Корветы типа «Каракурт» — реальная сила на море. Крымский «Шторм»: для чего Черноморскому флоту нужен новый ракетный корабль Малый ракетный корабль проекта каракурт

МРК проекта 22800 Каракурт

Проект 22800 "Каракурт" - малый ракетный крейсер прибрежной зоны. Несмотря на малые размеры, его боевой радиус может достигать 2500 км при определенном типе вооружения.

Проект 22800 «Каракурт» – адаптация к морским и океанским водам проекта 21361 «Буян-М», класса «река-море» – новое поколение русских малых ракетных кораблей (МРК) ближней и средней морской зоны. Главное конструктивное отличие «Каракурта» от базового проекта «Буян-М» и – это морской корпус с осадкой 4 м, он устойчивее для боевого применения, чем река-море с осадкой 2,5 м. Это позволяет быстрее выводить на цель мощные ракеты и артустановки, не мешкать при сильном волнении моря. По правилам кораблестроения России платформа 22800 является универсальной, подходит для сторожевых и пограничных МРК, для противолодочных малых кораблей (МПК). Россия значительно укрепит ВМС РФ к 2030-му году, 23 «Каракурта» поступит на Северный ВМФ, Тихоокеанский ВМФ, Балтийский ВМФ и Черноморский ВМФ.

Задачи проекта 22800

МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль.

Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт

Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.

class="eliadunit">

Технические характеристики Каракурта 22800

  • Скорость 30 узлов.
  • Дальность хода на минимальной скорости – 2 500 миль.
  • Автономность по запасам провизии – 15 суток.
  • Корпус стальной цельносварной 70х11 м с многослойным покрытием из стекловолокна, с фальшбортами, технологии Стелс.
  • Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизель-газотурбинная из 2-х двигателей 10Д49, создающих вращение водомётных винтов до водоизмещения 800 т.
  • Экипаж 52 человека.
  • За управление всех систем отвечает боевая система корабля БИУС Сигма-Э, которой подчинена РЛС Минерал М, АМКОИ Трасса-Э.

История проекта 22800

Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО.

Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.

Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.

class="eliadunit">

Проект "Каракурт" – это новая серия небольших кораблей. Водоизмещение – 800 тонн, длина около 60 метров, а максимальная скорость более 30 узлов, то есть примерно 55 километров в час. Но скромные размеры компенсирует внушительное вооружение.

На корабли планируют ставить ракетные комплексы "Калибр". Они использовались во время военного конфликта в Сирии, и успели зарекомендовать себя как мощное и точное оружие. Кроме того, "Каракурты" получат современные артиллерийские установки АК-176МА и системы противовоздушной обороны.

76-миллиметровые автоматические корабельные артиллерийские установки - это универсальное оружие, способное бороться с широкой номенклатурой целей. Они способны поражать не только вражеские корабли, но и воздушные цели, в том числе и беспилотники. Также с высокой эффективностью пушки можно использовать для обстрела берега, в том числе и целей, расположенных на значительном удалении от береговой черты. По сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в 2 раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артиллерийской установки снижена и составляет менее 9 тонн.

Благодаря принятию на вооружение орудия АК-176МА российский флот получит преимущество над кораблями стран НАТО, оснащенными итальянскими пушками Oto Melara .

ВМФ России принял решение оснастить все малые ракетные корабли и катера сверхскорострельной 76-миллиметровой автоматической пушкой АК-176МА, уникальная точность которой благодаря цифровому управлению и всепогодной оптико-электронной системе не уступает снайперской винтовке. Примечательно, что в зависимости от типа корабля новейшее изделие, разработанное в КБ «Арсенал»*, может размещаться как в обычной шарообразной, так и в стелс-башне, которая за счет своих угловатых форм незаметна для радаров противника.

Строительство военной гавани в Новороссийске >>

Принципиальное решение об определении новейшей АК-176МА в качестве основного артиллерийского вооружения всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей (МРК) и ракетных катеров (РК) было принято летом нынешнего года. Ожидают до конца года завершения испытаний АК-176МА, после чего решение будет оформлено документально и подписано всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время артиллерийская установка уже вошла в состав вооружения МРК проекта 22800 «Каракурт», а также РК проекта 1241.

