагают умение собрать сильную команду и организовать эффективный рабочий процесс.
  • Корпоративная культура руководства и практикуемый им стиль управления формирует деловую репутацию компании. Менеджер любого звена является носителем корпоративных ценностей, которые прямо влияют на специальные компетенции.

Все эти факторы определяют спектр компетенций, которыми должен владеть руководитель. Контроль за тем, насколько специалист владеет теми или иными профессиональными навыками, осуществляет непосредственный начальник и специалисты HR-отдела, которые в специальные таблицы вносят параметры работника и отслеживают прогресс. Такой формат позволяет быстро выявить слабые стороны менеджера и выработать программу для их устранения.

Базовые и специальные управленческие компетенции

К базовым компетенциям управленца относится:

  1. Системное стратегическое мышление. Руководитель, который не мыслит наперед и не отслеживает глобальные тенденции, не в состоянии быть эффективным в долгосрочной перспективе.
  2. Владение основами маркетинга. Понимание рынка и места компании на рынке, умение анализировать информацию и синтезировать эффективные маркетинговые решения при ограниченном бюджете – краткое описание компетенций маркетинга.
  3. Навыки управления финансами. Руководитель должен уметь грамотно распределять ограниченные ресурсы компании и использовать эффективные инвестиционные механизмы для увеличения доходов.
  4. Знание производственных, коммерческих и логистических процессов.
  5. Навыки развития новых продуктов и услуг.
  6. Знание делопроизводства и администрирования.
  7. Понимание и применение профильной законодательной базы, регулирующей конкретную отрасль бизнеса.
  8. Развитые навыки коммуникаций и управления персоналом.
  9. Понимание и применение основ информационной, коммерческой и экономической безопасности.

Что касается специальных управленческих компетенций, то они зависят от конкретной отрасли и специфики занимаемой должности. К примеру, компетенции главного бухгалтера, который фактически занимает руководящую должность, существенно отличаются от компетенций коммерческого директора или PR-менеджера.

Управленческие компетенции можно рассмотреть не только в разрезе базовых и специальных навыков. Альтернативной классификацией является распределение управленческих компетенций по характеру действий руководителя. Сюда относится:

  • Видение – способность прогнозировать и мыслить на тактическом и стратегическом уровнях, просчитывая риски и используя возникающие возможности.
  • Действие – умение целенаправленно и эффективно организовывать свои действия и действия своей команды для достижения конкретного результата.
  • Взаимодействие – умение формировать эффективные и комфортные отношения с партнерами, высшим руководством, подчиненными и другими людьми.

Методы повышения компетенций

Успешный управленец системно совершенствует базовые и специальные компетенции. Повышение профессионального уровня осуществляется несколькими путями, которые условно разделяют на:

  1. Традиционные методы обучения;
  2. Методы активного обучения;
  3. Обучение на рабочем месте.

Традиционные методы обучения применяются в том случае, когда специалисту необходимо передать объем знаний и помочь усвоить их в короткий срок. К традиционным методам обучения относят:

  • лекции – односторонняя подача учебного материала преимущественно в виде теории с минимальной обратной связью;
  • семинары – формат обучения, при котором происходит активная коммуникация преподавателя с аудиторией;
  • обучающие фильмы – удобный формат, предполагающий возможность удаленного освоения новых компетенций.

Активные методы обучения, по сравнению с традиционными методами, отличаются большей эффективностью и индивидуальным подходом, позволяющим повысить уровень компетенций в сжатые сроки. В эту категорию входят:

  • тренинги – сжатая теоретическая подготовка с максимальной практической отработкой умений;
  • компьютерное обучение – программный способ подачи и отработки полученных знаний и навыков;
  • групповые дискуссии – устный обмен опытом в контексте решения конкретной задачи;
  • бизнес-игры – моделирование и отработка ситуаций, возникающих в профессиональной практике;
  • ролевые игры – обучение межличностным коммуникациям путем моделирования обучающих ситуаций.

Методы обучения на рабочем месте – полноценная практика с получением реальных навыков и обменом опыта. Эти методы включают:

  • временную стажировку в других отделах компании для укрепления горизонтальных корпоративных связей;
  • составление индивидуальной программы обучения по результатам стороннего наблюдения за рабочим процессом тестируемого специалиста;
  • равноправный коучинг с элементами неформального наставничества для обмена опытом между специалистами разных направлений;
  • вертикальное прямое наставничество под контролем вышестоящего руководства;
  • коучинг с самостоятельным поиском решений с помощью тренера;
  • знакомство с корпоративной культурой и ценностными компетенциями руководителя.

Существует множество методов повышения компетенций. Для эффективного обучения важно, чтобы освоение новых знаний и навыков происходило с небольшим опережением актуальных трендов, ориентировалось на всестороннее развитие компании и эффективные межличностные коммуникации.

Профессиональные компетенции в разных сферах

Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.

Профессиональные компетенции юриста

Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:

  • знание базовых законов, их грамотное толкование и применение на практике;
  • умение квалифицировать события и факты с точки зрения права;
  • навыки составления юридических документов, предоставление консультаций и оформление правовых заключений;
  • умение принимать правовые решения и действовать в рамках закона;
  • навыки установления фактов правонарушений и принятия мер по восстановлению нарушенных прав;
  • систематическое повышение профессиональной квалификации;
  • глубокое изучение законодательства и практики его применения.

