Что такое ярмарка. Ее отличия от обычного рынка. Понятие и виды ярмарок, основы их организации Ярмарочная торговля как вид коммерческой деятельности

ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

в XVII-начале XX в.

ассистент кафедры истории Комсо-мольского-на-Амуре государственного педагогического университета

Татьяна Викторовна КИТ,

В настоящее время получают большое распространение международные, краевые, городские ярмарки, стимулирующие развитие рынка. Ярмарочная торговля способствует активизации конкуренции, создает благоприятные условия для продвижения к потребителю новых видов продукции, а также для развития передовых технологий и методов торговли. Поскольку история ярмарок в России насчитывает не одно столетие, полезным для современного развития Дальнего Востока является изучение исторического опыта организации ярмарочной торговли в регионе, государственной торговой политики.

Рост численности и значения городов в XVII в. заставил правительство установить правила ведения торговых операций, определить правовое положение купцов. Соборное Уложение 1649 г. сделало торговлю монополией посадских жителей: только посадские люди могли заниматься торговлей и ремеслом (гл. 19 «О посадских людях», ст. 1, 17)1. Крестьяне могли продавать лишь с возов и стругов.

Государство стимулировало развитие внутренней и внешней торговли, проводило протекционистскую политику (Торговые уставы 1653 и 1667 гг.): вместо множества пошлин устанавливался единый налог, ограничивалась торговая деятельность иностранцев в России. Для ее поощрения на окраинах страны, в первую очередь в Сибири, власть воевод над «купецкими людьми» ограничивалась «таможенным уставным правом» (Новоторговый устав 1667 г., ст. 35)2.

Торговые отношения, особенно касавшиеся иногородних и иноземных купцов, регулировались в законодательном порядке. Поскольку на ярмарках местные купцы чаще всего встречались с приезжими, торговля подлежала специальной регламентации. Определялся порядок ввоза и вывоза товаров, контролировалось их качество. Если купец вез купленный в своем городе товар в другой город, то он должен был объявить об этом в таможне и записать товар в отпускную книгу. Он подавал выпись в таможню, где голова сверял наличный товар. При обнаружении чего-либо сверх выписи голова брал товар «на великого государя» (ст. 28). Если на ярмарке выявлялись «худые товары», то их отсылали с «...бесчестьем с ярманки, чтобы впредь таких худых не возили и добрым товарам цены не портили» (ст. 45)3.

Свобода торговли иностранных купцов в Русском государстве значительно ограничивалась. Тот же Новоторговый устав запретил иноземцам продавать свои товары приезжим торговым людям, а продавать купецким людям того города, в котором, собственно, торговля и происходит, «и у них також товары всякие покупать» (ст. 60). Лишь на ярмарках и в пограничных городах разрешалось московским купецким людям торговать «с иноземцы всякими товарами вольно» (ст. 61)4. Некоторые исключения, сделанные из общих правил для ярмарочной торговли, особое внимание за порядком продаж на ярмарках стимулировали еще большее развитие самой распространенной формы русской торговли.

В эпоху Петра I произошли изменения в экономической жизни страны, которые неоднозначно сказались на положении крупного купечества. Менялись условия и структура торговли, пересматривались традиционные для Московской Руси нормы взаимоотношений купечества с государством. Однако правительство продолжало политику широкого распространения и поощрения ярмарочных торгов, в то же время узаконивались государственные налоги с ярмарок. В регламенте Главного магистрата (гл. 17) зафиксирована такая его обязанность, как «пещись об умножении ярманок»5, поскольку благодаря ярмаркам и торгам «...умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промыслы»6.

Сбор государственных пошлин на ярмарках производился при посредстве таможенного начальства уезда или города. На крупных ярмарках для взимания сборов назначались таможенные головы и целовальники. Помимо платы за право торговли в пользу государства существовали арендные сборы за торговые места в пользу местного собственника земли, на которой проходила ярмарка: монастыря, церкви, частного лица или города.

Царским Указом от 16 января 1721 г. все городское население, кроме иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей», было разделено на две категории, которым разрешалось открывать свои дела-торговать, оказывать услуги. Этим Указом купечество лишилось былой монополии-теперь могли торговать все кроме военных.

В 1754 г. был принят закон «О суде и о хранении купцов от обид на яр-манках», согласно которому под ведомством магистратов и ратуш в Москве и других городах создавались Словесные суды между купцами, в них входили по два человека из купечества по выбору и по одному человеку из членов магистратов и ратуш. Два купеческих выборных менялись погод-но. Законодатель беспокоился о «нечинении обид и притеснений купцам, приезжающим наярманку». Из ближних городов от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий было необходимо определять «пристойные команды», чтобы они в случае необходимости помогали купцам и от обид их охраняли, «.дабы чрез то ярманки умножаться, а купецкие люди в лучшее состояние приходить могли»7. Необходимость торгового регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права.

В русле политики поощрения внутренней торговли вышел в 1755 г. Таможенный устав, который разрешил «.все российские товары на внутренний расход российским купцам продавать, покупать и внутри России торговать беспошлинно» (гл. 1)8. В восьмой главе устава, озаглавленной «О суде и о хранении купцов от обид на ярманках» подтвержда-

ются принятые ранее положения о создании Словесного суда и пристойных команд. Устав предусматривал ситуацию, когда судом в «купеческих просьбах. удовольствия чинено не будет», тогда «.просить определенного от Магистратов и Ратуш члена, который должен чинить по справедливости»9.

Таможенный устав стал в то же время первым шагом в изменении прав торговавших на ярмарках, что было связано с завершением формирования новой социальной и торговой политики, основанной на принципах сословности. «Свободная торговля на ярмарках, даже и вне городских поселений, предоставлена была только купцам, а крестьянская торговля была ограничена покупкою или продажею только определенных предметов, необходимых большей частию для удовлетворения нужд сельского населения»10. Еще большие сословные ограничения в ярмарочной торговле устанавливались Положением о процентном сборе с капитала 1775 г. и Городовым положением 1785 г. («Грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Они закрепили отстранение от ярмарочной торговли не только сельского населения, но и части купечества и городского посада.

В период реформ 70-80-х гг. XVIII в. оформилась организация гильдейского купечества, была продолжена правовая регламентация торговых отношений. По Городовому положению каждый, каким бы он ни был (пола, лет, рода, поколения, семьи, состояния, торга, промысла, рукоделия или ремесла), мог записаться в купеческую гильдию. Единственное условие - объявление капитала: для первой гильдии - от 10 до 5 0 тыс. руб., для второй-от 5 до 10 тыс. руб., для третьей - от 1 до 5 тыс. руб. Принадлежность к гильдии определяла социально-экономические права купца. Купцам первой гильдии дозволялось «.производить всякие внутри и вне империи торги» (ст. 104)11, иметь фабрики, заводы и морские суда. Купцы второй гильдии могли торговать лишь внутри империи и «.товары возить водою и сухим путем по городам и ярманкам» (ст. 108)12. Не запрещалось им иметь фабрики, заводы и речные суда. Купцам третьей гильдии «.не только дозволялось, но и поощрялось производить мелочный торг по городу и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить водою и сухим путем по селам, селениям и сельским торжкам, и на оных торжках продавать, выменивать и покупать потребное для мелочного торгу оптом или подробно в городе или округе» (ст. 114)13.