АК-176МА является развитием семейства корабельных скорострельных пушек АК-176, первая из которых была принята на вооружение еще в 1979 году. При весе в 10 тонн новейшая артиллерийская установка способна за одну минуту выпускать по цели, находящейся на расстоянии 15 км, не менее 150 артиллерийских снарядов. Главное отличие АК-176МА от своих предшественниц - это система цифрового управления, а также новейшая оптико-электронная станция «Сфера-2», позволяющая обнаруживать цели на дальности в десятки километров днем и ночью, в сильный дождь и даже шторм.

Приводы горизонтального и вертикального наведения АК-176МА, которые вращают вправо и влево башню, а также поднимают вверх и вниз само орудие, оснащены цифровой системой передачи информации , благодаря которой артиллерийская установка, получив команду оператора или бортовой информационной системы корабля, перемещается с очень высокой точностью.

Убийца авианосцев >>

Сочетание высоких баллистических характеристик новейшей корабельной пушки и электронной системы управления обеспечивает АК-176МА полное превосходство над ближайшим конкурентом - 76-миллиметровой артиллерийской установкой итальянской фирмы Oto Melara.

Созданная в конце 60-х годов универсальная артиллерийская установка 76/62 принята на вооружение практически всеми крупными зарубежными флотами, включая и ВМС США , где ей присвоено обозначение Mk 75. Исключение составляют лишь ВМС Франции, Великобритании и Швеции, где используются артиллерийские установки собственной разработки.

Установка предназначена для поражения быстроходных надводных кораблей малого водоизмещения и катеров, нанесения огневых ударов по береговым сооружениям и борьбы с противокорабельными ракетами, маневрирующими на конечном участке траектории. При маневрировании ракеты ЭВМ системы управления стрельбой вычисляет новое упрежденное место встречи, команда на корректировку траектории снаряда передается по радиоканалу и отрабатывается с помощью шести пороховых двигателей, расположенных вблизи центра тяжести снаряда. Скорость вращения снаряда благодаря раскрывающемуся хвостовому стабилизатору уменьшена до 200 об/мин, а траектория его полета может быть изменена на 15°. Снаряд весом 6,66 кг начинен 500 г взрывчатого вещества и 1100 г вольфрамовых кубиков, которые при подрыве заряда взрывчатого вещества контактным взрывателем надежно поражают крылатую ракету .

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» >>

АК-176МА выпускается в модульном исполнении и включает кроме модуля собственно артустановки, также выполненные в виде модулей, главный распределительный щит и пульт дистанционного управления. Модуль артиллерийской установки состоит из надпалубной и подпалубной частей. Станок и люлька изготовлены из легкого антикоррозийного алюминиевого сплава. В механизмах вертикальной и горизонтальной наводки используются электродвигатели с высокой удельной мощностью и очень малой инерцией.

В настоящее время АК-176МА проходит испытание на борту пограничного сторожевика 1-го ранга «Полярная звезда», головного корабля проекта 22100 «Океан», который должен быть передан погрануправлению до конца текущего года.

Проведенные стрельбы показали полное соответствие характеристик новейшей артиллерийской установки указанным в тактико-техническом задании. На «Полярной звезде» и ее «систершипах» (серийных кораблях одного проекта) будут стоять АК-176МА в классических куполообразных башенных установках, так как радиолокационная незаметность для таких кораблей не так важна. В то же время на малых ракетных кораблях проекта 22800 АК-176МА будет исполнена в специальной стелс-башне с большим количеством углов, необходимых для отражения электромагнитных волн.

Малый ракетный корабль Черноморского флота «Серпухов» сменит «Зеленый Дол» >>

Радиолокационные волны отражаются в первую очередь от надстройки корабля и артиллерийских установок, которые из-за своей формы и большей концентрации метала в конструкции зачастую при облучении вражеской РЛС служат главным демаскирующим признаком. Поэтому стелс-башня АК-176МА гарантированно защитит корабли от обнаружения радиолокационными средствами противника.

P .S . 17 марта 2017 года на судостроительном заводе "Море" в Феодосии прошла церемония закладки нового малого ракетного корабля "Охотск". Это уже второй МРК проекта 22800 "Каракурт". Производство первого, под именем "Шторм", стартовало на полуострове в мае 2016 года, а третий собираются заложить в конце 2017.

Технологический цикл строительства - порядка 32 месяцев. Поэтому сдавать корабли будут в период с 2018 по 2020 годы. Всего Военно-морскому флоту России передадут восемнадцать "Каракуртов". Три из них построят в Крыму, пять в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе, а остальные в Ленинградской области, на предприятии "Пелла" .