Профессиональные компетенции инженера

Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:

  • понимание технологии и принципов организации производства;
  • владение аналитическими навыками, использование математических и экономических расчётов;
  • ведение деловой и инженерной документации;
  • подбор квалифицированных подрядчиков и эффективное взаимодействие с ними;
  • знание нормативной документации и ГОСТ;
  • продвинутые навыки работы с компьютером и специальным софтом;
  • ответственность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях;
  • высокие коммуникативные навыки с подчиненными и начальством.

Профессиональные компетенции шеф-повара

Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:

  • понимание основ товароведения и техник приготовления блюд национальных кухонь;
  • умение грамотно зонировать ресторан в соответствии с санитарными нормами и принципами эргономики;
  • ведение финансов, разработка бюджетов и оценка эффективности работы кухни и заведения в целом;
  • владение методами отбора персонала, формирование эффективного штата и налаживание коммуникаций с подчиненными;
  • знание юридической стороны ресторанного бизнеса, понимание норм и правил ведения внутренней документации.

Корпоративные компетенции

Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания.

Производство кулинарной продукции на современном предприятии сложный технологический процесс, который состоит из ряда последовательных операций по обработке продуктов, приготовлению блюд и кулинарных изделий. Удовлетворение потребностей общества в высококачественных и разнообразных продуктах питания, повышение культуры их потребления за счет совершенствования технологии производства, улучшения качества готовой продукции во многом зависит от мастерства поваров, от того какими профессиональными компетенциями они обладают.

В научной литературе выделены следующие существенные признаки компетенций:

    Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится не к знаниям ни навыкам; Быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».

Профессиональные качества специалиста очень важны. Они формируют у будущего специалиста положительное отношение к своей профессии и людям с которыми он работает. Стремление к личностному росту, профессиональному совершенствованию, позволяет решать те производственные задачи, которые ставит перед ним работодатель:

    социальные, определяющие его взаимодействие с другими людьми;

    информационные, связанные с получением и обработкой информации;

    расчетные, связанные с умением решать профессиональные задачи;

    эксплутационные;

    управленческие, организационные;

    конструкторские;

    проектировочные;

    экономические, включающие поведение на рынке труда.

Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для того чтобы научить работать, нужно работать.

Профессиональная компетенция - емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.

В нашем случае будущий специалист общественного питания должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе учёбы, должен быть готов к выполнению производственно технологической, организационно-управленческой, контрольно-технологической, опытно - экспериментальной деятельности; также должен владеть теоретическими основами и профессиональными компетенциями, такими как:

Механическая кулинарная обработка продуктов; основные приемы;

Приемы тепловой кулинарной обработки продуктов;

Технология приготовления супов, соусов, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, овощей, рыбы и морепродуктов, мяса, мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы;

Технология приготовления и отпуска блюд из яиц и творога, холодных блюд и закусок из рыбы, мяса и других продуктов, бутербродов, сладких блюд и горячих напитков;

Рецептуры, требования к качеству, условия и сроки хранения;

Технология приготовления мучных кондитерских изделий;

Технология приготовления полуфабрикатов;

Замес теста и способы его разрыхления;

Технологию приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста, полуфабрикатов и изделий из них;

Способы украшения пирожных и тортов.

Владеть практическими основами профессиональной деятельности, а именно:

Вести технологический процесс механической кулинарной обработки сырья;

Готовить блюда и кулинарные изделия;

Выполнять комплектацию блюд и раздачу блюд массового спроса;

Определять качество приготовляемой пищи, предупреждать и устранять возможные ее недостатки;

Подготавливать кондитерское сырье к производству;

Приготавливать различные виды начинок, сиропов, помады, кремов, фаршей;

Вести технологический процесс приготовления различных видов теста, полуфабрикатов и изделий из них;

Украшать кондитерские изделия;

Вырабатывать штучные кондитерские изделия, пирожные и торты.

Ко всему этому мы должны:

Понимать социальное и экономическое значение предприятий общественного питания;

- знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии;

Уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование; составлять основные технологические карты блюд, составлять калькуляцию;

- иметь навыки использования методов применения профессиональных компетенций на практике;

- Для нашей деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должны быть физически выносливыми, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Нужно тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), нужно быть ответственным и честным.

Перечисленные компетенции формируются в ходе теоретической и практической подготовки в колледже. К первому этапу можно отнести учебные и лабораторно-практические занятия, на которых мы изучаем не только технологию приготовления различных блюд и полуфабрикатов, но и проводим калькуляцию блюд, составляем меню, составляем технологические карты, учимся правильно сервировать стол. В лаборатории колледжа есть возможность заниматься приготовлением холодных и горячих блюд из мяса, рыбы, птицы, молочных продуктов, овощей, фруктов. Мы получаем практические навыки от подготовки продуктов к приготовлению до получения готового блюда.

Раннее, до поступления в колледж на данную специальность т.е. «Повар, кондитер, калькулятор», мы ничего не знали об этой профессии и не представляли как будет интересно и полезно нам в общественном питании в дальнейшей жизни. Но для дальнейшего развития в данном направлении, для того чтобы стать квалифицированным работником нам необходимо сформировать в себе профессиональные компетенции будущего специалиста общественного питания. Ведь формирование профессиональных компетенций у студентов - одна из актуальных проблем в настоящее время.

Овладение компетенциями позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они обеспечивают гибкое поведение специалиста на рынке труда.