Городовое положение не делало внутреннюю торговлю привилегией лишь гильдейского купечества, но права на ведение торговых операций другими социальными категориями были урезаны. Посадские могли иметь в своем доме лавку с «собственным рукоделием или с мелочию. продавать плоды, овощи» (ст. 141-144)14, т.е. торговля жителей посада ограничивалась его территорией так же, как ограничивалась торговля купцов третьей гильдии уездом того города, в котором они были записаны. Неограниченное право торговли на ярмарках всей России имели только купцы двух первых гильдий. Крестьяне могли заниматься торговлей (имелось в виду профессиональное занятие) только в том случае, если поступали в купцы и брали на себя несение городского тягла.

В целом система ограничений осуществлялась определенным порядком.

1.На городских ярмарках могло торговать местное население, несущее купеческое или мещанское тягло. Из приезжих иногородних могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Дворянам разрешалось торговать оптом и лишь продуктами собственного хозяйства или изделиями своих фабрик и заводов, а крестьянам - предметами своего хозяйства. Крестьяне могли закупать оптом и в розницу разрешенные им к продаже товары.

2. На уездных сельских ярмарках могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Купцам третьей гильдии разрешалось торговать оптом и в розницу на тех ярмарках, которые проходили в городах уезда, где эти купцы были записаны. Дворяне и крестьяне торговали на уездных ярмарках на тех же основаниях, что и в городах, причем крестьянам на ярмарках предоставлялось право розничной продажи товаров, перечисленных в Таможенном уставе15.

Городовое положение регламентировало порядок проведения ярмарок и еженедельных базаров. Назначалось в городе «.место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте городовой магистрат велить поднять знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать; со спущением же знамени запрещение таковое снимается» (ст. 25)16.

В каждом городе согласно Городовому положению должна учреждаться одна ежегодная ярмарка или более «.смотря по обстоятельствам и удобности» (ст. 26). Для этого назначалось время и место, куда «.иногородние люди всякие товары беспрепятственно привозить, торги, покупки и продажи производить могли, непроданное же не запрещается за город отвозить» (ст.26)17.

Процедура открытия ярмарок предусматривала инициативу и установление контроля местной и центральной властей. В городах купеческое и мещанское общества могли подавать ходатайства губернаторам после обсуждения их на городских купеческих и мещанских собраниях. Побудительной причиной для городских обществ была материальная выгода, которую приносили ярмарки вследствие оживления в городе торговой деятельности и культурно-общественной жизни. «Увеличение численности населения города за счет покупателей и торговцев на период ярмарки приносило городу доход от сдачи в аренду мест и лавок на торговых площадях, горожанам - от сдачи квартир под жилье, а хозяйственных построек - под склады»18.

В губерниях и уездах открытие ярмарок регулировалось Общим губернским учреждением. Инициаторами могли выступать сельское общество или губернская администрация. В отличие от городских сельские ярмарки часто возникали как стихийные «торговые дни» во время приходских церковных праздников, стечения народа на богомолья к чудотворным иконам и лишь после того, как сроки и время торговли становились более-менее постоянными, учреждались официально. Многие сельские ярмарки, начавшись с сезонной торговли, получали статус торжка, а затем-ярмарки.

После проведенной Александром I административной реформы вопросы торговли и промышленности перешли в ведомство Министерства внутренних дел, в том числе проблемы создания частных торгов, учреждение ярмарок, сведения о движении на них товаров. Правительство

продолжало политику поощрения развития ярмарочной торговли. Была пересмотрена проблема ограничения крестьянской торговли, поскольку именно крестьяне составляли основную массу податного населения. Для стимулирования торговли среди крестьян государство разрешило им торговать по специальным свидетельствам, оплачиваемым пошлинами по трем разрядам. Однако, уравняв крестьян в торговых правах с купцами, правительство невольно ущемило их интересы в ярмарочной торговле, так как раньше крестьяне могли беспошлинно торговать предметами собственного хозяйства и промыслов.

В 1814 г. министр внутренних дел ознакомился с частными просьбами о разрешении иногородним купцам 3-й гильдии и другим низшим классам, крестьянам участвовать в ярмарочной торговле, чего ранее не допускалось, так как пространство их торга по Городовому положению должно было ограничиваться тем уездом или городом, где они записаны. Кроме того, «.постановление о сборе с крестьян пошлин за торговые свидетельства затрудняло допущение на Макарьевскую ярмарку крестьян, не имеющих свидетельства»19. По представлению нижегородского губернатора выяснилось, что с самого начала существования ярмарки в Нижнем Новгороде на ней торговали все свободно, и от этого со временем она увеличивалась. Поскольку торговавших разночинцев было почти вдвое больше, чем торговых гостей высшего класса, то при воспрещении им торга, как утверждал губернатор, «купцы терпят важную расстройку».

Исходя из полученных сведений министр внутренних дел нашел, что «ярмарки учреждать дозволено именно для того, дабы иногородние могли туда привозить, покупать, продавать товары. без ограничения какого-либо класса. ярмарка не что иное, как общий рынок, где свободная троговля всем состояниям должна быть дозволена беспрепятственно»20. В результате 29 мая 1814 г. вышел закон «О дозволении производить торговлю на ярмарках всем состояниям». Суть этого закона заключалась в предоставлении всем состояниям беспрепятственной свободной торговли на всех существовавших в России ярмарках во «.время продолжения оных; по окончании же срока ярмарок распродажа товаров должна подвергаться общим государственным постановлениям»21.

Для стимулирования экономического развития государства, увеличения оборотов внутренней торговли ярмарки были выделены в особую беспошлинную форму торговли. Согласно принятому в 1826 г. закону «О допущении некоторых облегчений по части гильдейских повинностей» сделки купли-продажи на ярмарках «.оставлены свободными, кроме того, что особенно постановлено относительно иностранцев, то и никакой проверки торговли на ярмарках и при проезде на оные не делать»22.

В 1827 г. было подтверждено право торговли на ярмарках без покупки торговых свидетельств.

Торговый устав, действовавший в первой половине XIX в., включал в себя уставы 1832, 1842, 1857 гг., изложенные в XI томе Свода законов Российской империи. Все они основаны главным образом на законе от

14 ноября 1824 г. «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Торговля признавалась преимуществом городских сословий: купеческого и мещанского. Чтобы лицо, не принадлежавшее к этим сословиям, могло заняться торговлей, оно должно было записаться в мещане или в одну из купеческих гильдий, что было

сопряжено с отбыванием всех повинностей того сословия, к которому обыватель приписывался. Исключение сделали только для крестьян, которым торговать разрешалось без «записки» в купеческое и мещанское сословие: для них была установлена запись в особые торговые разряды (Устав торговый, ст. 13, 337, 343). Лавочная торговля, мелкие промыслы в селах и деревнях были предоставлены исключительно крестьянам, причем в своем селе они могли торговать и промышлять беспошлинно. Городским обывателям - купцам, мещанам и посадским-лавочный торг в селениях и вне города был воспрещен. Лишь на сельских ярмарках городские жители могли вести торговлю (там же, ст. 344, 345, 349, 351)23.

