Отстранение работника от работы: условия, нормы, причины и в каком случае допускается. Отстранение от работы: специфика и возможные ошибки Регулируемые государством цены

Отстранение работника от работы – хоть и редкое явление, но все же оно имеет место быть в разрезе современных трудовых отношений между сторонами.

О том, когда допускается отстранение сотрудника, чем это может быть обоснованно, об особенностях ограничения на выполнение работ при проведении служебного расследования, а также об иных нюансах, касающихся отстранения от выполнения работы – поговорим в сегодняшней статье.

Кто может отстранить работника от работы?

Отстранение работника от выполнения должностных обязанностей встречается не так уж и часто в реалиях современных . Однако вопрос это весьма значимый и стоит рассмотреть его более подробно.

Отстранение от деятельности – не что иное, как недопущение сотрудника к выполнению своих должностных обязанностей в течение определенного промежутка времени.

Отстранение работника может быть применено как в качестве карательной административной меры, так и в качестве меры по приостановлению деятельности работника. Отстранение от работы может быть применено:

  1. По решению руководителя;
  2. По судебному решению;
  3. По решению иных уполномоченных компетентных органов.

Кроме того, период отстранения от работы ни в коей мере не ограничен и зависит исключительно от причины отстранения сотрудника. Некоторые нормы установлены законодательством, например, при злоупотреблении должностными полномочиями работника можно отстранить на срок от 3 до 5 лет.

Кроме того, временное отстранение от работ может грозить полным отстранением от занимаемой должности с наложением запрета на работу по данной специальности, но только в том случае, если совершенный поступок был действительно значимым и перечащим закону либо же нанес большой ущерб компании-работодателю (более 1 млн. рублей).

Отстранение от занимаемой должности может быть произведено как в период непосредственной трудовой деятельности, так и до того, как сотрудник приступил к выполнению задания.

Без причины работника отстранить не могут.

Причины для отстранения работника от выполняемых работ могут быть самые различные. Полный перечень их есть в статье 76 ТК РФ. Однако перечень этот далеко не исчерпывающий.

Рассмотрим основные причины для отстранения от выполняемых работ:

  1. Совершение преступления на рабочем месте – в ходе работы или же до ее начала. Например, если сотрудник утаил некоторые факты или же специально неправильно оформил документы;
  2. Совершение подлога – для того чтобы получить занимаемую должность работник предоставил ложные сведения, документы, совершил иные действия, которые ввели работодателя в заблуждение;
  3. Некоторые ЧП на предприятии, ввиду которых может быть затронута эффективность работы сотрудника или же ее правильность;
  4. Отсутствие обучения работника в должном объеме по занимаемой должности;
  5. Появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или иного опьянения;
  6. Лишение специального права – например, если водителя лишили прав или же охранника лишили разрешения на ношение оружия;
  7. Медицинские противопоказания к выполняемым работам и так далее.

Стоит отметить, что перечень этот далеко не полный. В зависимости от произошедших событий, отстранить от работы могут не только провинившегося работника, но и его непосредственного руководителя.

Кроме того, сроки отстранения в каждом случае устанавливаются индивидуально – по решению руководства либо же иного уполномоченного органа.

Важно понимать, что отстранение от работы должно быть правильно и достоверно оформлено.

Рассмотрим пример: сотрудник появился на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения.

Другой сотрудник написал руководителю записку по этому поводу. Ввиду чего работодатель принял решение отстранить сотрудника от работы до момента выяснения обстоятельств и улучшения состояние нерадивого работника.

Необходимые документы для отстранения.

В этом случае, для того чтобы отстранение было обоснованным, следует собрать полный пакет документов:

  • докладную записку работника;
  • от сотрудника, находящегося под действием дурманящих веществ;
  • акт об ознакомлении сотрудника с приказом об отстранении от работы;
  • медицинское заключение от врача-нарколога.

Стоит отметить, что медицинское заключение – очень важный документ. Без него работник достаточно легко может оспорить отстранение от работы в суде. Поэтому его наличие желательно, кроме того, при составлении документа следует особенно внимательно следить за отсутствием ошибок.

При этом работник не обязан в приказном порядке проходить медицинское освидетельствование.

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования в присутствии двух свидетелей фиксируется в протоколе.

Отстранение на период служебного расследования

На время служебного расследования могут отстранить.

Отстранение работника от трудовых обязанностей на время служебного расследования – второе по частоте встречаемости после отстранения от работы ввиду нахождения в состоянии опьянения на рабочем месте.

Служебное расследование может быть произведено по следующим причинам:

  1. ЧП на предприятии;
  2. Обнаружение факта кражи;
  3. Инициатива работодателя, основанная на личных подозрениях или вновь открывшихся фактах;
  4. Докладная записка о нарушении норм трудовой деятельности или о совершенных преступлениях;
  5. Совершение преступления как против компании, так и против ее сотрудников либо же покушение на его совершение или подготовка к его совершению.

Кроме того, для проведения служебного расследования имеются и иные причины. Полный их перечень обозначен в действующем законодательстве.

При отстранении на время проведения служебного расследования работник отстраняется приказом руководства. Срок такого отстранения обычно не определен. Он заканчивается вместе с окончанием проведения следственных действий.

Дополнительно к приказу об отстранении могут быть приложены и документы, являющиеся основанием для отстранения от трудовой деятельности. Например, полученная докладная записка, запись с камеры видеонаблюдения, показания сотрудников и так далее.