* Конструкторское бюро «Арсенал» (г. Санкт-Петербург) более 60 лет специализируется на разработке артиллерийских установок (АУ) различных калибров и корабельных ракетных пусковых установок. В течение 1949-1980 гг. КБ «Арсенал» разработало для вновь строившихся, а также проходивших модернизацию боевых надводных кораблей более 12 типов полуавтоматических и автоматических зенитных и универсальных АУ калибра 45, 57, 76, 100 и 130 мм. Практически все корабли ВМФ РФ водоизмещением более 600 тонн вооружены АУ, разработанными конструкторским бюро «Арсенал».

На ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» спущен на воду головной малый ракетный корабль (МРК) «Ураган» проекта 22800 «Каракурт». Корабль, строительство которого началось в декабре 2015 года, должен быть передан Балтийскому флоту в декабре 2017 года.

МРК проекта 22800 был разработан в петербургском ЦМКБ «Алмаз» в качестве дополнения к уже выпускающимся на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького МРК проекта 21631 «Буян-М». Но, по сути, дополнение «Буянов-М» «Каракуртами» — это не только форсированное наращивание количества МРК в ВМФ РФ, но и повышение качества их группировки. При одном и том же составе ударного оружия (крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные крылатые ракеты «Оникс»), при примерно равном водоизмещении (900 т у «Каракурта» и 950 т у Буяна-М") новый корабль имеет два существенных отличия.

Во-первых, у проекта 22800 лучше мореходность, он способен действовать в ближней морской зоне в условиях сильного волнения. «Буян-М» — это скорее корабль класса «река-море». Ну и скорость у «Каракурта» повыше — 30 узлов против 25 узлов.

Во-вторых, новый МРК лучше защищен от атак с воздуха. Причем — значительно лучше защищен. На «Буяне-М» лишь зенитная 12-ствольная пушка калибра 30 мм и ПЗРК «Игла». На «Каракурте» — корабельная модификация зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М». Правда, этот комплекс начнут устанавливать лишь начиная с третьего корабля проекта 22800, «Шторма». Поскольку корабельный вариант «Панциря» еще не готов. По этой причине два первых «Каракурта» — «Ураган» и «Тайфун» — вынуждены будут довольствоваться зенитным артиллерийским комплексом «Палаш» и шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-306. Однако и эти огневые средства обслуживает мощная РЛС с четырьмя фазированными антенными решетками, обеспечивающими круговой обзор.

Существует и еще одно важное обстоятельство. Серийное строительство МРК «Буян-М» было начато в 2010 году. Планировали построить 12 кораблей. Тогда и в помине не было никаких санкций со стороны Запада. Но в 2014 году, когда достраивались четвертый и пятый корабли («Зеленый Дол» и «Серпухов»), немецкая компания MTU Friedrichshafen прекратила поставку двигателей. И проект повис в воздухе.

На настоящий момент лишь еще один «Буян-М» (шестой в серии, «Вышний Волочок»), спущен на воду и уже буксируется в Севастополь. А четыре застряли в доках. Для них замену германскому двигателю нашли в Китае. Но выйти на прежний ритм работы завод пока не в состоянии.

С «Каракуртами» подобных проблем нет. В их конструкцию сразу же был заложен двигатель отечественного производства.

К настоящему моменту запланирована передача на Балтийский и Черноморский флоты, а также — на Каспийскую флотилию 12 МКР «Каракурт». Однако рассматривается вопрос о том, чтобы построить еще как минимум шесть таких кораблей. И они должны поступить на Тихоокеанский флот. Похоже, вопрос будет решен положительно, о чем чуть ниже.

В строительстве «Каракуртов» принимают участие четыре завода: вышеупомянутый «Пелла», судостроительный завод «Море» в Феодосии (филиал «Пелла»), Зеленодольский завод, а также завод «Залив» в Керчи (филиал Зеленодольского завода). В связи с тем, что МРК «Каракурт» является более эффективным, чем «Буян-М», есть вероятность, что после достройки уже заложенных «Буянов» зеленодольские судостроители полностью переключатся на МРК проекта 22800.

И вот на днях стало известно, что в следующем году Министерство обороны намеревается разместить заказ на строительство шести «Каракуртов» на Дальнем Востоке — на Амурском судостроительном заводе. На то есть два резона. Во-первых, эти корабли предназначены для Тихоокеанского флота, а перегонять их на Дальний Восток с верфей европейской части России слишком накладно.