Таким образом, в законодательном порядке ярмарочная торговля была выделена в особый вид торговых отношений, регулируемый специальными нормами права. В отличие от других видов торговли ярмарочная не облагалась пошлинами и на нее не распространялся принцип сословности. По Уставу торговому ярмарки определялись как общие торги, на которых в продолжение определенного законом или обычаем времени дозволялась вольная и беспрепятственная торговля для всякого рода товарами. Такая правительственная политика делала ярмарки привлекательной и доступной формой торговли и способствовала их распространению.

После освобождения крестьян были изданы новые положения о пошлинах за право торговли и других промыслов (законы 1 января 1863 г. и 9 февраля 1865 г.), установленные на иных началах. В законе 1863 г. говорилось, что «свидетельства, как купчие, так и промысловые, могут выдаваться лицам обоего пола русским подданным всех сословий и иностранцам»24. Мелочные, разносные торги и мещанские промыслы были дозволены лицам всех состояний. Однако прочие виды торговли (оптовая, розничная) остались преимуществом купеческого сословия.

Ярмарочная торговля была особым привилегированным видом торговли, на который не распространялись некоторые ограничительные правила, характерные для торговой политики. В сентябре 1864 г. приняли «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» о применении существующих для Нижегородской ярмарки правил к другим ярмаркам25. Тем самым подтверждался вышедший в 1814 г. закон о дозволении производить на ярмарках торговлю всем состояниям. Закон 9 февраля 1865 г. «О пошлинах на право торговли и промыслов» освобождал торги, совершаемые на ярмарках, от платежа торговых пошлин.

Развитие капиталистического рынка в России во второй половине XIX в. в корне меняло характер и значение торгового капитала. Если ярмарки были основными центрами торгового оборота в экономике крепостнической России, то с развитием сети железных дорог, укрупнением купеческого капитала стала складываться единая постоянно действующая система организации торговли. С ростом внутреннего товарооборота на первое место по значению вышла стационарная торговля.

Во второй половине XIX в. произошла смена правительственного курса по отношению к ярмаркам. В 1869 г. Министерство внутренних дел сделало предложение по поводу некоторых изменений и дополнений в положения о пошлинах на право занятий торговлей и промыслами. Министерство находило «.необходимым отменить льготу с платежа пошлин ярмарочных торгов»26. По мнению министерства, такое приви-

легированное положение ярмарок отрицательно сказывалось на развитии местной стационарной торговли.

Основная причина пересмотра льгот для ярмарок заключалась в том, что государство теряло доход, который мог бы поступать в казну с данного вида торговли, как и с остальных видов и форм торга. Появилась целая категория купцов, уклонявшихся от уплаты торговых пошлин. Они вели свои торговые операции только на ярмарках, переезжая с одной на другую и не платя ничего в казну. Если бы они занимались стационарной торговлей, то им пришлось бы выкупать свидетельства и билеты, а также платить установленный процент с товарооборота.

Ярмарочная торговля, как объяснялось в министерской записке, - это торговля вразвоз, «.и если закон облагает пошлиной ничтожную развозную торговлю, то нет оснований оставлять беспошлинной ту же торговлю в более широких размерах»27.

В 1876 г. Министерство финансов и Министерство внутренних дел приступили к разработке проекта об отмене беспошлинной ярмарочной торговли. 3 марта 1883 г. Государственный совет рассмотрел проект закона

об отмене беспошлинной торговли на ярмарках Российской империи, согласно которому все ярмарки делились на пять разрядов. К первому относилась Нижегородская ярмарка; ко второму-ярмарки, длившиеся более чем двадцать один день; к третьему-от пятнадцати до двадцати одного дня; к четвертому-от восьми до четырнадцати дней; к пятому-ярмарки, длившиеся менее семи дней.

От уплаты торговых пошлин освобождались:

Торговля сельскохозяйственными предметами, продуктами, кустарными произведениями;

Развозная и разносная торговля мануфактурными товарами, но только мещанами, имевшими специальные свидетельства;

Стационарная торговля в помещениях в пределах местности, отведенной под ярмарку;

Предприниматели, имевшие право на мелочный торг и ведущие исключительно мелочный торг;

Вся торговля на ярмарках пятого разряда.

Остальные разряды ярмарок, действовавших более семи дней и имевших крупный товарооборот, подлежали обложению пошлинами.

При выдаче ярмарочных билетов независимо от казенных пошлин взимался процентный сбор в пользу города или земства. Если в городе не действовало положение о городах и земствах, то взыскивался сбор в пользу государства. Оптовые торговцы должны были приобрести билет первой гильдии, розничные - второй гильдии, мелочные - билеты на мелочный торг, а приказчики - свидетельства. Ярмарочные билеты и свидетельства приказчиков сохраняли свою силу в течение всего срока торгов.

Проект, утвержденный Государственным советом 26 апреля 1883 г., лишил ярмарочную торговлю одной из ее привилегий - беспошлинно-сти торгов. Другая прерогатива ярмарок-бессословный принцип торговли стал характерен для всех видов торговой деятельности и перестал служить поощрением ярмарочной торговли.

В конце XIX в. окончательно потеряли силу сословные ограничения в торговой политике. Положение о государственном промысловом налоге от 8 июня 1898 г. обусловило право производства всех видов торговли

выборкою промысловых свидетельств, которые никаких сословных преимуществ не предоставляли. С них взимались сборы в зависимости от разрядов торговых предприятий. Налог брался с цены промысловых свидетельств на торговые предприятия первого и второго разрядов, включая и ярмарочные. Однако государственному промысловому налогу не подлежали торговые предприятия третьего, четвертого и пятого разрядов, личные промысловые занятия на всех ярмарках, а также все торговые предприятия на базарах и ярмарках, продолжавшихся не более четырнадцати дней.

Торговля на окраинах государства остро нуждалась в поощрительных льготах, как и мелкие ярмарки четвертого и пятого разрядов. Поэтому от уплаты пошлин освобождалась торговля и другие промыслы, производимые донскими и уральскими казаками в пределах их войсковых земель, а амурскими и уссурийскими казаками - в Амурской и Приморской областях (Положение о государственном промысловом налоге)28.

В развитии ярмарочного права в России можно выделить следующие этапы:

Середина XVII в. - началась специальная регламентация торговых отношений на ярмарках, появились поощрительные исключения из правил торговли для них;

Середина XVIII в. - вышли особые законы о порядке ярмарочных торгов, возникло ярмарочное право;

Первая четверть XIX в. - выделение ярмарочных торгов в особую беспошлинную форму торговли, введение бессословного принципа ярмарочной торговли;

Вторая половина XIX в. - смена правительственного курса по отношению к ярмаркам, отмена беспошлинности ярмарочной торговли кроме торговли на ярмарках пятого разряда;

Конец XIX в. - искоренение принципа сословности торговых отношений, освобождение от пошлин ярмарок, продолжавшихся менее четырнадцати дней.

Развитие стационарной торговли оттеснило ярмарки на второй план, привилегии сохранились лишь за небольшими ярмарками.

Изменения затронули также порядок открытия и закрытия ярмарок.

2 января 1845 г. были учреждены губернские правления, в компетенцию которых вошли дела по учреждению ярмарок. Открытие в уездных селах новых ярмарок и базаров зависело от губернаторов. Местные жители извещались об этом через губернские ведомости. Если открытие ярмарки или базара намечалось в городе, губернатор вместе с губернским правлением составлял соответствующее представление в Министерство внутренних дел, которое решало вопрос29.