В случае если по результатам служебного расследования было выявлено совершение преступления или же иные виновные действия работника, напрямую нарушающие нормы закона, то в таком случае полученные материалы в обязательном порядке передаются правоохранительным органам.

Сокрытие произошедшего или готовящегося покушения карается законом. Все лица, которые участвуют в сокрытии преступления, подвергаются ответственности перед лицом закона.

Последствия незаконного отстранения

Учитывая то, что незаконное отстранение от работы легко можно оспорить в судебном порядке, то отстранить сотрудника от рабочих обязанностей стоит только в ситуации крайней необходимости.

Кроме того, незаконное отстранение от работы может обернуться ответственностью для работодателя. Как правило, мера применяемого взыскания является административной. Чаще всего, помимо выговора никаких иных мер не применяется, но в случае грубого нарушения закона может быть применено наложение штрафных санкций.

В ситуации неоднократно допускаемых грубых нарушений к руководителю компании могут применяться меры уголовной ответственности либо же отстранение от занимаемой должности на некоторое время.

Работник может рассчитывать на оплату за время отстранения.

Незаконное отстранение от должности может повлечь не только ответственность работодателя. Помимо этого, если сотрудник добьется признания отстранения от работы незаконным, то он может рассчитывать на выплату зарплаты за весь период простоя.

Помимо этого, если оспаривание происходит в судебном порядке, работник вправе требовать от руководителя выплату не только причитающейся зарплаты, но и моральной компенсации, а также компенсации всех судебных расходов.

Оплата положенных денежных средств должна быть осуществлена не позднее чем через 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения.

Приказ об отстранении

Приказ об отстранении от работы не имеет типовой формы и составляется, опираясь на основные принципы издания подобного документа.

В частности, приказ должен содержать следующие сведения:

  1. ФИО руководителя;
  2. Наименование компании;
  3. Дату и место составления;
  4. Ссылки на значимые документы;
  5. Инициалы иных лиц, имеющих значение в ситуации;
  6. Краткое описание причины отстранения и так далее.

Кроме того, приказ в обязательном порядке должен содержать в себе подпись руководителя и печать компании.

Также к приказу прикладываются оригиналы или заверенные копии необходимых документов.

К таким документам можно отнести:

  1. Акты;
  2. Объяснительные записки;
  3. Врачебные заключения;
  4. Показания свидетелей;
  5. Иные документы, имеющие значение.

Именно правильное оформление документации – залог успешного и законодательно правильного отстранения от работы сотрудника. Кроме того, правильное с юридической стороны отстранение сотрудника от трудовых обязанностей – залог отсутствия в будущем проблем и разногласий между сторонами по данному решению.

Из этого видео вы узнаете об отстранении от работы.

Форма для приема вопроса, напишите свой

В практике работы кадровиков в ряде случаев возникает проблема с выполнением предписаний органов следствия (дознания, суда) об отстранении от работы как руководителя организации, так и иного работника, привлеченного в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу. Как правило, приходится решать следующие вопросы: кто и как должен оформить факт отстранения работника от работы, возможно ли предоставить на период отстранения очередной оплачиваемый отпуск, допустим ли перевод на иные работы, ведь отстраненным лицам не положена оплата временного простоя, который может затягиваться на неопределенный период? И т. д. Эти вопросы рассматривает автор статьи на примере отстранения от работы руководителя организации.

Причины отстранения

Прежде всего напомним общие требования трудового законодательства относительно отстранения от должности.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором;
- по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На какую доплату может претендовать кадровик,

В указанных случаях работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание! Ранее временному отстранению от должности мог быть подвергнут только обвиняемый, являющийся должностным лицом. Однако с момента вступления в действие Федерального закона от 04.07.03 №92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”, которым в ч. 1 ст. 114 УПК РФ слова “в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности” были заменены словами “при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого”, круг лиц, на которых распространяются требования указанной статьи, законодателем существенно расширен и не исчерпывается категориями, перечисленными в примечании к ст. 285 УК РФ (см. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 год)

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Временное отстранение руководителя от должности

На практике необходимость отстранения руководителя организации от работы (должности) по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральным законом, возникает, когда руководитель привлекается в качестве подозреваемого (обвиняемого) в уголовном преступлении.

Может быть отстранен от работы как руководитель бюджетной организации, обвиняемый, например, в нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285 УК РФ), так и руководитель коммерческой организации, подозреваемый, например, в незаконном получении кредита (ст. 176 УК РФ).

По действующему уголовно-процессуальному законодательству только суд, в т. ч. в ходе досудебного производства, правомочен инициировать временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности (подп. 10 п. 2 ст. 29 УПК РФ). Суд может это сделать на основании ст. 111 и 114 УПК РФ по своему усмотрению либо в порядке удовлетворения согласованного с прокурором ходатайства дознавателя или следователя, если они считают необходимым применение к руководителю этой меры процессуального принуждения.

В соответствии с п. 3 ст. 114 УПК РФ суд, вынеся постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) руководителя от должности, должен направить его по месту работы, с которой связано проведение расследования. Отменить временное отстранение от работы можно только на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора (далее - правоохранительные органы), выносимого ими, когда отпадает необходимость в применении этой меры (п. 4 ст. 114 УПК РФ).