Во-вторых, к принятию такого решения приложила руку Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Дело в том, что Амурский завод входит в ОСК, а «Пелла» и Зеленодольский завод — не входят. Поэтому решение принималось под лозунгом «необходимо равномерное распределения заказов».

Решение, казалось бы, логичное. Но при ближайшем рассмотрении возникают сомнения относительно того, сможет ли завод на Амуре выполнить масштабный заказ не только в отведенные сроки, но и вообще? То есть хотя бы когда-нибудь?

Без преувеличения можно сказать, что основанный в 1936 году в Комсомольске-на Амуре Амурский судостроительный завод — прославленное предприятие. Всего на нем было построено 49 дизель-электрических подводных лодок, 59 атомных подводных лодок, включая стратегические ракетоносцы, эсминцы различных проектов. В общей сложности до 1991 года на воду здесь было спущено более трехсот различных кораблей и судов. То есть — ежегодно завод сдавал флоту в среднем по четыре корабля приличного водоизмещения.

В постсоветский период завод был практически остановлен. За последнюю четверть века на Амуре достроены лишь две дизельные и две атомные подводные лодки. К советскому наследию не относится лишь один корвет «Совершенный» проекта 20380. Вот он заложен в 2006 году и сдан Тихоокеанскому флоту нынешним летом. И давно стал поводом для многих скандалов. Причем — скандалов заранее предсказуемых.

Строить сравнительно небольшой боевой корабль целых 11 лет — это, видимо, мировой рекорд. При этом внешних проблем, связанных с несвоевременной поставкой оборудования, не существовало. Все срывы графика работ происходили по вине предприятия.

Кроме того, АСЗ катастрофически и регулярно не хватало денег на «Совершенный». В связи с этим Минобороны пошло на беспрецедентный шаг, повысив стоимость проекта с 7 млрд. рублей до 13 млрд. И это при том, что стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения стоит 25 млрд.

Тем не менее, в Москве кораблестроение на Дальнем Востоке решили поддерживать любой ценой. Видимо поэтому на АСЗ в 2012 году был заложен и второй корвет того же проекта — «Громкий». Тут дело пошло резвее, хотя тоже очень медленно. В июле этого года «Громкий» был спущен на воду. В строй он ступит в лучшем случае осенью следующего года. Таким образом, и эта стройка на АСЗ очень затянется — минимум на шесть лет. В соседнем Китае за такое время строят авианосцы.

При этом завод продолжает терпеть громадные убытки, которые стремительно нарастают. В 2015 году они составили 60 млн. рублей. В прошлом году — 8 млрд. рублей. Строительство одного МРК «Каракурт» стоит 2 млрд. рублей. Таким образом, если АСЗ получит контракт на шесть таких кораблей, то заработает лет за пять (если не будут сорваны сроки строительства) максимум 12 млрд. К сожалению, долги завода за тот же период наверняка возрастут намного больше.

В этом десятилетии кризисные менеджеры приходят на завод один за другим, примерно с полуторагодичным интервалом. С 2010 года заводом руководит уже пятый генеральный директор Владимир Кулаков , занявший этот пост в мае 2016 года. Несмотря на получение инженерного образования в Ленинградском кораблестроительном институте, назвать его корабелом крайне затруднительно. Поскольку трудовую деятельность он начал в 1978 году на Ижорских заводах, дойдя в 2009 году до должности директора по продажам. Затем был коммерческим директором в ряде предприятий нефтехимической промышленности. В судостроение пришел лишь в 2014 году, временно исполняя обязанности гендиректора судостроительного завода «Лотос» в Астраханской области, специализирующегося на строительстве сухогрузов, танкеров и барж.

То есть это типичный современный «эффективный» менеджер, оперирующий, прежде всего, экономическими категориями. Что, например, можно видеть из его интервью информагентству «Восток России», данном спустя год после вступления в должность. Разумеется, говорил Кулаков и о необходимости модернизации завода, и о закупке современного оборудования, и о ремонте производственных объектов. На это, по словам директора, ему необходимо почти 5 млрд. рублей. Однако, как заявляет Кулаков, «пока модернизация завода еще не началась — для ее реализации заводу нужно завершить ряд определенных мероприятий, связанных с мировыми соглашениями, долговыми обязательствами завода, в частности, банкам и инвестиционным компаниям».