Особыми полномочиями обладали комитеты казачьих войск на территории своих поселений. В мае 1886 г. было принято Положение военного совета «О предоставлении комитету казачьих войск разрешать перенесение ярмарок, а также открытие и закрытие оных». Комитет в поселениях казачьих войск имел право разрешать перенесение времени ярмарок в том пункте, где они учреждены, перемещать ярмарки из одного места в другое, открывать и закрывать ярмарки в тех случаях, когда к удовлетворению ходатайств местных начальств не встречались препятствия со стороны министерств30.

Согласно Торговому уставу в течение года в населенном пункте могла состояться одна ярмарка, но при необходимости учреждалось и более. Это обуславливалось тем, что в определенное время года в город или село стекалось большое количество торговцев и покупателей и обороты товарообмена представляли интерес и с точки зрения экономического развития региона, и с точки зрения фискальной, так как с каждой ярмарки шел определенный доход в местную казну в виде ренты, выплачиваемой с арендных площадей и помещений. Инициаторами открытия торгов могли быть мелкие торговцы, крестьяне и сельские общества.

Ежегодные статистические сведения о численности ярмарок, их товарооборотах, денежных сборах поступали в казну и собирались департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов. К сожалению, ни одним ведомством не было составлено полного списка ярмарок, существовавших в империи.

С появлением в ходе земской реформы новых органов местного управления порядок открытия ярмарок изменился. Согласно ст. 83, п. 7 Положения о земских учреждениях 1890 г. открытие новых ярмарок, перенесение их в другие местности, продление сроков прохождения ярмарок и закрытие разрешалось министром внутренних дел. Предварительно ходатайства сельских обществ и частных владельцев по вопросам, касавшимся ст. 83, п. 7, рассматривались уездными и губернскими земскими собраниями и передавались затем начальникам губерний на окончательное заключение губернских по земским и городским делам присутствий31.

Министерство внутренних дел составляло сообщение об открытии ярмарок и передавало его в Третье отделение Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов. Третье отделение рассматривало все препровождаемые бумаги (постановления земских собраний, заключения местных начальств) и, если встречало во всех отзывах единогласие, сообщало Министерству внутренних дел о неимении препятствий к открытию новых ярмарок. Если из переписки усматривались неясности или разногласия, например между земством и губернатором, то о действительном положении дела и нуждах местной торговли запрашивались управляющие казенными палатами и составлялся ответ Министерству внутренних дел.

В большинстве случаев ходатайства губернаторов удовлетворялись министром внутренних дел по соглашению с финансовым ведомством. «Вследствие согласия в точке зрения двух Министерств на значение ярмарок для нашей торговли, случаи отказов в открытии оных-редкие исключения»32.

В губерниях, где Положение о земских учреждениях не было введено в действие, губернаторы по ходатайству местных сельских и городских общественных учреждений разрешали посредством губернского правления открытие новых и закрытие в селениях, городах, посадах и местечках старых ярмарок, как и перевод с места на место торгов, торжков и базаров, изменение их сроков. Открытие ярмарок по ходатайству местных общественных учреждений разрешалось губернаторами в том случае, если определяемый для ярмарок срок не превышал одной недели (Свод губернских учреждений, т. 2, изд. 1892 г., ст. 331).

Обилие инстанций, рассматривавших вопрос о ярмарках (два земских собрания, губернатор, губернское по земским и городским делам

присутствие), в достаточной степени гарантировало правильность его решения, но в то же время создавало волокиту и промедление. Поэтому в 1899 г. министр финансов направил министру внутренних дел предложение во избежание излишней переписки между ведомствами «.передать разрешение вопросов, связанных с открытием, перенесением в другие местности, продлением сроков и закрытием ярмарок, местным начальст-вам»33. Министр финансов полагал вполне достаточным для губернаторов требовать заключение по данным вопросам от управляющих местными казенными палатами, представителей интересов финансового ведомства в губерниях. В этом случае ходатайства относительно ярмарок могли бы рассматриваться местными инстанциями и разрешаться губернаторами; и лишь при несогласии с мнением губернских присутствий управляющих казенными палатами вопрос должен был поступать на окончательное решение министра внутренних дел по соглашению с министром финансов.

На данное предложение министр внутренних дел ответил согласием. В свою очередь он предлагал к делам, означенным в п. 7 ст. 83 Положения

о земских учреждениях, применить установленные в ст. 82 и ст. 84 того же положения правила относительно постановлений земских собраний, подлежавших утверждению губернатора, чтобы «.на рассмотрение губернского присутствия подлежали передаче также и те из указанных в п. 7 ст. 83 Положения о земских учреждениях дел, по которым не состоится соглашение губернатора с управляющим казенными палатами, а окончательное разрешение сих дел зависело бы от министра внутренних дел по соглашению с министром финансов»34.

Министр внутренних дел находил нужным соответственно изменить и ст. 331 Общих губернских учреждений, предоставляя власти губернаторов разрешение ходатайств об открытии ярмарок на срок свыше одной недели, а также о закрытии или переводе с одного срока на другой или с одного места на другое ярмарок уже существовавших.

Проект постановления, предложенный министром внутренних дел,

28 апреля 1900 г. был рассмотрен на Государственном совете, а 5 июня 1900 г. утвержден Его Императорским Величеством. Появился новый закон «О ярмарках», согласно которому вопросы, касавшиеся открытия и закрытия ярмарок, перенесения их в другие местности, изменения сроков ярмарок, передавались на рассмотрение и решение местным властям. Лишь в случае несогласия управляющих местных казенных палат с мнением губернского присутствия упомянутые вопросы должны были решаться министром внутренних дел по соглашению с министром финансов. К компетенции губернаторов по новому закону относилось удовлетворение ходатайств об открытии ярмарок на срок более одной недели. Это способствовало быстрому открытию новых ярмарок и было особенно важно для местностей, удаленных от городов и торговых путей.

В соответствии с законом открывались ярмарки и базары и на Дальнем Востоке. В середине 80-х гг. XIX в. в с. Никольском Приморской области была сделана попытка учредить ярмарку, но вследствие малонаселенности с. Никольского и окрестностей, а также из-за отсутствия путей сообщения она не осуществилась.

В начале XX в. в г. Никольске-Уссурийском картина экономического развития была иной. Проведение железной дороги привело к наплыву новых переселенцев. Из деревень стали ежедневно приезжать крестьяне для

сбыта своих продуктов, а в праздничные дни их наплыв был настолько велик, что на базаре не хватало места для возов. Поэтому собрание уполномоченных города решило ходатайствовать об учреждении в Николь-ске-Уссурийском ярмарки и высказало свои соображения: «.город находится на скрещении двух железнодорожных линий, в связи с чем он стал центром района Южно-Уссурийского края, населенного почти исключительно земледельческими крестьянами и корейцами. Из Европейской России переселяются только землепашцы (т.к. малоземелье), кустари остаются в центре России, поэтому кустарные производства в крае находятся в зачаточном состоянии и деревни вынуждены приобретать на стороне простейшие предметы ремесла. Ярмарки здесь более необходимы, чем в Европейской России»35. Поскольку более оживленный обмен сельскохозяйственными продуктами и привозными товарами осуществлялся в городе весной и осенью, то уполномоченные предлагали проводить ярмарки в это время.