В связи с тем, что возможен длительный период отстранения руководителя (далее - директор) от должности, рассмотрим следующую ситуацию с точки зрения последствий, которые может повлечь за собой отстранение от работы как для него самого, так и для организации.

Итак, судья, руководствуясь процессуальными нормами и с учетом ст. 20, 273-275 ТК РФ, направил работодателю копию постановления суда об отстранении директора. Правоохранительный орган, инициирующий через суд отстранение директора от должности, сам не правомочен проводить решение суда в исполнение, так что это должен сделать полномочный представитель организации, являющейся работодателем директора.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях срок предварительного следствия может неоднократно продлеваться, поэтому формально отстранение от должности может быть довольно длительным (ст. 162 УПК РФ).

Однако проблема заключается в том, что ни ТК РФ, ни УПК РФ не содержит детального порядка (механизма) отстранения директора от должности. Есть еще одна сложность: законодатель дозволяет осуществлять руководство организацией различными способами, например, ее единственным участником (учредителем), управляющей организацией (управляющим), исполнительным коллегиальным органом, которые также могут принять какое-либо решение, повлекшее нарушение уголовного законодательства.

Если в учредительных документах организации порядок отстранения директора не предусмотрен, то решение суда нужно будет исполнять, применяя положения нормативных правовых актов, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии таких норм исходить из общих начал и смысла законодательства.

Однако считаю, что будет достаточно обратиться к уставу акционерного общества, который соответственно должен отвечать требованиям Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон об АО).

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 176 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью,

уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 285.1. УК РФ

Исходя из содержания абз. 3 п. 4 ст. 69 Закона об АО компетенцией приостанавливать полномочия директора, как правило, обладает совет директоров (наблюдательный совет) общества (далее - совет директоров). Одновременно с указанным выше решением совет директоров должен принять и решение об образовании временного исполнительного единоличного органа общества (далее - временный директор), а также о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о необходимости досрочного прекращения полномочий отстраненного директора и об избрании (назначении) нового директора или о передаче полномочий директора управляющей организации или управляющему. Такое решение принимается большинством в три четверти голосов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров.

Порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом общества или его внутренним документом. Причем решение совета директоров может быть принято и по результатам заочного голосования, если это предусмотрено уставом или внутренним документом общества (ст. 68 Закона об АО). В любом случае документом, приостанавливающим деятельность директора по требованию правоохранительных органов, является протокол.

В протоколе должно быть отражено, на какой период и по чьему требованию директор отстраняется от работы.

Выплата пособия, возможность работы и использования отпуска

Учитывая тот факт, что на период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику, как правило, не начисляется, работодателю необходимо убедиться в том, что на данный случай не распространяются исключения, предусмотренные федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). В рассматриваемом примере в Законе об АО исключений не предусмотрено, как не обнаружено их и в иных федеральных законах, касающихся деятельности негосударственных организаций.

Поэтому, в случае удовлетворения судом ходатайства правоохранительных органов об отстранении руководителя от должности на основании ч. 6 ст. 114 УПК РФ, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый директор имеет право на ежемесячное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. Если учесть, что базовая сумма,

применяемая при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, составляет в соответствии с Федеральным законом от 19.06.00 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” 100 руб., то размер указанного пособия будет равен 500 руб.

Пособие выплачивается по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда (ч. 3 ст. 131 УПК РФ).

С учетом того, что отстранение директора от должности происходит только по постановлению суда, судья обязан сформулировать его достаточно ясно и мотивированно, в частности указать дату, с которой данное пособие назначается.

Если судья не указал на выплату пособия, то такое же право есть у следователя, который согласно ст. 476 УПК РФ обязан по форме Приложения № 142 вынести постановление о выплате процессуальных издержек. Это постановление он должен направить в финансовый орган, осуществляющий выплаты бюджетных расходов, с одновременным уведомлением подозреваемого (обвиняемого) директора о принятом решении.

Пособие выплачивается из средств федерального бюджета по правилам, предусмотренным постановлением Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245 “Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд”. Тем не менее привлекаемым к уголовной ответственности директорам и приостанавливающим их трудовую деятельность органам следует учитывать, что государство (в лице правоохранительных органов) содержащиеся в этом постановлении “повышенные” обязательства зачастую не выполняет. Более того, в этом постановлении до сих пор не указаны издержки по выплате пособия лицам, отстраненным от работы. Поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.03 №7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении дополнения к статье 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”» содержится предложение дополнить эту статью частью 4 следующего содержания: “Порядок возмещения процессуальных издержек и размер выплачиваемых сумм устанавливаются Правительством РФ”.

Верховный Суд РФ, видимо, предполагает, что если само Правительство РФ будет устанавливать порядок возмещения и размер перечисленных в ст. 131

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

2. К процессуальным издержкам относятся: ...

8) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда,

выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего Кодекса.

3. Суммы, указанные в ч. 2 этой статьи, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Извлечения из ст. 131 УПК РФ

УПК РФ процессуальных издержек, то он будет не только необременительным для казны государства, но и действующим. При этом согласно ст. 132 УПК РФ все понесенные федеральным бюджетом временные процессуальные издержки (кроме оплаты переводчика и защитника по назначению), связанные с конкретным процессом, взыскиваются с осужденных. Однако до настоящего времени законодатель не устранил пробелы в перечисленных нормах законодательства, и выплата указанного пособия является проблематичной.