К следующему этапу формирования профессиональных компетенций можно отнести производственную практику, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях общественного питания, но и закреплять профессиональные умения на производстве. На личном примере я могу рассказать о значимости производственной практики, с 13.10.2014г по 20.11.2014г. мы проходили производственную практику на предприятиях общественного питания. Нас ознакомили с правилами и техникой безопасности на предприятии, также ознакомили со структурой предприятия и с должностными обязанностями специалиста общественного питания на предприятии . Я овладел необходимыми профессиональными компетенциями, закрепил свои теоретические знания и умения с производственного обучения. Я учавствовал в приготовлении различных блюд. Практика оставила у меня только хорошие впечатления. Коллектив нас принял доброжелательно, ответили на все вопросы. Практика дала мне общие представления о будущей профессии, и повысила интерес к учебе. Получено много ценной и полезной информации, которая несомненно окажет большое влияние в моей дальнейшей профессиональной деятельности . Мною был проведен небольшой социологический опрос студентов колледжа и сотрудников базовых организаций общественного питания в ходе которого выяснилось, что представители данной профессии очень востребованы на рынке труда

Еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для нас может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер-классов шеф-поваров. Профессионалы своего дела демонстрируют нам особенности приготовления сложных блюд, необыкновенно-красивые способы их оформления. К примеру в период с 12.05.2014г по 20.05.2014г мы присутствовали на мастер-классе, который проводил специалист из Германии для обмена опытом и повышения уровня квалификации наших студентов. После таких конкурсов и мастер-классов у нас появляется еще большее стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.

Список использованной литературы.

    Чебанная И.А. Теоретические подходы к определению профессиональных компетенций специалистов СПО // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 99–103.

    Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону» . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 103–105.

    Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.

    Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья / Н.Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. №3. – С. 61

    Прокопьев М. Компетентностный подход в образовании: статья / М. Прокопьев // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №4. – с. 29.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Хаматгалеева Гулия Агзамтдиновна. Формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Хаматгалеева Гулия Агзамтдиновна; [Место защиты: Казан. гос. технол. ун-т].- Казань, 2010.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1690

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 12

1.1. Сущностная характеристика повара-профессионала индустрии питания 12

1.2. Требования к профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания 35

1.3. Модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 72

Выводы по главе 80

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 84

2.1. Технология модульного обучения в подготовке повара индустрии питания 84

2.2. Структура и содержание специальной дисциплины «Кулинария» как средство реализации модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 94

2.3. Взаимосвязь форм и методов обучения в подготовке повара индустрии питания 122

2.4. Опытно - экспериментальная работа и обоснование эффективности модели и педагогических условий формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 145

Выводы по главе 174

Заключение 177

Библиография 181

Приложения 199

Введение к работе

Актуальность исследования . Быстрое развитие индустрии питания, появление инноваций в области технологии производства кулинарной продукции и торгово-технологического оборудования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке повара учреждениями начального профессионального образования.

Однако, по мнению президента Федерации рестораторов и отельеров России И.О.Бухарова, существующая подготовка поваров не удовлетворяет работодателей. Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и «потребитель» его результатов, требует от повара индустрии питания наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественной кулинарной продукции, а также на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится.

В научной литературе вопросы, связанные с формированием конкурентоспособного специалиста, в том числе и для индустрии питания, нашли своё отражение в работах Г.Ф.Авдеевой, В.И.Андреева, П.Н.Осипова, С.А. Отставновой, В.С. Суворова, Р.А.Фахрутдинова и др. Во многом этому способствовали исследования, посвященные совершенствованию трудового и профессионального обучения (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Э.Ф.Зеер, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков и др.), формированию мотивации учения и труда (О.В.Горбушина, О.С.Гребенюк, Г.И.Ибрагимов, В.И.Ковалев, С.Н.Козлова, Ю.П.Поваренков и др.), формированию профессиональной компетенции поваров и технологов индустрии питания (А.Ф.Амельченко, И.А. Чебанная, Л.И. Непогода и др.).

Анализ структуры профессиональной деятельности повара индустрии питания показывает, что ему необходимо владеть несколькими видами профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической), среди которых производственно-технологическая непосредственно влияет на выполнение производственных операций, связанных с приготовлением, оформлением, порционированием и отпуском кулинарной продукции на предприятии индустрии питания. Это позволяет выделить производственно-технологическую компетенцию среди других профессиональных компетенций как наиболее важную, непосредственно влияющую на выпуск поваром качественной кулинарной продукции и включающую совокупность знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, способствующих эффективной подготовке повара учреждениями начального профессионального образования.

К сожалению, проведенные ранее исследования не затрагивали формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания на этапе его подготовки в учреждении начального профессионального образования (УНПО), что отрицательно сказывается на его профессиональной подготовке. Имеет место ряд противоречий :

между требованиями современного рынка труда к компетенциям повара индустрии питания и недостаточной разработанностью механизмов их формирования в теории и практике;

между объективной необходимостью организации процесса обучения обучающихся в УНПО, ориентированного на профессиональную компетентность повара и преимущественной направленностью содержания профессиональной подготовки на формирование знаний, умений, навыков;

между востребованностью профессионально-компетентных поваров индустрии питания и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения процесса их обучения.

Отсюда вытекает проблема исследования : каковы модель и педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в учреждении начального профессионального образования?

Объект – процесс профессиональной подготовки будущего повара индустрии питания в учреждении начального профессионального образования.

Предмет – формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в системе профессионального образования.

Гипотеза исследования. Формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в профессиональной школе может быть успешным, если:

1. Производственно-технологическая компетенция рассматривается как ведущая компетенция в структуре его профессиональной компетентности и включает когнитивный, операционно-деятельностный и личностно-мотивационный компоненты.