Сообразуясь с ярмарками в окружающих город селениях, уполномоченные полагали более подходящим для Никольска-Уссурийского назначить весеннюю ярмарку 17 марта, в день Алексея, человека Божия, а осеннюю -22 октября, в день Казанской Божьей Матери36. Оба праздника были хорошо известны в простонародье. В это время дороги были сухими, твердыми, а население свободно от зимних и летних работ.

Постановление уполномоченных об учреждении в г. Никольске-Уссу-рийском ярмарки было представлено городским общественным управлением в присутствие Приморского областного правления 17 июля 1901 г. Основываясь на статьях Устава торгового, изданного в 1893 г., на ст. 331 Общего губернского учреждения, изданного в 1892 г., на ст. 108 Городового положения, на циркуляре хозяйственного департамента 10 октября 1879 г., Приморское областное правление определило разрешить создание двух пятидневных ярмарок в Никольске-Уссурийском, но предварительно было необходимо разрешение военного губернатора Приморской области, который утвердил постановление областного правления и согласно ст. 331 Общих губернских учреждений обратился за одобрением своего решения к министру внутренних дел 25 июля 1901 г.

Последовательный порядок рассмотрения проблемы открытия ярмарки в Никольске-Уссурийском можно представить таким образом:

Постановление собрания уполномоченных города;

Представление городского общественного управления;

Определение Приморского областного правления;

Утверждение военного губернатора Приморской области;

Уведомление министра внутренних дел.

Одновременно в г. Хабаровске рассматривался вопрос, поднятый Городской управой, об учреждении двух ежегодных ярмарок. 20 марта 1901г. Городская управа вошла с докладом в Городскую думу о необходимости учреждения в Хабаровске ярмарки. Управой были представлены доводы.

1. В бытность Хабаровска еще селением при губернаторе генерале Тих-меневе с открытием весной навигации существовал съезд инородцев, привозивших на продажу пушнину и покупавших предметы домашнего обихода и орудия лова зверей. Этот съезд существовал и в начале XX в.

2. Весной с первыми пароходами сверху, с рек Сунгари, Амура и Уссури, открывалось массовое движение грузов в Хабаровск. Зерновым

хлебом, рогатым скотом, растительными маслами снабжались потом весь Северо-Уссурийский край и низовья Амура.

3. Осенью, с половины сентября, начиналась доставка в город предметов добывающей промышленности, огородных овощей, фруктов, изделий кустарных промыслов.

4. По отзывам торгующих, потребителей можно разделить на четыре категории: 40 % - горожане,10%- переселенцы, 10-15 % - инородцы, 35-40% - казаки и крестьяне, т.е. 60% товаров, находившихся в городе, приобретались чуждым городу населением.

Исходя из сведений управа сделала вывод: «Экономический рост города в торговом отношении, что подтверждается данными пароходных обществ, железных дорог и фирм за последние пять лет увеличился вдвое; необходимо открыть в городе две ярмарки: с 10 мая по 1 июня и с 15 сентября по 1 октября»37.

Рассмотренные Городской думой документы были переданы Городскому голове, который в свою очередь ходатайствовал перед военным губернатором Приморской области об учреждении в Хабаровске двух ежегодных ярмарок.

Военный губернатор Приморской области по областному управлению

20 октября 1901 г. составил представление приамурскому генерал-губернатору и приложил копию ходатайства Городского головы. Военный губернатор отмечал, что «ввиду того крупного в экономическом и торговопромышленном смысле значения для города Хабаровска и тяготеющих к нему поселений, которое будут иметь проектируемые ярмарки, я нахожу ходатайство думы заслуживающим удовлетворения»38.

3 ноября приамурский генерал-губернатор сообщил на благоусмотрение министра внутренних дел о намерении открыть в Хабаровске две ежегодные ярмарки: первую (весеннюю) Николаевскую (с 9 мая по 1 июня) и вторую (осеннюю) Воздвиженскую (с 14 сентября по 1 октября).

Для открытия ярмарок в Хабаровске были задействованы иные органы местного управления в отличие от Никольско-Уссурийского. Схематично порядок создания ярмарок в Хабаровске можно изобразить в таком порядке:

Доклад Городской управы;

Решение Городской думы;

Ходатайство Городского головы;

Представление военного губернатора Приморской области;

Сообщение приамурского генерал-губернатора министру внутренних дел.

Развитие ярмарочного права в России происходило в тесной взаимосвязи с поощрительной политикой государства в области внутренней торговли. Во второй половине XIX в. государственные приоритеты изменили роль и место ярмарок в экономической жизни страны. Власть переключила внимание на стационарные формы торговли, однако не могла не стимулировать и развитие мелких ярмарок, поскольку крестьяне были основными налогоплательщиками и получаемый ими доход от продажи товаров гарантировал своевременную уплату податей. Поэтому в конце XIX-начале XX в. была упрощена процедура открытия ярмарочных торгов и подтвердилось освобождение от пошлин ярмарок низших разрядов.

1 Российское законодательство X-XX веков. М., 1985. Т. 3. С. 201-205.

2 Там же. Т. 4. С. 123.

3 Там же. С. 122-125.

4 Там же. С. 127.

5 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Типография II отделения с. е. и. в. канцелярии, 1830. Т. 6. 1720-1722.

6 РГИА Ф. 1287, оп. 4, д. 3382, л. 25.

7 ПСЗРИ. Т. 14. 1754-1757. С. 66-67.

8 Там же. С. 463.

9 Там же. С. 473.

10 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX-начале XX в.: Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001.С. 49.

11 Российское законодательство. Т. 5. С. 92.

12 Там же. С. 93.

13 Там же. С. 94.

14 Там же. С. 122-123.

15 Щеглова Т.К. Ярмарка юга Западной Сибири. С. 50.

16 Российское законодательство. Т. 5. С. 73.

17 Там же. С. 74.

18 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири. С. 53.

19 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 26.

20 ПСЗРИ. Т. 32. 1812-1815. С. 808.

21 Там же. С. 806.

22 Там же. Собрание второе. СПб., 1868. Т. 1. С. 685.

23 Вольтке Г. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии. СПб., 1905. С. 4-20.

25 ПСЗРИ. Собрание второе. СПб., 1868. Т. XLIII. С. 278.

26 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 23.

27 Там же. Л. 25.

28 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1901. Т. 18. 1898. С. 494.

29 Шумилов М.М. Губернатор и экономическая жизнь губерний России на рубеже 50-60-х годов XIX века // Проблемы социально-экономической истории России. СПб., 1991. С. 180-181.

30 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1888. Т. 6. 1886. С. 245.

31 РГИА. Ф. 22, оп. 4, д. 466, л. 1-2.

32 Там же. Л. 2.

34 Там же. Л. 4.

35 Там же. Ф. 1287, оп. 26, д. 1337, л. 2.

36 Там же. Л. 3.

37 Там же. Л. 7.

38 Там же. Л. 5.

SUMMARY: “Fair Trade in the Russian Far East in the 17th-the Early 20th cc.” is the title of the article by Tatyana Kim from Komsomolsk-on-Amur State University. The author thinks that the development of the Laws dealing with fairs in Russia were in close connection with encouraging policy of state in the field of domestic commerce.