Удовлетворив ходатайство следственных органов, судья в соответствии с ч. 6 ст. 114 и ст. 477 УПК РФ, определяющей форму постановления о временном отстранении обвиняемого от должности (в форме не учтен подозреваемый - см. Приложение 13. - Авт.), обязан заполнить п. 2 постановляющей части этой формы о назначении ежемесячного государственного пособия в размере 5 МРОТ с момента лишения руководителя средств к существованию.

Отметим еще одну нестыковку п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ и ч. 6 ст. 114 УПК РФ - здесь тоже не учтен подозреваемый. На практике это дает возможность “добросовестному” судье (дознавателю, следователю) исключить подозреваемого из числа лиц, которые вправе получать государственное пособие, использовав формулировку “не положено”.

Есть ли у руководителя при долгосрочном отстранении от работы возможность каким-либо образом зарабатывать деньги?

При буквальном толковании соответствующих норм закона запрет правоохранительных органов занимать руководящие должности формально не исключает право занимать на данном предприятии неруководящие должности или выполнять иные работы, а также не ограничивает возможность временно устроиться на работу в другую организацию по трудовому договору, оказывать услуги по гражданско-правовому договору либо заняться частным бизнесом.

Нет также, по моему мнению, и проблемы с использованием отпуска - ни в ТК РФ, ни в УПК РФ таких ограничений не содержится. Директор является работником организации, и хотя в стаж работы, дающий право на ежегодный

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Законодателем, на мой взгляд, проигнорировано такое понятие, как прожиточный минимум, и не учтено, что подозреваемый (обвиняемый) в случае прекращения уголовного преследования имеет право на компенсацию потерь при реализации реабилитационных мер. Кроме того, было бы неплохо учитывать, что исходя из положений, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 11.04.05 № 205 “О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных

к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время”, по моим приблизительным подсчетам получается, что на перечисленных в нем лиц, содержащихся под “патронажем” государства, затрачивается не в месяц, а в неделю аналогичная сумма.

Как показывает практика, судья, идя навстречу лицу, расследующему дело, часто выносит постановление, освобождающее директора не от занимаемой должности, а с формулировкой “отстранить от руководящих должностей”, что практически лишает возможности директора работать на любой другой руководящей должности (например, мастером участка или начальником сектора) в этой организации

основной оплачиваемый отпуск, не включается время отсутствия работника на работе без уважительных причин, к которым относится и отстранение от работы по ст. 76 ТК РФ, это не лишает его возможности (в отсутствии ограничений в законе) использовать полагающийся ему отпуск.

Отсюда следует, что ни домашний арест и связанные с ним ограничения (ст. 107 УПК РФ), ни территориальное ограничение, обусловленное подпиской о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), не препятствуют (поскольку таких ограничений нет в законодательстве) ни ему, ни организации реализовать право на полагающийся директору оплачиваемый отпуск.

Завершая изложение темы, обращаем внимание читателей и на правовые последствия для директора, которые связаны с прекращением уголовного дела и уголовного преследования. В соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ при наличии оснований, содержащихся в гл. 4 УПК РФ, в частности в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следователь или прокурор принимает предусмотренные гл. 18 УПК РФ меры по реабилитации лица, подвергшегося уголовному преследованию. Право на реабилитацию лиц, привлеченных в качестве подозреваемых или обвиняемых, включает в себя в числе иных прав право на возмещение имущественного вреда и восстановление в трудовых правах.

Согласно ст. 135 УПК РФ после признания права на реабилитацию (ст. 133 и 134 УПК РФ) и удовлетворения правоохранительными органами обращения реабилитированного лица о возмещении имущественного вреда директору полагается возместить, в частности, заработную плату и другие средства, которых он лишился в результате уголовного преследования. При неудовлетворенности размером выплат, определенным в постановлении правоохранительных органов, директор может их обжаловать в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. На основании ст. 136 УПК РФ ему полагается также целый комплекс мер по возмещению морального вреда.

Что же касается восстановления в трудовых правах, то оно производится в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ, а в случае несогласия с принятым судебным решением реабилитированный вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В некоторых случаях выплата пособия может производиться и через организацию, где работает лицо, отстраненное от должности, если эта организация финансируется из федерального бюджета, т. е. когда казна одна и та же. Это вытекает из разъяснения Минфина России, в котором на вопрос о том, по какой статье экономической классификации расходов бюджета (ЭКРБ) осуществляется выплата ежемесячного пособия обвиняемому федеральному государственному служащему (надо полагать, и директору ФГУП или иной организации, финансируемой из федерального бюджета), временно отстраненному

от должности, был дан следующий ответ: «Расходы, связанные с выплатой ежемесячного государственного пособия в соответствии со ст. 114 УПК РФ обвиняемому, временно отстраненному от должности, в размере 5 МРОТ (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) отражаются по подстатье 110110ЭКРБ “Оплата труда гражданских служащих” до момента признания его виновным в совершении преступления».

Необходимо обратить внимание читателей на то, что в ответе Минфина России указан лишь обвиняемый и отсутствует подозреваемый, что связано с нестыковкой между собой положений, содержащихся в УПК РФ.

Работодатель в отдельных случаях может обладать возможностью отстранить сотрудника от работы. Эта процедура находится в рамках действующего российского трудового законодательства, которое тщательно регулирует возможность её применения по отношению к работникам и правовые последствия. Основания и порядок отстранения от работы по ТК РФ могут предусматривать различные причины – от медицинских показаний до алкогольного опьянения.