Поэтому совершенно непонятно, каким же образом завод будет строить новейшие МРК, требующие современных технологических подходов? При этом гендиректор рассчитывает получить и заказ еще на пару корветов проекта 20380. Любопытно, что в этом его интервью нет ни слова о дефиците профессиональных кадров на АСЗ.

Удивляет и взгляд гендиректора на будущее завода: «Пока АСЗ специализируется на морских, речных судах и военных кораблях. Но я надеюсь, что только с таким производством завод связан не будет. Его будущее я во многом связываю со строительством газоперерабатывающего завода в Амурской области. Завод мог бы принять большое участие в данном проекте с точки зрения обеспечения его соответствующими объектами, необходимыми для производства». Между прочим: строительством именно таких объектов и занимаются Ижорские заводы, где гендиректор АСЗ начинал трудовую карьеру.

Таким образом — да, строительство МКР «Каракурт» для ТОФа, разумеется, рационально реализовывать и на Дальнем Востоке. Но при современном состоянии Амурского судостроительного завода это очень рискованно.

В конце недели в администрации Зеленодольского завода им. Горького сообщили, что в период с 2018 по 2021 год предприятие построит 5 малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт».

Еще 3 МРК будут построены на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», один - на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. 3 корабля совместно построят заводы «Пелла» и «Море». Место постройки еще шести пока не определено. Таким образом, Черноморский, Балтийский и Тихоокеанские флоты пополнятся 18-ю МРК «Каракурт». Первый из них, названный «Ураганом», будет принят на вооружение ЧФ в следующем году. Три следующих корабля также уже имеют имена, довольно грозные, - «Тайфун», «Шторм», «Шквал».

МРК «Каракурт» был разработан в питерском ЦМКБ «Алмаз» в качестве альтернативы , созданному всего лишь на 5 лет раньше в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро. Соответственно, и строят «Буяны» тоже в Зеленодольске. В строю, в составе Каспийской флотилии и Черноморского флота, находятся уже 5 кораблей. Еще 4 строятся. Предполагалось, что «Буянов» будет 10. Однако в связи с определенным преимуществом «Каракурта» последний, девятый, МРК проекта 21631 был заложен в апреле 2015 года. Через 8 месяцев была запущена серия «Каракуртов».

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Ударное вооружение у этих двух катеров одинаковое. Водоизмещение не сильно отличается. Однако «Буян-М» - это корабль «река-море». И уверенно он себя может чувствовать в устье Волги и в Каспийском море. Для его невысокой мореходности даже Черное море «великовато». Что же касается «Каракурта», то он проектировался как корабль для открытых морских театров.

Еще один недостаток вскрылся совсем недавно. В связи с введением санкций против России немецкая компания MTU Friedrichshafen отказалась поставлять для «Буяна-М» двигатели. Однако вскоре замена им нашлась - зеленодольские корабелы начали приобретать аналогичные 16-цилиндровые двигатели на Коломенском заводе и петербургском заводе «Звезда».

В октябре прошлого года «Буран-М» прогремел на весь мир. Четыре корабля Каспийской флотилии - МРК «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг», а также РК проекта 11661К «Дагестан» - произвели обстрел крылатыми ракетами «Калибр» позиций ИГИЛ *, расположенных на удалении около 1500 километров. Дальность и точность стрельбы мировые СМИ обсуждали более недели. Однако это не все, на что способна эта ракета, ее максимальная дальность полета равна 2,6 тыс. километров.

МРК «Каракурт» вооружен теми же самыми ракетами «Калибр-НК», а также сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс» с дальностью стрельбы до 500 км. Также имеется автоматическая артиллерийская установка калибра 100 мм или 76 мм. К средствам ПВО относится зенитный ракетно-артиллерийский комплекс 3М89 . За счет всеракурсной многофункциональной РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками и эффективной оптико-локационной станции «Палаш» обеспечивает всепогодное и круглосуточное обнаружение всех угрожающих кораблю целей - самолетов, вертолетов, крылатых ракет, беспилотников - и обстрел их на дистанции до 10 километров и на высоте до 5000 метров. Комплекс работает в автоматическом режиме.

Корабль оснащен станцией радиоэлектронной борьбы.