"ярмарка" - это форма торговли. Издревле купцы везли свой товар в наиболее безопасные для торговли места. Туда, где торговые пошлины и поборы были наименьшими. Периодические съезды торговцев со своим товаром для оптовой распродажи в Европе известны с десятого века. Так возникли и существуют известные на весь мир ярмарки в Кракове, Вене, Лионе, Бристоле, Магдебурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Гале, Лейпциге и других городах. Что такое ярмарка для России?

Это не просто способ организации торговли, это традиции, это история, это праздник.

Цель проведения

На первый взгляд, цель ярмарки та же что и у торгового рынка. Чтобы увидеть различия, нужно оценить масштабы. Зона обслуживания рынка локальная. Зоны охвата ярмарки обширны. Это может быть не один город или область, а регионы, федерации, международная зона.

В зависимости от статуса участников и организаторов различны и цели ярмарок. Это и расширение торговли, совершенствование ценовой политики, продвижение и распределение товара, ознакомление со своей деятельностью и достижениями как можно большего числа участников и обеспечение в дальнейшем эффективности своей предпринимательской работы. Что такое ярмарка? Это еще и очень удобный, а главное, перспективный способ налаживания многосторонних коммуникационных связей, заключения долгосрочных договоров между солидными участниками и целыми странами. Одной глобальной цели всей ярмарки подчинены все цели ее участников. Начиная с краткосрочных и завершая долгосрочными.

Частота проведения

Торговля на оптовых рынках проводится практически ежедневно с показом любой имеющейся в наличии у продавца и на основе открытого торга с покупателем. Ярмарки же организуют периодически. Они могут быть сезонные. Например, если это модная ярмарка продажи верхней одежды, то логично, что меховая ярмарка шуб проводится в зимний период. Ярмарки сельскохозяйственных проводят ближе к осени в определенные даты или один-два раза в год. Например, медовые ярмарки организуют после сбора меда в конце июня и в начале августа. Важно, что товар на ярмарке должен иметь повышенный потребительский интерес у покупателя. А вот для продукции производственного назначения выставки-ярмарки проводят иногда с интервалом до пяти лет. Товар на них может отсутствовать в полном объеме продаж. Но должен быть представлен экспонат (действующий образец) и каталог с полным описанием, с техническими и эксплуатационными данными. Что такое ярмарка услуг, можно оценить по перечню этих услуг в презентации ярмарки. Такие ярмарки организованы в основном в виде стендов и экспозиций фирм-экспонентов.

Объемы продаж

На оптовом рынке возможна торговля единичным товаром или небольшими партиями товара и услуг, которые сразу попадают к покупателю в результате устной сделки с продавцом. На ярмарках-продажах в основном заключаются договоры купли-продажи на оптовую поставку товаров или услуг. Собственник этой партии товара какое-то время формально может не меняться. Правила, нормы и требования по торговле на рынках регламентируются специальными органами власти той местности, где данный рынок находится. Чтобы понять, что такое ярмарка, и оценить ее масштабы и объемы, важно отметить, что для ведения торговли на ярмарке разрабатываются специальные правила для торговцев и покупателей. Для разрешения спорных вопросов создаются специальные органы и принимаются нормативно-правовые акты.

Человеческий фактор

Для любой ярмарки важен От работы организаторов выставки, представителей экспонентов, обученного персонала зависит, будет ли достигнута поставленная цель ярмарки, качество ее проведения. Это своего рода реклама, которая привлекает посетителей, будущих потенциальных участников ярмарки. Итоги прошедшей ярмарки - это фундамент будущей.

Отраслевые и специализированные

Кроме названых классификаций, ярмарки бывают функциональные и отраслевые, универсальные и специализированные. Типичная отраслевая ярмарка - это меховая ярмарка. Для России это не новое явление. Мехами и изделиями из них Россия торговала издревле.

На современном меховом рынке предприятие «Новоторжская ярмарка» - это возобновление традиций. Начиная с названия, в котором заложено общеславянское название рынка - торг. Слово "новый" - подчеркивает современность ярмарки и методов торговли. Здесь предприятия со всей России представляют современные модели дубленок и шуб из меха норки, бобра, каракуля, енота, овчины, нутрии. На выставке всегда организовываются показы новейших разработок. А это, как известно, самый простой и наименее затратный способ оценить потребительский спрос, и запустить новое изделие в производство. Работает Санкт-Петербурге и других крупнейших городах России в самых удобных и современных торговых зданиях. Ярмарка всегда поражает огромнейшим ассортиментом. Потому что напрямую и эксклюзивно работает со многими меховыми предприятиями России и мира. И не каждому под силу сотрудничать с Новоторжской ярмаркой, соответствовать предъявляемым к качеству продукции требованиям. Сотрудники компании следят за всеми технологическими процессами каждого предприятия, чью продукцию они представляют на ярмарке. Специалисты технического контроля компании проверяют каждое изделие на соответствие ГОСТам России и требованиям принятого в Таможенном союзе. У Новоторжской ярмарки крепкие позиции. Быть ее партнером престижно, потому что главной целью создателей и руководителей выставки является: «Счастливый покупатель в новой шубе».

Для огромной армии поклонников изделий из натурального меха это праздник, к которому готовятся и ждут с нетерпением.

Ярмарочная торговля в России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок еще ко временам Киевской Руси.

В России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя считается ярмарка - Арская (близ Казани) известна с середины 13 века. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 новую, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (Макарьевская ярмарка).

На северо-западе территории Древней Руси (XI-XII век) местом торговли служили погосты (в то время так назывались центры сельской общины), а также торжки, особенно монастырские, на которые стекались помимо жителей соседних деревень купцы из дальних городов и сел. Однако ни погосты, ни торжки, ни базары, привлекавшие к себе окрестное население возможностью покупок и продаж, не обладали еще в то время характерными особенностями ярмарочного торга. Ведь ярмарка, как более высокая по сравнению с перечисленными организационная форма периодической торговли, предполагала втягивание в свою орбиту уже не только близлежащих территорий, но и отдаленных областей.

На погостах же и торжках торговля носила, как правило, местный, локальный характер. И только позже, с развитием более широких рыночных отношений, с вовлечением в торговый оборот продуктов сельского хозяйства и изделий городских ремесленников, расширяется зона действия и местных торжков, радиус их влияния. Значение их как торговых центров начинает простираться далеко за пределы данной местности.

Оказав большое влияние на дальнейшее развитие русской торговли, торжки подготовили переход к формам более сложным - стационарной рыночной и периодической базарной. Были созданы необходимые предпосылки для возникновения уже и ярмарочной торговли, которую отличали от предшествующих форм не только крупные размеры торговых оборотов, но и присущие ей две тенденции - центробежная и центростремительная.

Ярмарка аккумулировала огромную массу всевозможных товаров, привозившихся из разных концов страны. И являясь, с одной стороны, центром притяжения этих товаров, она, с другой стороны, рассеивала их в различных направлениях по местным рынкам внутри страны и за ее пределами. Эти две тенденции определяли активную роль ярмарки и ее значение в развитии русской торговли на протяжении нескольких столетий.

Первые русские ярмарки как организационная форма периодической оптовой и розничной торговли возникли в XIV-XV веках, в начальный период ликвидации феодальной раздробленности и образования единого национального русского государства. С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число ярмарки и их обороты увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли -- сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д.

К началу XVII века процесс территориальной и политической централизации в России закончился слиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрацией небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы.