2. С учётом требований потенциальных работодателей разработана и внедрена в учебный процесс модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

3. Реализация данной модели обеспечивается комплексом следующих педагогических условий:

отбор и структурирование содержания специальной дисциплины «Кулинария» в виде обучающих модулей, включающих инвариантную часть, основанную на содержании учебной программы дисциплины и отражающую требования ГОС НПО, и вариативную, основанную на использовании технологии производства кулинарной продукции базовых предприятий;

построение организационной структуры обучающего модуля в виде системы поэтапного процесса освоения обучающимся блоков: входа и актуализации, информационного, практического и контрольного;

использование проблемных задач, практикумов, лабораторно-практических работ, проектов, отражающих профессиональную деятельность будущего повара индустрии питания;

изучение и анализ эффективности формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в образовательном процессе УНПО с привлечением потенциальных работодателей.

Задачи исследования :

1. На основе анализа профессиональной деятельности выявить требования к будущему повару индустрии питания и определить структуру его профессиональной компетентности.

2. Определить структуру, критерии и показатели сформированности производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

3. Разработать модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

4. Обосновать структуру и содержание специальной дисциплины «Кулинария» как средства реализации данной модели.

5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность модели и педагогических условий формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические основы обучения (В.П.Беспалько, П.И.Пидкасистый и др.); основные идеи педагогического моделирования учебного процесса (В.П.Беспалько, Б.С. Гершунский, Л.И.Гурье, В.Г.Иванов и др.); концепции построения модели специалиста и профессиограммы (А.А.Кирсанов, Е.А.Климов, П.Н.Осипов, В.С.Суворов, Н.Ф.Талызина и др.); современные подходы и методики профессиональной подготовки специалистов технологического образования (П.С.Лернер, В.Д. Симоненко и др.); идеи системного подхода к явлениям педагогической действительности (В.П.Беспалько, В.В.Кондратьев, А.М.Новиков, С.Л. Рубинштейн и др.); личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса (Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов, И.С. Якиманская и др.); концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Б.С.Гершунский, Н.Ф.Талызина и др.); идеи компетентностного подхода к обучению и воспитанию (В.И.Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.Д.Шадриков и др.); теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, Т.В.Кудрявцев, М.И. Махмутов, М.Н.Скаткин и др.); технологии конструирования и реализации модульных программ (К.Я.Вазина, Е.В.Загайнова, Г.И.Ибрагимов, И.Я.Курамшин, Е.И.Соколова, С.В.Соколова, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева, П.А.Юцявичене и др.).

Методы исследования:

теоретические – анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, директивных и нормативных документов, изучение и обобщение педагогического опыта, аналогия, моделирование;

эмпирические: наблюдение, опросы (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы), изучение результатов учебной и внеучебной деятельности (продуктов деятельности) обучающихся;

педагогический эксперимент;

статистические методы обработки результатов.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №67» г. Набережные Челны.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования, разрабатывался научный аппарат исследования, его программа и методика, проводилась его констатирующая часть, обобщались предварительные результаты.

На втором этапе (2007-2009 гг.) осуществлялась разработка модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, определялись педагогические условия её внедрения; структурировалось содержание специальной дисциплины «Кулинария» в виде дидактических модулей; проведен формирующий эксперимнт и обобщены его результаты.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) проводилось обобщение полученных данных, оформлялись результаты исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза, формулировались основные выводы экспериментальной работы, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования:

обосновано понятие «производственно-технологическая компетенция» как ведущая компетенция в структуре профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания, включающая совокупность знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, позволяющих решать задачи, связанные с производственно-технологической деятельностью повара на предприятиях индустрии питания;

определена структура профессиональной компетентности повара индустрии питания, складывающаяся из совокупности компетенций: производственно-технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической и экономико-технологической;

разработана структура производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, состоящая из следующих компонентов: профессиональные знания, умения, навыки и профессионально важные качества, содержание которых имеет вариативную и инвариантную части;

определены и обоснованы критерии и показатели сформированности производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, позволяющие отслеживать её уровни и осуществлять коррекцию учебного процесса;

разработана модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в процессе профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования, которая представляет собой четыре структурных блока: целевой, содержательный, организационно-исполнительный и процессуальный;

определены и обоснованы структура и содержание специальной дисциплины «Кулинария» в виде обучающих модулей, включающих инвариантную часть, основанную на содержании учебной программы дисциплины и отражающую требования ГОС НПО, и вариативную, основанную на использовании технологии производства кулинарной продукции базовых предприятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём введены в научный оборот понятия «повар-профессионал индустрии питания», «конкурентоспособный повар»; раскрыта сущность понятия «производственно-технологическая компетенция будущего повара индустрии питания», обоснована трехкомпонентная структура этой компетенции, которой придан статус ведущей компетенции в структуре профессиональной компетентности данного рабочего; разработана модель и педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в учреждении начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана технология формирования производственно-технологической компетенции у будущих поваров индустрии питания, реализуемая с помощью учебно-методического комплекса дисциплины «Кулинария», включающего информационные, практические, контрольные модули; методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий, самостоятельной работы, подготовке к семинарским и лабораторно-практическим занятиям; положения о проведении профессиональных конкурсов, предметных олимпиад, творческих проектов по профессии «Повар». Результаты исследования внедрены в практику Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №67» и могут быть использованы другими образовательными учреждениями.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются системным и целостным подходом к изучению проблемы, опорой на фундаментальные исследования по ней, широким кругом использованных источников, адекватностью выбранных методов исследования (в их числе и педагогический эксперимент) его логике и задачам, широким охватом испытуемых; статистической обработкой и анализом полученных результатов.