МРК «Каракурт» - корабль ближней морской зоны, дальность его плавания составляет 2500 миль при автономности, равной 15 суткам. Длина катера - 60 метров, ширина 10 метров, осадка - 4 метра, водоизмещение - 800 тонн. Скорость - 30 узлов.

«Каракурт», как, впрочем, и «Буян-М» создан для замены малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод», различные модификации которого выпускались с 1967 года по 1992 год. Было построено 47 кораблей, в строю осталось 12. «Овод», разработанный ЦМКБ «Алмаз», выглядит посолиднее «Каракурта» по части ходовых качеств. Его скорость достигает 35 узлов, а дальность - 4000 миль. Однако устаревшее вооружение сводит на нет эти преимущества. 6 противокорабельных ракет П-120 «Малахит», имеющих максимальную дальность в 120 километров, - это намного слабее, чем 8 ракет «Калибр-НК» или «Оникс».

Замминистра обороны Юрий Борисов во время закладки на судостроительном заводе «Пелла» в конце июля четвертого МРК проекта 22800 заявил буквально следующее: «Кораблей подобного класса в мире нет». Если вынести за скобки торжественность момента, которая требует произнесения красивых слов, то это заявление не так уж и далеко от истины. Конструкторам «Алмаза» удалось разместить в ограниченном объеме, каким обладает «Каракурт» с его 800-тонным водоизмещением, грозное оружие. Причем оружие, можно сказать, стратегическое - «Калибры» могут оснащаться ядерными боеголовками.

Зона действия ракетного оружия МРК «Каракурт», приписанных к Черноморскому флоту, к Балтике, а также к Каспийской флотилии, перекрывает Ближний Восток и практически всю Европу. В случае же поступления кораблей на Тихоокеанский флот, перекрываться будет практически вся северная половина восточного полушария.

В своем классе корветов, оснащенных ракетным оружием, «Каракурт» по ударной мощи и по энергонасыщенности, действительно, находится «впереди планеты всей».

По энергонасыщенности, но не по ударной мощи, с ним, пожалуй, может сравниться лишь один корвет в мире. Причем, построенный в единственном экземпляре. Это последний корпус в серии многоцелевых шведских корветов «Висбю», введенный в строй ВМС в 2013 году. При водоизмещении в 640 тонн он имеет длину 71 метр и ширину 10,4 метра. Скорость - 35 узлов, дальность - 2300 миль. Он построен по стелс-технологии. Первые четыре корабля серии были предназначены, прежде всего, для противолодочной борьбы. Пятый оснащен восемью дозвуковыми противокорабельными ракетами RBS 15M Mk3, имеющими дальность 200 километров.

Есть аналог и в Израиле. И тоже в единичном экземпляре. Это ракетный корвет «Эйлат», принадлежащий к серии из трех многоцелевых корветов. Введен в строй ВМС в середине 90-х годов. Имеет водоизмещение 1275 тонн, длину 85 метров, ширину 11,9 метра. Дальность хода в экономическом режиме - 3500 миль, максимальная скорость - 33 узла.

По вооружению тоже проигрывает «Каракурту». Израильские конструкторы разместили на борту 8 американских противокорабельных ракет «Гарпун». Ракеты дозвуковые, с дальностью в 130 километров и массой боевой части в 227 килограмм. Но есть и дополнительное противокорабельное вооружение. Оно представлено восемью более скромными ракетами собственной разработки с дальностью от 6-и до 36-и километров и 100-килограммовой БЧ. Средства ПВО представляет ЗРК «Барак» с боекомплектом из 32 ракет, имеющих дальность 10 километров. Есть также 20-мм скорострельная пушка, ведущая огонь на дистанцию до 1,5 километра.

Ракетных кораблей водоизмещением меньше 1000 тонн в мире создано совсем немного. Поэтому сравнивать «Каракурт» придется с более основательными кораблями. У них выше функциональность и дальность, но ударное оружие по мощи не дотягивает до российского. Разумеется, наличие на борту противолодочного оружия, а также вертолета или БПЛА повышает живучесть корабля. Но, к сожалению, повышает стоимость его постройки и эксплуатации. Что, увы, для России весьма актуально. Но вот по классическому параметру «цена/качество» «Каракурт» получился прекрасным ракетным кораблем, можно сказать, мировым лидером.