Купцы - первоначально любые люди, покупавшие или продававшие товар, посредники между производителем и покупателем - постепенно становятся «купечеством». Это слово означает уже не отдельных, порой случайных людей, а среднее сословие в русском средневековом обществе, начинающее играть роль торгово-промышленного движителя. Купечество как профессионально обособившийся общественный класс своим происхождением обязано целиком развитию торговли. Сосредоточившие в своих руках крупную внутреннюю и частично внешнюю торговлю, русские купцы были активными участниками ярмарочного торга. Они совершали на больших ярмарках крупные торговые сделки, скупали товары, продажа которых на внешний рынок не составляла царской монополии и поэтому не была запрещена правительством.

Особенно широкое распространение в нашей стране ярмарки получили в XVII и XVIII веках. К этому времени относится возникновение в России мануфактурного производства, оказавшего значительное влияние на расширение внутренней, в том числе и ярмарочной, торговли. Петр.I, придавая ей большое значение, всячески содействовал развитию ярмарок. Он, например, считал, что эта форма не только способствует развитию внутреннего товарооборота, но и является также одним из способов развития торговых связей с иностранными государствами.

В регламенте Главному магистрату в 1721 году говорилось о том, что магистрат обязан «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе». В 1755 году, с установлением особого процентного сбора с гильдейских капиталов, купцы первых двух гильдий получили право беспошлинной торговли на всех ярмарках страны, чего не имели купцы третьей гильдии.

Рост мануфактурного производства в первой половине XIX века оказал большое влияние на развитие не только внутренней, но и внешней торговли России. Именно в этот период особенно большое значение, помимо Москвы и Петербурга, приобретают такие крупные субъекты внутренней и внешней торговли, как, например, Рига, Одесса, Николаев, Новороссийск, Нижний Новгород и некоторые другие.

В этот же период наблюдается быстрый рост числа ярмарок в России и значительное увеличение торговых ярмарочных оборотов. Ярмарки становятся крупнейшими оптовыми центрами. К концу первой половины XIX века в России их насчитывалось свыше 5,5 тысяч, и действовали они почти во всех районах страны. Подавляющее их большинство (около 5,2 тыс.) приходилось на уезды и сельские местности. Обороты крупных ярмарок исчислялись десятками миллионов рублей, а удельный вес ярмарочной торговли во внутреннем товарообороте страны с каждым годом возрастал.

Большую роль играли они и во внешней торговле. Уже первые русские ярмарки XIV, XV и XVI веков привлекали множество иностранных купцов, доставлявших сюда восточно- и западноевропейские товары в обмен на русские. Так, например, в XIV и XV веках на крупную русскую ярмарку в Холопьем городке, на месте слияния Мологи с Волгой, съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы и персы. Иностранные купцы обменивали сшитые одежды, ткани, кожи, топоры и посуду на изделия русских ремесленников, а также на сырье, мед и т.д.

Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века роль ярмарок во внешней торговле особенно возросла. Они способствовали продвижению русских товаров на внешние рынки, а импортных - на внутренние рынки России.

Мы признательны добротной российской статистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране к концу прошлого столетия.

В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я., из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших ярмарок -- уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100 млн. руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2-7 дней - 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние, оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.

С началом широкого ж/д строительства во 2-й половине 19 века значение ярмарки во внутренней торговле России начинает падать, их товарообороты уменьшаются. Коренная ярмарка в Курске с товарооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 годах имела оборот только 800 тыс. руб. Но в целом по России число ярмарок росло. В 1911 действовало 16 тыс. ярмарок с общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие ярмарки, устраиваемые в сёлах в дни церковных праздников. Крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. руб. было 23.

На первом месте по величине оборота стояла Нижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й - Меновническая близ Оренбурга. Большое значение особенно в 19 в. имели украинские ярмарки, среди которых выделялись харьковские - Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. В 1834 их общий оборот достигал более 22 млн. руб., в 1913 - около 36 млн. руб. На Севере крупной ярмаркой была Маргаритинская в Архангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911 году.

Существовали также специальные конные, скотские, лесные ярмарки. Особый характер имела киевская Контрактовая ярмарка, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу сахара, хлеба, металлов, угля и т.п. Существовало специальное ярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных ярмарок создавались ярмарочные комитеты.

К началу XIX в. в России сложилась разветвленная ярмарочная сеть. Ярмарки способствовали развитию страны как единого хозяйственного организма. Наибольшее значение в этом отношении имела Нижегородская ярмарка, которая уже в 20-х годах XIX века по своим оборотам являлась крупнейшей в мире. Она была учреждена по Высочайшему повелению 15 февраля 1817 года. В то время в Нижний Новгород приезжали со своими товарами купцы из многих стран Востока и Запада, поэтому здешнюю ярмарку называли «меновым двором Европы с Азией», к которому стекались «до пятидесяти племен» для сбыта своих товаров. Одновременно Нижегородская ярмарка именовалась и «всероссийским торжищем», куда прибывали купцы со всех концов России, Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа.

Европейские купцы поставляли на ярмарку сукна, бумажные и шелковые ткани, льняные и пеньковые изделия, краски, москательные товары, кофе, красное и сандаловое дерево, разные напитки, кораллы, часы, серебряные и галантерейные изделия, косметические товары, стальные изделия, различные инструменты, модные уборы. Приобретали они здесь также широкий спектр товаров. Особенным спросом пользовались хлеб и сельскохозяйственное техническое сырье - лен, пенька, конопля, кожи, щетина. Таким образом, Нижегородская ярмарка в первой половине XIX века являлась основным поставщиком сельскохозяйственного сырья для западноевропейских и отечественных текстильных фабрик.

Привлекали европейцев и товары, доставляемые на ярмарку с Востока. Купцы азиатских стран привозили преимущественно колониальные товары и изделия восточных мастеров. Из Китая поставляли чай, из Бухары - хлопчатобумажную пряжу, ковры и различные ткани. Из Персии везли в большом количестве шелк, жемчуг, сушеные фрукты. Турецкие купцы продавали на ярмарке шали, драгоценные камни, табак.

Большая часть экспортируемых на азиатские рынки товаров проходила также через Нижегородскую ярмарку. Особый интерес азиаты проявляли к русским хлопчатобумажным тканям, составлявшим в 30-е годы XIX века главный предмет русского экспорта в страны Среднего Востока. Наиболее активную роль играли в этом бухарские купцы, занимавшие первое место среди среднеазиатских купцов, торговавших с Россией.

Первая и особенно вторая четверть XIX века характеризуются быстрым ростом в России числа крупных предприятий. Увеличение в связи с этим выпуска продукции почти во всех отраслях как тяжелой, так и легкой промышленности отразилось и на ярмарочной торговле, особенно на торговле Нижегородской ярмарки, считавшейся барометром экономической жизни страны. Она становится одним из крупных центров оптовой торговли.

Среди прочих ярмарок, на которых происходили крупные торговые сделки с иностранными купцами, известностью пользовалась также Ирбитская ярмарка в Пермской губернии, учрежденная в 1643 году. По своему экономическому значению и размеру оборота она по праву занимала второе место в России. Основное значение этой ярмарки состояло в том, что она служила главным центром торговли Урала и Сибири. Здесь купцы запасались тканями, галантерейными и бакалейными товарами на целый год.