Что такое отстранение – правовые нормативы и статья ТК РФ

Действующее трудовое законодательство предполагает возможность возникновения в ходе трудовых отношений ситуаций, в которых работник не может быть допущен к исполнению своих рабочих обязанностей в силу различных причин. И данный вопрос имеет правовое регулирование, обеспечиваемое в первую очередь положениями статьи 76 Трудового кодекса РФ. Однако некоторые вопросы, связанные с отстранением от рабочей деятельности, регулируются и иными нормативами, к которым в частности относятся:

  • Ст. 73 ТК РФ. Несмотря на то, что данная статья регулирует основания и порядок перевода работников по медицинским заключениям на иные должности, в ней также рассматриваются и случаи, в которых может быть применено отстранение от трудовой деятельности.
  • Ст. 121 ТК РФ рассматривает применение отстранения в контексте периода времени нахождения в должности и влияния его на размер оплачиваемого отпуска. Так, согласно её нормативам, время нахождения в отстранении не дает права на включение в период труда, исходя из которого устанавливается количество дней отпуска за исключением случаев незаконного отстранения или отстранения не по вине работника.
  • Ст. 234 ТК РФ устанавливает своими нормативами обязанность возмещения работодателем причиненного ущерба работнику, вызванного лишением последнего возможности трудиться на работе, в том числе и в случаях неправомерного отстранения от труда.
  • Ст. 327.5 ТК РФ предусматривает дополнительные причины для отстранения от ведения трудовой деятельности у работодателя иностранных сотрудников или лиц, не имеющих никакого гражданства.
  • Ст. 330.4 ТК РФ регулирует применение отстранения к работникам, занятым в подземных работах, значительно расширяя перечень оснований для таковой меры воздействия.
  • Ст. 331.1 ТК РФ рассматривает дополнительные ситуации, в которых могут быть отстранены от работы трудящиеся, занятые в педагогической сфере.
  • Ст. 348.5 ТК РФ касается принципов отстранения спортсменов от участия в мероприятиях спортивного характера и соревнованиях.
  • Ст. 357 ТК РФ регламентирует права инспекторов труда и наделяет их полномочиями предписывать работодателям отстранение определенных сотрудников от ведения рабочей деятельности.

Причины для отстранения в целом могут быть различными, однако основной является обеспечение безопасности как самих работников, так и окружающих. При этом следует отличать отстранение от простоя или прогула – это абсолютно разные правовые понятия, несущие различные последствия для сторон трудовых взаимоотношений. Также отстранение не относится и к дисциплинарным взысканиям, и в отличие от них назначение отстранения является не правом, а обязанностью работодателя.

Отстранение само по себе предусматривает, что работник не допускается к исполнению своих трудовых обязанностей. Об этом вносится соответствующая запись в табель рабочего времени, составляются и регистрируются иные внутренние документы на предприятии. На период отстранения за работником сохраняется его должность, однако на все время отстранения сотрудника, ему не начисляется заработная плата.

Если впоследствии отстранение от работы по ТК РФ будет признано незаконным на работодателя будет возложена обязанность скомпенсировать все дни отстранения сотрудника как простой, а иные правовые последствия отстранения также должны быть устранены в данном случае.

Виды и причины отстранения работника от работы

Прежде чем приступать к детальному рассмотрению процедуры отстранения, следует понимать, когда допустима её инициация. В частности, работодатель не имеет права использовать этот механизм для приостановки деятельности сотрудников просто по своей инициативе – его применение допустимо исключительно в случаях, определенных Трудовым кодексом. Действующим законодательством предусмотрены следующие основания для отстранения работника от работы:

  • Медицинское заключение. В случае, если по каким-либо причинам работнику противопоказано ведение трудовой деятельности на занимаемой им должности, работодатель может временно отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей.
  • Лишение специальных прав, необходимых для исполнения рабочих обязанностей. К таковым может относиться решение суда о дисквалификации, лишение или временное изъятие водительских прав, отзыв лицензии и иные основания, в случае, если длительность такового периода составляет не более одного месяца.
  • Непрохождение обязательного медицинского осмотра, когда таковой предусмотрен нормативами действующего законодательства.
  • Нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения – алкогольного, токсического и наркотического.
  • Требования государственных органов и должностных лиц, например, инспекторов по труду.
  • Отсутствие факта прохождения работником инструктажа по технике безопасности или охране труда, когда таковой является обязательным к прохождению.

Данный перечень является общим и обязательным к применению. Для некоторых профессий и должностей могут быть установлены более широкие рамки ситуаций, в которых может применяться отстранение от работы. В частности, к таковым расширенным основаниям для недопущения сотрудников к исполнению трудовых обязанностей можно отнести:

  • Окончание срока действия полиса медицинского страхования, вида на жительство, патента, разрешения на работу или разрешения на временное проживание, если работник является иностранцем либо лицом без гражданства.
  • Отказ от использования средств индивидуальной защиты, несоблюдение иных требований безопасности, установленных федеральным законодательством, наличие при себе огнеопасных предметов, алкоголя, наркотических веществ или личного имущества, способного нести угрозу безопасности являются причинами для отстранения от подземных работ.
  • Ведение уголовного процесса в отношении педагогических работников, а также иных лиц, чья работа заключается в оказании услуг, направленных на детей по отдельным статьям УК РФ – вплоть до вынесения судом окончательного решения.