Более солидным по массе железа является немецкий корвет проекта К130 «Брауншвейг», последний корабль этой серии из пяти корветов вошел в строй 2013 году. Его водоизмещение равно 1840 тонн, а длина - почти 90 метров. На нем размещен и вертолет, и противолодочные торпеды, и ЗРК, и спаренная зенитная пушка калибра 27 мм, и 76-мм артиллерийская установка. Главное же ударное вооружение, как и на шведском корвете, представлено ПКР RBS 15M Mk3. Но при этом ракет вдвое меньше - 4, а не 8. «Брауншвейг» имеет такую же, как и у «Каракурта», дальность - 2500 миль, а скорость - 26 узлов.

Не заморачиваются на «всякую мелочь» и американцы. Самый «младшенький» у них ракетный корабль, построенный в количестве 62 штук, - эсминец с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта . Этот корабль имеет дальность 6000 миль и водоизмещение порядка 9000 тонн. Его длина - 150 метров, высота - 45 метров. Развивает скорость до 32 узлов.

Что касается его вооружения, то проще перечислить, чего на эсминце нет. Из противокорабельного вооружения 8 ракет «Гарпун». Есть и ЗРК, и артиллерия (зенитная и обычная), и противолодочное оружие (ракеты, торпеды и мины), и вертолет. Могут устанавливаться крылатые ракеты «Томагавк» в количестве от 8 до 60 штук. Они дозвуковые, имеют дальность 1600 километров. Оружие серьезное, но несколько уступающее «Калибру» и в скорости, и в точности, и в дальности. И управляет всем этим вооружением широко разрекламированная система «Иджис». Кстати, она использует абсолютно такого же типа РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, как и система управления оружием, установленная на «Каракурте».

Есть и мощные средства радиоэлектронной борьбы. Однако это не помешало бомбардировщику в апреле 2014 года совершить облет эсминца «Дональд Кук», относящегося к проекту «Арли Берк», и на некоторое время «ослепить» корабль, подавив работу всех электронных систем. Как говорится, это наш асимметричный привет конструкторам компаний Todd Shipyards, Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding, которые создали корабль.

—————————————————————
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Это стало известно из недавно опубликованного годового отчета предприятия. ВМФ рассчитывает получить 18 «Каракуртов» для выполнения боевых задач в ближней морской зоне. Корабли проекта 22800 должны превзойти предшественников в ударной мощи и мореходности. Новейшие МРК укрепят морские рубежи и усилят присутствие ВМФ в Средиземном море.
В опубликованном отчете АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2016 год говорится, что в прошлом году были заложены четыре корвета: два патрульных корабля проекта 22160 и два малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт».