Апробация результатов исследования . Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, педагогических советов Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №67», международных, Всероссийских и республиканских научно-практи-ческих конференциях (см. публикации автора).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Производственно-технологическая компетенция повара-профессионала является ведущей в структуре профессиональной компетентности, обеспечивающей эффективность его производственно-технологической деятельности на предприятиях индустрии питания.

2. Эффективность формирования производственно-технологической компетенции будущего повара зависит от того, насколько в учебном процессе профессиональной школы учитываются требования потенциальных работодателей и реализуется разработанная и апробированная в ходе исследования модель, построенная с учётом личностно-деятельностного, компетентностного, системного подходов и принципов модульного обучения (структуризации, преемственности, проблемности, адаптивности, гибкости, реализации обратной связи), включающая четыре структурных блока (целевой, содержательный, организационно-исполнительный и результативный).

3. Реализации разработанной модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания способствуют следующие педагогические условия: а) отбор и структурирование содержания специальной дисциплины «Кулинария» в виде обучающих модулей, включающих инвариантную часть, основанную на содержании учебной программы дисциплины и отражающую требования ГОС НПО, и вариативную, основанную на использовании технологии производства кулинарной продукции базовых предприятий; б) построение организационной структуры обучающего модуля в виде системы поэтапного процесса освоения обучающимся блоков: входа и актуализации, информационного, практического и контрольного; в) использование проблемных задач, практикумов, лабораторно-практических работ, проектов, отражающих профессиональную деятельность будущего повара индустрии питания; г) изучение и анализ эффективности формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в образовательном процессе УНПО с привлечением потенциальных работодателей.

4. Критериями сформированности производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания выступают: когнитивный – уровень сформированности профессиональных знаний, операционно-деятельностный – уровень сформированности профессиональных умений и навыков; личностно-мотивационный – уровень сформированности развития учебной мотивации и проявления профессионально-важных качеств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 203 источника, 22 приложений, содержит 10 рисунков и 40 таблиц. Объем основного текста 198 страниц.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, цель, сформулированы гипотеза и задачи, представлены теоретико-методологические основы и методы, научная новизна работы, её теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания» содержится анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определена структура профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания, раскрывается сущность производственно-технологической компетенции; обосновываются этапы и содержание процесса её формирования.

Во второй главе «Педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания» раскрывается и обосновывается структурированное содержание подготовки повара индустрии питания на основе целостного представления профессиональной деятельности; определяются способы структурирования содержания специальной дисциплины «Кулинария», рассматривается взаимосвязь методов и форм обучения в подготовке повара индустрии питания, приведена методика и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении приводятся основные выводы проведенного исследования.

Требования к профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания

В последние годы качество профессионального образования напрямую связано с реализацией компетентностного подхода . В рамках нашего исследования, в задачи которого не входит всестороннее рассмотрение обоснования перехода к компетентностному подходу, мы лишь отметим основные противоречия и причины, указываемые В.И.Байденко. К ним автор относит «требования действующих профессиональных стандартов и имеющиеся реальные потребности общества; наличие узкой специализации знания вместо широкого профиля профессиональной подготовки человека; быстрые темпы обновления знания и ограниченные возможности усвоения знаний субъектом; мобильность человека, возникновение новых профессий и так далее» . В тоже время В.И.Байденко отмечает, что «образовательная программа не свидетельствует о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной жизнедеятельностью человека» . Как отмечает А.А.Вербицкий, для современного специалиста важно «уметь решать проблемы, а не задачи с готовыми ответами» .

Компетентностный подход позволяет на основе практико- и индивидуально-ориентированного обучения решать задачи, связанные с освоением обучающимися различного рода умений, которые позволят им эффективно действовать в профессиональной, личной и общественной жизни . При этом особое значение уделяется обучаемости человека, самоопределению, самоактуализации, социализации и развитию индивидуальности личности . Только в условиях «открытых» стандартов и учебных планов, отмечает В.И.Байденко, могут достигаться цели образовательного процесса .

Э.Ф.Зеер в качестве инструментальных средств достижения целей выделяет конструкты - компетентности и компетенции, которые «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания обучения, тесным взаимодействием субъектов образовательного процесса .

В качестве основных положений компетентностного подхода выделяют приоритет компетентностей и компетенций; выявление и формирование компетентности обучающихся посредством применения активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки; компетентность является критерием качества подготовленности выпускника к профессиональной деятельности . Однако, несмотря на обоснованность использования компетентностного подхода, существуют проблемы в определении понятий «компетентность» и «компетенция». Трудность состоит в том, что в настоящее время нет общепринятого определения понятий «компетенция» и «компетентность», а также единой классификации, номенклатуры и состава компетенции.

Анализ научной литературы показывает, что практически все -авторы определений акцентируют внимание на том, что компетентность является относительной и поддерживается лишь при постоянном овладении новой информацией и обновлении на ее основе имеющихся знаний и умений, опыта, личностных качеств и других для эффективной деятельности в определенной области; она адекватна поведению специалиста на производстве, из чего следует, что профессиональная компетентность является главным условием конкурентоспособности рабочего на рынке труда . Для уточнения понятия «профессиональная компетентность» необходимо соотнести его с другим понятием, употребляемых для оценки специалистов, как «конкурентоспособность».