Сроки отстранения от работы устанавливаются для каждой ситуации отдельно. В целом, общепринятые нормативы трудового законодательства предполагают, что длиться таковое недопущение к работе может до устранения причин отстранения.

Основания и порядок отстранения от работы по ним

Действующая процедура отстранения имеет достаточно слабое правовое регулирование, поэтому работодателю следует придерживаться простых, но эффективных методов, позволяющих реализовать данные нормы Трудового кодекса. В большинстве ситуаций, механизм отстранения производится следующим образом:

  1. Работодатель получает документ, на основании которого может быть применено отстранение работника. Таким документом может выступать медицинское заключение, докладные иных работников, постановления инспекции по труду, решения суда или иных органов о приостановлении действия специальных прав работников и другие документы.
  2. Работодателем издается приказ об отстранении работника от исполнения рабочих обязанностей до устранения причин, повлекших его.
  3. Копия приказа вручается работнику под акт, подписываемый двумя иными сотрудниками. В случае отказа от получения, также составляется акт. При отсутствии возможности вручить документ работнику, копия его направляется почтовым отправлением с описью и уведомлением.
  4. Работник отстраняется от должности, а на время отстранения в табель учета рабочего времени вносится соответствующая отметка.

В некоторых ситуациях отстранение от работы является невозможным в силу действий сотрудника. Например – при состоянии опьянения. В таком случае работодатель имеет право воспользоваться помощью правоохранительных органов. Если работник же отказывается покидать рабочее место и исполняет свои рабочие обязанности, не взирая на отстранение, с документальной точки зрения он всё равно считается отстраненным с соответствующими правовыми последствиями.

Незаконное отстранение от работы и иные нюансы выполнения процедуры

Процедура отстранения имеет множество дополнительных нюансов, о которых следует знать как работнику, так и работодателю. В первую очередь, если отстранение будет признано незаконным, работник может потребовать оплаты всего положенного ему заработка на период, когда он был отстранен от должности. При этом заработок выплачивается в полном размере, как если бы сотрудник фактически находился на рабочем месте и исполнял свои обязанности.

Отстранение работника, находящегося в состоянии опьянения требует обязательной фиксации этого факта и сбора доказательной базы на случай возможного оспаривания процедуры сотрудником или же при необходимости увольнения работника за данный проступок. Следует обратить внимание, что отстранить работника в данном случае работодатель обязан, а увольнение – является его правом, но может не применяться по отношению к сотруднику.

При необходимости отстранения по медицинским показаниям, работодателем сначала должны быть предложены работнику все имеющиеся и подходящие по медицинскому заключению должности на предприятии, куда он может быть переведен. Отстранение в таком случае допускается только при отсутствии соответствующих должностей или при отказе работника от перевода на иную работу. На время отстранения должность за работником сохраняется в любом случае на протяжении всего времени отстранения.

Страховой стаж работнику за время отстранения не начисляется, так как выплаты за него в ПФР и ФСС не производятся за означенный период. Также не начисляется работнику и стаж, необходимый для предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска.

По сути своей отстранение от работы является обязанностью работодателя в отношении служащего, который в силу определенных причин не может продолжать выполнять свои должностные обязанности. Основания для использования такой меры регламентированы ст.76 Трудового кодекса РФ и предусматривают не допуск сотрудника к работе или её остановку, если трудящийся уже к ней приступил.

В случае выявления оснований для отстранения от выполнения служебных обязанностей, руководитель должен незамедлительно принять соответствующие меры. При этом не имеет значения производственная необходимость или иные смягчающие факторы.

Понятие «не допущение» хотя и схоже с «отстранением», но они имеют некоторые отличия. В частности, первое, используется тогда, когда основания выявлены до начала работы служащего. Второе же используется тогда, когда они были обнаружены после того, как он приступил к выполнению должностных обязанностей.

С юридической точки зрения отстранение от работы не влечет за собой изменения трудового договора или его расторжения. Однако в ряде случаев, это может являться предпосылкой для увольнения служащего. К примеру, при появлении трудящегося на рабочем месте в состоянии алкогольного или иного вида опьянения, он вначале не допускается к работе или отстраняется от неё. А после этого работодатель имеет право использовать данное обстоятельство, в качестве основания для расторжения трудовых отношений.

Недопущение к работе, само по себе, является временной мерой, действующей до устранения оснований, которые привели к её использованию. В период отстранения трудящегося от работы зачастую заработная плата ему не начисляется. За исключением ситуаций, когда обратное закреплено нормами ТК РФ или иными законодательными актами.

Основания для недопущения или отстранения трудящегося от работы

Основания для применения данных мер закреплены в ст.76 ТК РФ и включают в себя:

  • Появление на территории предприятия в состоянии алкогольного или иного вида опьянения;
  • Неполучение справки о прохождении обязательного медосмотра, если её наличие является обязанным для выполнения служащим своих должностных обязанностей;
  • Непрохождение обязательного обучения или проверки уровня знаний в сфере ОТ;
  • Приостановка действия лицензии или права на осуществление вида деятельности, необходимого для работы трудящегося, сроком до 2-х месяцев;
  • Ухудшение состояния здоровья, подтвержденное решением специальной медкомиссии, препятствующее продолжению работы служащего на занимаемой им должности;
  • Требования уполномоченных должностных лиц и служащих госорганов, а также иные основания предусмотренные ФЗ или иными нормативными актами.