3 августа 2016 года руководство предприятия сообщило о поступившем от Минобороны России заказе пяти МРК проекта 22800. Как отмечается в блоге Центра анализа, стратегий и технологий (ЦАСТ), после этой новости официальной информации о ходе исполнения госзаказа не появлялось.
Из отчета следует, что расположенное в Татарстане предприятие уже строит как минимум два корвета проекта 22800 из пяти. Вероятно, речь идет о кораблях «Муссон» и «Пассат». Учитывая, что контракт с Минобороны подписан почти год назад, еще три «Каракурта» («Бриз», «Торнадо», «Смерч») должны быть заложены в течение 2017-го.
Пять МРК проекта 22800 будут построены на Зеленодольском заводе впервые. Реализация проекта началась на петербургском судостроительном заводе «Пелла» и феодосийском ССЗ «Море». Ленинградские и крымские корабелы строят шесть «Каракуртов». Контракт на один МРК был заключён с керченским ССЗ «Залив».
Завод был основан в 1895 году как судоремонтная мастерская. С 1934 года зеленодольские корабелы стали выпускать боевые корабли небольшого водоизмещения.
По состоянию на 2016 год в рамках гособоронзаказа зеленодольское предприятие осуществляло строительство 12 боевых кораблей (трех МРК, двух пограничных сторожевых и трех патрульных кораблей, двух кабельных судов и двух противодиверсионных катеров).
Из рода черных вдов
На проект 22800 Минобороны России возлагает большие надежды.
Новейшие корабли должны стать грозным оружием, которое будет нести боевую вахту, прежде всего, на Черном и Средиземном морях. Неслучайно проект получил название «Каракут» - вид пауков из рода черных вдов, чей укус может оказаться смертельным для животных и людей.
У МРК достаточно скромные габариты. Водоизмещение составляет 800 тонн, длина - 60 м, ширина - 10 м, осадка - 4 м. Корабль будет способен идти на 30 узлах (около 55 км/ч) и отдаляться от баз на 2,5-3 тыс. морских миль (4,6-5,6 тыс. км). Автономность плавания оценивается в 15 суток.
«Каракурт» должен превратиться в полноценную боевую единицу на морских просторах. Благодаря комплексу «Калибр-НК» его предшественники также обладают сокрушительной ударной мощью, но чувствуют себя комфортно только вблизи морских баз.
Предполагается, что «Каракурт» заменит в Средиземном море ракетно-артиллерийские корабли ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М», которые также строит Зеленодольский завод. На данный момент предприятие уже сдало ВМФ пять кораблей, ещё столько же находится в процессе постройки, по двум подписан контракт.
Боевое применение «Буянов» в сирийской операции эксперты оценили, как успешное. 7 октября 2015 года МРК Каспийской флотилии «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» провели пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство»*. Цели, которые располагались на расстоянии 1,5 тыс. км, были поражены.
Однако два похода «Буянов» в Средиземное море, которые состоялись в 2016 году, продемонстрировали недостаточные мореходные качества проекта 21631. В связи с этим в октябре 2016 года МРК «Серпухов» и «Зелёный Дол» были переведены из состава Черноморского флота в Балтийский.
Под «Панцирем» и с «Калибром»
Широкая публика впервые узнала о проекте 22800 летом 2015 года. Макет корабля был представлен на международном форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Разработчиком «Каракута» является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).
Первые два корабля, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», были заложены в декабре 2015 года на петербургском судостроительном заводе «Пелла». В июле и декабре 2016 года ССЗ заложил еще два МРК («Шквал» и «Буря»). С мая 2016 года и марта 2017-го ССЗ «Море» строит «Шторм» и «Охотск».
Согласно текущим планам первый корабль проекта 22800 («Ураган») будет передан ВМФ в декабре 2017 года, остальные корабли пополнят российский флот в 2018-2020 годах. Ориентировочно до 2022 года в строй должны вступить 18 МРК. Сегодня в стадии постройки находятся как минимум восемь «Каракуртов», по четырем заключен контракт.
Как и «Буяны», «Каракурты» будут вооружены ракетным комплексом «Калибр», который способен поражать цели на расстоянии до 2,5 тыс. км. Противокорабельную оборону обеспечивает комплекс П-800 «Оникс», оснащенный сверхзвуковыми ракетами.
Главным новшеством вооружения «Каракурта» станет противовоздушный комплекс «Панцирь-М», который был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Разработчиком этого средства ПВО ближней зоны является тульское КБ приборостроения.
«Панцирь-М» предназначен для поражения воздушных целей на расстоянии от нескольких десятков метров до 20 км. В боевом модуле собраны скоростные ракеты с радиокомандным наведением и два шестиствольных автомата калибра 30 мм.
Кроме того, геометрические формы и использование в конструкции радиопоглощающих материалов должны сделать «Каракурт» практически незаметным для радаров противника. При этом корабль будет оснащен современным радиолокационным и навигационным оборудованием.
Универсальное оружие

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT заявил, что «Каракурт» и проекты других МРК класса «река - море» направлены на реализацию нескольких важнейших для обороноспособности России задач.
«Развитие сравнительно небольших, но мощных ударных платформ позволяет России достаточно эффективно противодействовать НАТО. При этом речь идет не только о западном флоте. Малые ракетные корабли ВМФ способны поражать почти все морские и сухопутные объекты в Европе», - отметил Корнев.
Эксперт напомнил, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) предусматривает запрет на производство и использование баллистических и крылатых ракет наземного базирования. На морские вооружения ограничения не распространяются. Таким образом, вооруженные «Калибрами» МРК позволяют сдерживать превосходящие западные ВМС.
«Преимущество малых корветов заключается в большей мобильности. Они могут перемещаться и наносить удары как с рек, так и из акваторий морей. К тому же МРК могут строить не очень крупные ССЗ, это не требует значительных бюджетных расходов», - сказал Корнев.
«У ВМС США со времен холодной войны осталась масса «Томагавков». При этом на вооружении кораблей ВМФ советской постройки преобладают противокорабельные ракеты. Комплекс «Калибр», установленный на МРК, является универсальным. Именно такое оружие сейчас необходимо российскому флоту», - резюмировал эксперт.
* «Исламское государство» (ИГ) - террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Алексей Заквасин