Р.А.Фахрутдинов определяет конкурентоспособность специалиста как «преимущество одного специалиста по сравнению с другим- специалистом, ко-торое выражается в более качественном выполнении необходимых требований к качеству и количеству, затрат и сроков изготовления определенной продукции» ; В.И.Андреев - как «стремление и способность личности к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» . По мнению Г.А.Авдеевой, «принудительные стимулы понижают конкурентоспособность рабочего, что влечет за собой усиление и воспроизводство принуждения к труду; ослабление вынужденной мотивации, напротив, повышает конкурентоспособность работника, снижая тем самым чувствительность последнего к принуждению к труду» .

Е.А.Галузо под конкурентоспособностью рабочего понимает степень развития его профессионально-важных качеств и квалификации на данном уровне организации отношений производства и труда на предприятии. Высокий уровень конкурентоспособности рабочего позволяет ему выдержать конкуренцию со стороны других претендентов на его рабочее место или самому претендовать на другую, более престижную должность. С позиции рабочего, уровень его конкурентоспособности рассматривается как показатель устойчивости его положения на предприятии. С позиции предприятия, оценка уровня-конкурентоспособности рабочего необходима для определения устойчивой деятельности персонала, направленности инвестирования, привлечения, отбора, распределения, перераспределения рабочих .

В то же время, необходимо отметить, что уровень конкурентоспособности специалиста зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на человека. К внешним факторам относят предложение и спрос на рабочую силу, оценочные технологии работодателя (образование, стаж работы, возраст), условия деятельности, размер заработной платы, доплат и надбавок, премий, наличие социального пакета, режим труда и отдыха (рис.1). Профессиональная компетентность повара индустрии питания выступает в качестве внутреннего фактора, влияющего на его конкурентоспособность.

Анализ научной литературы показывает, что конкурентоспособность человека ученые рассматривают с разных точек зрения: как способность субъекта управлять своими конкурентными преимуществами ; как свойство человеческого капитала , как источник максимального удовлетворения рабочим рыночной потребности в товарах и услугах .

Как свойство способности к труду, конкурентоспособность характеризует качественную сторону трудового потенциала рабочего. Следовательно, от уровня конкурентоспособности зависит специфика профессионального поведения будущего повара индустрии питания и степень развития его потенциала.

Таким образом, под профессиональной компетентностью будущего повара индустрии питания мы понимаем особое интегратиеное качество, которое выражается в его готовности применять соответствующие профессиональ-ные компетенции, связанные с производством кулинарной продукции, обслуживанием потребителей и предоставлением услуг в качестве повара на предприятиях индустрии питания различных организационно-правовых форм собственности. Процесс формирования профессиональной компетентности будущего повара происходит в течение всей трудовой деятельности.

Формирование профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания мы рассматриваем как процесс становления и развития обучающегося на этапах овладения им профессией повара в УНПО. Только по результатам выпускной квалификационной работы обучающегося можно говорить о сформированности профессиональной компетентности.

Модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания

В Каменск-Уральском профессиональном агролицее, Белоярском профессиональном училище, Камышловском профессиональном лицее подготовка конкурентоспособного выпускника включает в себя: изучение требований работодателей; проектирование образовательного процесса и системы поэтапного освоения профессиональных квалификаций; реализация процесса обучения-проведение поэтапных квалификационных испытаний и сертификации профессиональных квалификаций .

В профессиональных училищах Усть-Каменогорска, Зыряновска Восточно-Казахстанской области созданы следующие организационно-педагогические условия: организация ступенчатого режима обучения; обеспечение функционального анализа стандартов профессионального образования и требований работодателей; структурирование содержания учебных программ; дифференциация образовательных маршрутов обучающихся в соответствии с психофизиологическими особенностями; осуществление стратегического планирования здо-ровьесберегающей образовательной деятельности на основе мониторинга профессиональной адаптации обучающихся .

В Казанском профессиональном училище №10 разработана система управления качеством подготовки рабочих для пищевой промышленности, которая базируется на использовании ситуационного и системно-функционального подходов, принципа эгалитарности и включает взаимосвязанную и взаимодополняющую деятельность инженерно-педагогического коллектива .

В Георгиевском региональном колледже подготовка кадров для индустрии питания включает следующие направления: корректировка учебных планов и программ; интеграция содержания общего и профессионального образования; внедрение современной системы качества; повышение методической компетентности педагогического коллектива; внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий; развитие интеллектуальной, творческой, научно-исследовательской деятельности; обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся .

Рассмотрим подготовку кадров для предприятий индустрии питания в ГБОУ НПО ПУ-67, где автором данного исследования в течение пяти лет проводилась опытно-экспериментальная работа. ГБОУ НПО ПУ-67 получил статус профессионального училища в 1994 году. С 1978 по 1984 г.г. - техническое училище. С 1984 по 1994 г.г. - среднее профессионально-техническое училище. С 1994 по 2010 г.г. - профессиональное училище. В 2007 году педагогический коллектив был награжден премией имени Каюма Насыри за вклад по сохранению и развитию национальных культурных традиций. О деятельности учреждения как единственного профессионального училища в Республике Татарстан ведущего подготовку кадров на татарском языке для индустрии питания и торговли прозвучала в докладе президента М.Ш.Шаймиева в 2008 году на республиканской августовской педагогической конференции.

Одним из направлений стратегического развития ГБОУ НПО ПУ-67 является создание фонда методической и учебной литературы на татарском языке по подготавливаемым профессиям. Особую гордость педагогического коллектива представляет музей Юныса Ахметзянова, знаменитого пропагандиста татарской национальной кухни.