Согласно ч.2 ст.76 ТК РФ в общем порядке отстранение действует вплоть до устранения обстоятельств, которые привели к наложению ограничения. Однако в ряде случаев, предусмотренных действующим законодательством, допуск к работе может зависеть и от иных факторов.

Порядок оформления отстранения от работы

В независимости от того, по чьей инициативе произошло отстранение от работы, процедура оформления данной меры будет зависеть от внутренних порядков самой фирмы и сферы её деятельности. В ряде отраслей этот процесс существенно отличается, в том числе может быть ощутимо упрощен: к примеру, на предприятиях, работающих в сфере питания (в том числе общественного).

Однако, несмотря на то, что в различных сферах процедура оформления отстранения от труда может меняться, есть основные правила, действующие во всех случаях. Так любые обстоятельства, ставшие основаниями для недопущения сотрудников к работе, должны быть зафиксированы в письменной форме или иметь документальное подтверждение. Зачастую, данный документ имеет вид докладной записки на имя руководителя или специального акта, оформленного в установленном порядке.

Само отстранение оформляется в виде распоряжения или приказа по предприятию. Эти документы не имеют унифицированной формы, но должны быть составлены согласно правилам оформления официальных бумаг. Кроме того, в них должна содержаться информация относительно:

  • Лица, которое будет отстранено от работы (его ФИО, а также указание занимаемой должности);
  • Обстоятельства, ставшие причиной недопущения к выполнению должностных обязанностей;
  • Срок действия ограничения, если можно установить точную дату;
  • Действия, которые сотруднику необходимо совершить для снятия ограничения, если это необходимо для возобновления работы;
  • При необходимости, указываются данные лица, временно исполняющего обязанности отстраненного сотрудника.

При необходимости отстранения от работы служащего в кратчайшие сроки, в ряде случаев может быть использована упрощенная схема. К примеру, при появлении трудящегося на рабочем месте в нетрезвом состоянии, медработник инициирует данную процедуру путем проведения осмотра и направления соответствующего заключения руководителю предприятия. При непосредственном участии работодателя данная процедура также существенно ускоряется.

Однако даже использование упрощенной схемы предполагает оформление необходимых бумаг. Если в отношении трудящегося было применено отстранение от работы, приказ должен быть составлен незамедлительно. Данная мера необходима, как для подтверждения даты и времени приостановления должностных обязанностей служащего, так и для правильного финансового учета. На основании данного документа будет прекращено начисление отстраненному сотруднику зарплаты, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

После подписания и издания распоряжения или приказа, сотрудник должен быть ознакомлен с ним в установленном порядке под роспись. При отказе от ознакомления с данным документом, ему зачитывается его текст, после чего составляется соответствующий акт за подписью не менее 2-х свидетелей.

Правовые последствия отстранения от выполнения должностных обязанностей

Касательно правовых последствий отстранения служащего от работы, то они имеют несколько итогов:

  • Возобновление трудовой деятельности после устранения оснований для ограничения;
  • Перевод сотрудника на иную должность (зачастую, используется при получении мед. заключения об ухудшении состояния здоровья гражданина и невозможности продолжения работы на текущей должности);
  • Прекращение действия трудового договора.

Каждый из них должен быть зафиксирован документально и сопровождаться соответствующим приказом или распоряжением по предприятию, подписанным его руководителем.

Касаемо оплаты времени отстранения, то в общем порядке, согласно ч.3 ст.76 ТК РФ, в этот период зарплата трудящему не начисляется. Однако это правило не действует, если причиной недопущения к работе стало не прохождение медосмотра, необходимого обучения или проверки знаний в сфере ОТ, которое было допущено не по вине служащего. В таком случае это время, вплоть до возобновления работы, должно быть оплачено, как простой в порядке, предусмотренном ст.157 ТК РФ.

Это касается и случаев, когда отстранение от выполнения должностных обязанностей было признано незаконным или проведено с нарушениями процедуры оформления. В таком случае, согласно ст.234 ТК РФ, работодатель обязан компенсировать трудящемуся всю не полученную им заработную плату.

Если отстранение произошло не по вине трудящегося или с нарушениями действующего законодательства, то этот период времени должен быть включен в стаж, дающий право на начисление дней ежегодного отдыха. Во всех остальных случаях, это время расценивается как отсутствие без уважительных оснований, вследствие чего не включается в стаж, дающий право на отпуск.

Особенности отстранения государственных служащих от замещаемой должности

Нормы трудового законодательства в равной степени распространяются, как на работников, трудящихся на частных предприятиях, так и на госслужащих. Однако в отношении последних также действуют и отраслевые нормативно-правовые акты.

Согласно ст.32 ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе» госслужащий должен быть отстранен от занимаемой должности в случае:

  • Его появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • Не прохождения обязательного обучения или проверки знаний в сфере ОТ;
  • Вынесения в отношении него судом решения о временном отстранении от выполнения должностных обязанностей, согласно нормам действующего уголовно-процессуального законодательства РФ.

Положения схожи с текстом ст.76 ТК РФ, однако тут есть ряд нюансов. Недопущение к выполнению своих обязанностей государственного служащего происходит, согласно ч.3 ст.32 ФЗ №79-ФЗ, в зависимости от наличия вины трудящегося.

При отстранении с занимаемой должности госслужащего согласно ч.4 ст.32 ФЗ №79-ФЗ денежное содержание ему не начисляется. Так как наличие вины является основополагающим фактором при недопущении к выполнению должностных обязанностей, то и оснований для выплаты заработной платы в данном случае нет.

После устранения обстоятельств, повлекших за собой отстранение от должности, служащий должен быть незамедлительно допущен к работе, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

В отношении госслужащих также действует дополнительное основание для отстранения, которое не распространяется на прочих трудящихся. Они могут временно не допускаться к работе в связи с проведением в их отношении служебной проверки. В таком случае отстранение производиться представителем работодателя, которым была инициирована проверка. От её продолжительности будет зависеть и срок ограничения трудовой деятельности служащего. Необходимо заметить, что на время проведения проверки за отстраненным работником, согласно ст.59 ФЗ №79-ФЗ, сохраняется денежное содержание.

Помимо этого, представитель работодателя, имеет право при возникновении конфликта интересов также отстранить госслужащего от выполняемых им должностных обязанностей вплоть до решения спорных вопросов. В данном случае ему продолжать начислять зарплату все время, необходимое для урегулирования конфликта. Данное право закреплено ч.2 ст.32 ФЗ №79-ФЗ.

Помимо Федеральных Законов, на госслужащих также распространяются и нормативные акты, принятые в субъектах РФ. Их положения могут вводить дополнительные ограничения. К примеру, запрет на назначение госслужащего на иную должность во время его отстранения от выполнения служебных обязанностей.

Должностные лица могут быть не допущены к работе при отсутствии у них справки о прохождении медосмотра или психологического освидетельствования, если они необходимы для выполнения ими своих обязанностей. Также они должны быть отстранены при получении представителем работодателя мед. заключения, предусматривающего противопоказания для выполнения обязанностей госслужащего, закрепленных трудовым договором.

Касательно отстранения муниципальных служащих, то соответствующая процедура закреплена в Федеральном законе №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ». Согласно ст.27 данного нормативного акта в отношении должностного лица может быть применена такая мера, как отстранение от выполнения обязанностей в случае, если им был совершен дисциплинарный проступок. При этом недопущение к работе будет действовать вплоть до принятия решения относительно назначаемой меры дисциплинарной ответственности, но не более месяца. Выплата заработной платы за муниципальным служащим сохраняется. В данном случае оформление отстранения производится путем составления муниципального правового акта.

На государственных и муниципальных служащих в равной степени распространяются как нормы Федеральных законов, регулирующих деятельность в данной отрасли, так и общие положения трудового законодательства.

Постановлением судьи районного суда Хохлова, привлеченный в качестве обвиняемого по уголовному делу был временно отстранен от должности руководителя следственного органа. При этом на период отстранения от должности ему было назначено ежемесячное...

Неисполнение приказа и несоответствие должности

Здравствуйте. Имеется 2 вопроса по поводу как поступить с работником. 1) Что делать когда работник отказывается выполнять устное распоряжение? А именно распоряжение участвовать в собрании. Директор собирает бригаду рабочих чтобы обсудить вопросы...

14 Мая 2018, 14:16, вопрос №1994814 Антон Викторович, г. Кострома

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Могут ли отстранить от должности на время следствия по делу о клевете?

Добрый день! Мой подчиненный подал на меня иск в суд о клевете, которую я распространил о нем руководству и другим моим подчиненным. Представил доказательства: копии служебных записок, протоколы, аудиозаписи и др. Если суд примет его заявление и он...

Временное отстранение генерального директора без расторжения трудового договора

Добрый день! Необходима консультация по следующему вопросу:Требование о назначении внеочередного собрания участников ООО на 13 апреля (по смене генерального директора) отправлено директору 5 апреля. 9 апреля директором принято решение о созыве...

Регулируемые государством цены

Добрый день. Ситуация следующая. Мы являемся гостиничным предприятием в городе Москве. На период проведения Чемпионата Мира по футболу государство ограничило максимальную стоимость гостиничного обслуживания « Постановление Правительства РФ от 10...

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Востановление вновь на службу

Вернуться на службу после увольнения по статье

Я был уволен на основании п. 6 ч. 2. ст. 82 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, а именно - появления на службе в состоянии...

Как защитить свои права при увольнении с должности директора?

29 мая вечером был подписан приказ о моем назначении на должность директора муниципальной образовательной организации. До этого в течение 2,5 месяцев после увольнения предыдущего директора его обязанности исполнял заместитель. Заместитель в течение...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Законно ли отстранение от работы, если работник отказался от повторного медицинского обследования?

добрый день.муж прошел ежегодную мед комисиию,в том числе нарколога,все пройдено до работы допущен. работодатель по своей инициативе сказал что нужно всем пройти нарколога в другом городе,муж отказался, пояснил что не выездной и готов проити...

Будут ли мне платить зарплату в период отстранения от должности в связи с возбуждением уголовного дела?

Я действующий глава поселения. Меня временно отстраняют от должности в связи с возбуждением уголовного дела на время следствия. Должны ли мне платить заработную плату? Спасибо!

Как составить заявление об отстранении от должности, если назначение было по приказу?

как написать заявление на отстранение от занимаемой должности, если это совмещение не по трудовому договору, а по приказу

Что делать, если отстранили от работы и вынуждают уволиться?

Зздравствуйте господа адвокаты и юристы! Работаю водителем, неделю назад произошло незначительное ДТП, на заправке тягач с прицепом поцарарал кузов вахтовки в которой перевозил бригаду бурильщиков. Я не стал вызывать сотрудников ГИБДД так как...