Разработанная программа социального партнерства позволяет педагогическому коллективу изучать потребности базовых предприятий индустрии питания, проводить мониторинг трудовой деятельности выпускников; трудоустраивать обучающихся выпускных групп; согласовывать графики и рабочие места прохождения производственной практики, стажировку мастеров и преподавателей; оснащать учебные кабинеты и лаборатории; создавать учебные фильмы и учебно-методическую литературу по профессиям; разрабатывать содержание вариативной части дисциплин профессионального цикла, проводить педагогические советы по подготовке квалифицированных рабочих и другие мероприятия. Ежегодно обучающиеся принимают участие в профессиональных конкурсах мастерства, которые проходят на предприятиях индустрии питания. Руководители и специалисты базовых предприятий являются председателями аттестационных комиссий и принимают участие в поэтапных квалификационных испытаниях и сертификации профессиональных квалификаций обучающихся.

Разработка новых (водитель трамвая (по заказу ОАО «КамАЗ - Электротранспорт»), парикмахер (по заказу ООО «Ларкон»), обработчик птицы (по заказу ОАО «Челны - Бройлер», слесарь - электрик (по заказу ОАО «Челны -Хлеб») и интегрированных (повар - контролер-кассир, повар - продавец продовольственных и непродовольственных товаров) профессий предоставляет возможность выпускникам быть более мобильными при трудоустройстве.

Подготовка рабочих включает в себя этапы: профориентацию, профессиональное обучение, курсовую подготовку. Профориентационная работа с обучающимися школ города и республики начинается за год до вступительных экзаменов. Основными элементами профориентационной работы являются: психодиагностика профессиональной направленности школьников; пропаганда рабочих династий; организация экскурсий на базовые предприятия города; проведение мастер-классов; организация выставок; участие школьников (абитуриентов) в учебно-воспитательных мероприятиях училища; индивидуальное консультирование и оказание практической помощи школьникам в профессиональном самоопределении; участие педагогического коллектива и обучающихся в мероприятиях школы; привлечение СМИ города к профориентационной деятельности училища и другое.

Подготовка рабочих осуществляется из числа выпускников общеобразовательной школы на базе среднего общего и среднего (полного) общего образования по разработанным учебным программам, отражающим содержание ГОС НПО, специфику региона, запросы работодателей. Обучающиеся, окончившие 9-е классы основной общеобразовательной школы, могут получить в течение двух лет одну профессию (повар, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, официант) без получения аттестата о среднем (полном) общем образовании или в течение трех лет две профессии (повар - кондитер, продавец продовольственных товаров - контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров - контролер-кассир, официант - бармен, повар -официант, повар - бармен) с получением аттестата о среднем (полном) общем образовании на уровне 3-4 разряда. На 1,2,3 курсах обучающиеся параллельно изучают программы общеобразовательной школы за 10 - 11 классы, цикл дисциплин профессиональной подготовки, проходят производственное обучение и практику на предприятии индустрии питания.

Абитуриенты, поступившие на базе среднего (полного) общего образования, могут получить в течение одного года одну профессию (повар, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, офици-ант, обработчик птицы, пекарь, водитель трамвая, слесарь - электрик) или в течение двух лет две профессии (повар - кондитер, продавец продовольственных » товаров - контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров - контролер-кассир, официант - бармен, повар - официант, повар - бармен) на уровне 3 -4 разряда с получением соответствующего документа об образовании.

Теоретическое и производственное обучение проводится в учебных аудиториях и лабораториях училища, производственная практика - на базовых предприятиях индустрии питания. Качественная оценка освоения профессиональных образовательных программ включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Обучающиеся, имеющие положительные итоговые оценки за предшествующий этап обучения, решением педагогического совета по итогам промежуточной квалификационной аттестации переводятся на следующий курс.

Структура и содержание специальной дисциплины «Кулинария» как средство реализации модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания

Определение таксономии целей модульной программы специальной дис циплины «Кулинария», направленной на формирование производственно технологической компетенции будущего повара индустрии питания, связано с общими целями образования. - Авторы научных исследований в области модульного формирования содержания образовательных программ выделяют следующую таксономию дидактических целей - общепедагогические, предметные, оперативные, связанные с тремя уровнями обучения, и познавательные, операционные, которые связанны с дидактическими функциями . Содержание общепедагогических целей отражает модель подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» и предусматривает необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а также «развитие тех профессиональных качеств, которые нужны государству и обществу» . На этом уровне содержание общепедагогических целей дифференцируется по этапам подготовки будущего повара и задается ГОС НПО и Уставом учебного заведения. ГОС НПО по профессии 34.2 «Повар» определяет подготовку рабочего данного профиля в квалификационной характеристике выпускника. Выпускник по профессии «Повар» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: производственно- технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической. Таким образом, на уровне УНПО целью подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» является воспитание личности повара-профессионала, готового теоретически и практически осуществлять все виды профессиональной деятельности, формирующих профессиональную компетентность данного рабочего. В модульном обучении предметные цели реализуются посредством мо дульной программы. Предметная цель отражает содержание и специфику спе циальной дисциплины «Кулинария», входящей в содержание профессиональ ной подготовки повара. Структуризация содержания специальной дисциплины «Кулинария» на определенные модули позволяет выделять интегрирующие ди дактические цели. Модуль состоит из отдельных учебных элементов, каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель.. Решение этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Комплексной дидактической целью подготовки будущего повара индустрии питания является поэтапное формирование составляющих профессиональной компетентности: профессиональной направленности; профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств.

Реализация операционных целей обеспечивается практической частью содержания модуля специальной дисциплины «Кулинария» и предполагает формирование профессиональных умений и навыков обучающихся. Содержание практической части модуля формируется по функциональному признаку с целью формирования системы профессиональных умений и навыков обучающихся, то есть вокруг технологии, способов и приемов изготовления кулинарной продукции.

Опытно - экспериментальная работа и обоснование эффективности модели и педагогических условий формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания

Модульная технология обучения, направленная на формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, состоит из содержательной и процессуальной части. Данную технологию мы относим к общедидактическим технологиям ввиду того, что она направлена на решение одной из задач профессионального образования - подготовку компетентных рабочих. Далее мы рассмотрим структурные элементы и принципы реализации модульной программы специальной дисциплины «Кулинария».

Определение таксономии целей модульной программы специальной дисциплины «Кулинария», направленной на формирование производственно технологической компетенции будущего повара индустрии питания, связано с общими целями образования. - Авторы научных исследований в области модульного формирования содержания образовательных программ выделяют следующую таксономию дидактических целей - общепедагогические, предметные, оперативные, связанные с тремя уровнями обучения, и познавательные, операционные, которые связанны с дидактическими функциями .

Содержание общепедагогических целей отражает модель подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» и предусматривает необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а также «развитие тех профессиональных качеств, которые нужны государству и обществу» . На этом уровне содержание общепедагогических целей дифференцируется по этапам подготовки будущего повара и задается ГОС НПО и Уставом учебного заведения. ГОС НПО по профессии 34.2 «Повар» определяет подготовку рабочего данного профиля в квалификационной характеристике выпускника.

Выпускник по профессии «Повар» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: производственно- технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической. Таким образом, на уровне УНПО целью подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» является воспитание личности повара-профессионала, готового теоретически и практически осуществлять все виды профессиональной деятельности, формирующих профессиональную компетентность данного рабочего.

В модульном обучении предметные цели реализуются посредством мо дульной программы. Предметная цель отражает содержание и специфику спе циальной дисциплины «Кулинария», входящей в содержание профессиональ ной подготовки повара. Структуризация содержания специальной дисциплины «Кулинария» на определенные модули позволяет выделять интегрирующие ди дактические цели. Модуль состоит из отдельных учебных элементов, каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель.. Решение этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Комплексной дидактической целью подготовки будущего повара индустрии питания является поэтапное формирование составляющих профессиональной компетентности: профессиональной направленности; профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств.

Оперативные цели учебных занятий специальной дисциплины «Кулинария» позволяют последовательно организовать учебную деятельность и формулируются с помощью знаний, умений, мыслительных операций, социально-коммуникативных навыков. Кроме того, применяя модульную технологию на уроках специальной дисциплины «Кулинария», мы выделяем познавательные (гносеологические) и операционные (функциональные) цели обучения. Реализация познавательных г елей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала по специальной дисциплине «Кулинария». Так информационный материал модулей специальной дисциплины «Кулинария» формируется по гносеологическому признаку с целью формирования системы профессиональных знаний обучающихся, то есть вокруг профессиональной терминологии, планирования последовательности умений, формирующих производственно-технологическую компетенцию будущего повара индустрии питания.

Реализация операционных целей обеспечивается практической частью содержания модуля специальной дисциплины «Кулинария» и предполагает формирование профессиональных умений и навыков обучающихся.

Говоря о целях В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур обращают внимание на диагно-стичность цели . Авторы выделяют следующие условия диагностично поставленной цели: точное описание формируемого качества, отличающее его от других качеств личности; наличие инструментария для измерения интенсивности проявления качества в процессе его формирования, и шкалы оценки качества, на которую опираются результаты измерений. В параметры диагно-стичного описания цели изучения дисциплины входят число учебных элементов; уровень усвоения; степень абстракции; степень освоения видов деятельности (степень автоматизации); степень осознанности выполнения деятельности.

Большое внимание в подготовке рабочего уделяется развивающей функции учебного процесса, формирующей личность профессионала, способной к самообразованию и обучению в течение всей жизни, а также становлению профессиональной компетентности.

Итак, таксономия дидактических целей в контексте модульного обучения предполагает их классификацию по уровню (комплексные, интегрирующие, частные) и по виду (познавательные (информационные) и операционные (практи-ческие)). Как известно, достижение целей обучения обеспечивается отбором учебного материала (содержания) и дидактическими процессами, способствующими переводу его в знания, умения, навыки и профессионально-важные качества специалиста. Под содержанием обучения понимают те сведения, которые составляют ориентировочную основу деятельности, то есть основные сведения дисциплины, которые должен усвоить обучающийся для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

Основным нормативным документом в подготовке рабочего является учебный план. Структурирование содержания подготовки специалистов, по мнению Л.Л.Никитиной, Ф.Т.Шагеевой, В.Г.Иванова, целесообразно осуществлять на основе тезаурусного подхода ; В.М.Гареев, С.И.Куликов, Е.М. Дурко, В.В.Карпов, М.Н.Катханов рассматривают междисциплинарный подход . С позиции логики познавательной деятельности структурирует модульные программы и модули В.Ф.Башарин ; И.Я.Курамшин, В.Г.Иванов, Е.В.Загайнова предлагают структурировать в соответствии с теорией графов (А.М.Сохор) и теорией З.А.Решетова и другие.

Интерес для нас представляет метод построения структурно-смысловой модели подготовки повара индустрии питания. Содержание подготовки рабочего осуществляется по учебному плану для профессии 34.2 «Повар», состоящему из перечня учебных дисциплин и факультативов, изучающихся обязательно и последовательно.