В свою очередь, они доставляли на ярмарку сибирские товары - меха, кожи, рыбу, щетину, мед, воск, коровье масло, конопляное и льняное семя. Имели здесь сбыт также товары из Китая и Средней Азии, а через Архангельск и Москву сюда поступали сахар, кофе, сукна, виноградные вина. Здесь осуществлялся сбыт купцами для перепродажи промышлявшему охотой населению предметов личного потребления и промысловых принадлежностей - оружия, пороха, зверобойных и рыболовных снастей и т.п.

В XVIII и особенно в XIX веке Ирбитская ярмарка приобретает большое значение как крупный центр по торговле пушниной. Отсюда шел в Северную Америку, европейские и азиатские страны значительными партиями мех горностая, соболя, бобра, чернобурой лисицы, песца и белки. Оборот Ирбитской ярмарки в 30-х годах XIX века исчислялся 10 млн руб., а к концу второй половины XIX века он достиг 85-90 млн руб. По мере общего роста оборота в Ирбите происходило увеличение закупок пушнины для вывоза за границу.

В числе других крупных ярмарок, действовавших на территории Сибири в XIX и начале XX века, следует назвать Крестовско-Ивановскую (Пермская губерния), Меновническую (близ Оренбурга), Мензелинскую (Уфимская губерния) и Кяхтинскую (Бурятия). В частности, Меновническая ярмарка специализировалась на торговле рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, а также ходкими азиатскими товарами. Мензелинская считалась наиболее крупной в России конной ярмаркой.Существовали и другие специализированные ярмарки.. лесные (на Волге, Лене, других реках), сырьевые, ярмарки скота (в Харьковской и Воронежской губерниях, области войска Донского).

Крупной ярмаркой севера России стала Маргаритинская ярмарка в Архангельске, на которой торговали в основном рыбой, мануфактурой, предметами промыслов и хозяйственного обихода. Популярность приобрела Курская ярмарка, куда купцы привозили украинское стекло, сало и деготь, овчину и мерлушку, пригоняли рогатый скот и лошадей с уральских и подмосковных заводов. Следует отметить, что по закону 1862 года все российские ярмарки были разделены на пять классов относительно уплаты особого торгового обложения. Причем последний класс был освобожден от этого сбора. А по закону о промысловом налоге 1898 года из него были исключены мелочной торг и приказчичий промысел на всех ярмарках, продолжающихся менее 14 дней. Для прочей торговли оставлялись налоги прежних размеров.

В период своего действия ярмарки становились центрами не только торговли, но и общественной и культурной жизни. На их территории устраивались парадные гулянья, театральные и другие зрелищные представления, в том числе медвежьи потехи. Существовало специальное ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал их открытия и закрытия. Для руководства торговлей, установления правил и порядка на крупных ярмарках создавались специальные комитеты. Высшее наблюдение, например за Нижегородской ярмаркой, поручалось губернатору, получавшему на время ее работы чрезвычайные права. Для поддержания общественного порядка на ярмарках туда направлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск.

История ярмарок в России закончилась с революцией. С началом 1-й мировой войны 1914-18 число ярмарок сократилось, уменьшился их товарооборот. В годы Гражданской войны 1918-20 в условиях «военного коммунизма» ярмарки в Советской России не проводились. С переходом к новой экономической политике ярмарки начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около 7,5 тыс. ярмарок, в УССР - 15,2 тыс., в БССР - 417. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская ярмарки. Основной оборот Нижегородской ярмарки составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская ярмарка играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих ярмарках не превышала 1/3 оборота.

В начале 1930-х годов ярмарки в СССР были упразднены, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров».

И лишь в послевоенное время они были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует в работе международных ярмарок. Но, кроме названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями.

Традиционные российские ярмарки -- торги и торжища с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд.

Одновременно для них исчезли среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.

Таким образом, ярмарки, с одной стороны, представляли собой четко организованное и структурированное в соответствии с законодательством мероприятие, призванное обеспечить условия товарообмена. Однако другой стороной ярмарки была ее стихийность: ярмарка жила собственной жизнью, в соответствии с традиционными представлениями населения, и заключала в себе механизм удовлетворения всех основных его потребностей.

Ярмарка являлась моделью, «микромиром» российской действительности, включавшим экономический, социальный, культурный и религиозный элементы, и стала универсальным средством для целостного и многостороннего развития не только отдельных регионов, но и всей страны.

Результаты исследования свидетельствуют, что ярмарки России несли на себе печать всех происходивших в стране политических и социально-экономических изменений. Однако ярмарки не только отражали историческую действительность, но и формировали ее. Зародившись вследствие исторической необходимости, ярмарки стали прогрессивным явлением, выполнявшим функцию по объединению отдельных регионов и целой страны в единое экономическое и информационно-культурное пространство.

К концу 2019 года в Москве будет работать около 20 круглогодичных ярмарок . Москвичи могут купить там овощи, фрукты, мясо, рыбу, бакалею и другую продукцию из различных российских регионов. Одна из таких площадок открылась в апреле в районе Косино-Ухтомский.

«Косино-Ухтомский получил не только метро, но и уникальную площадку, которая предназначена и для фестивалей, и для праздников, и для спортивных мероприятий, и может работать как постоянно действующая ярмарка», — рассказал во время посещения фестивальной и ярмарочной площадки на Святоозерской улице.

Здесь проходят мероприятия, посвященные пятилетию проекта . Мэр Москвы пообщался с гостями праздника, в том числе с «активными гражданами», принимавшими участие в постановке мюзикла «Москва! Я люблю тебя!».





В купеческом стиле

Фестивальная площадка и круглогодичная ярмарка в районе Косино-Ухтомский на Святоозерской улице были открыты по просьбам жителей 26 апреля. Ранее на этом месте был пустырь.

Сергей Собянин отметил, что территорию вокруг площадки благоустроили: «В целом микрорайон преображается, получая качественную транспортную инфраструктуру и хорошие места для проведения досуга. Мы поставили себе цель постепенно значительную часть ярмарок выходного дня переводить в такой формат, чтобы они работали не эпизодически, а круглый год и были комфортными для жителей, чтобы можно было здесь отдыхать, проводить районные праздники, чтобы в каждом районе было все свое: и спортивные, и детские, и развлекательные площадки».

Площадка на Святоозерской улице оформлена в купеческом стиле. Терема-павильоны из оцилиндрованного бруса украшены наличниками, балясинами и другими традиционными декоративными элементами.

В фестивальной зоне расположены двухэтажная карусель, анимационные и торговые шале. Неподалеку находится роллердром.

В ярмарочной части установлен крытый отапливаемый павильон, где работает кафе и оборудовано 30 торговых мест . Посетители могут купить овощи, фрукты, бакалею, мясо-молочную и рыбную продукцию. Рядом разбит парк, высажено 160 деревьев, свыше 100 кустарников, более 17,5 тысячи многолетних цветов и растений.

За месяц с небольшим площадка на Святоозерской улице завоевала немалую популярность. Здесь прошли мероприятия фестивалей «Пасхальный дар» и «Московская весна a cappella».

Посетители ярмарки приобрели 19,8 тонны продуктов : овощей, фруктов, мяса, рыбы, кондитерских изделий, фермерских сыров. В столицу их привезли производители из 11 российских регионов — Москвы, Московской, Тамбовской, Воронежской, Астраханской, Тульской и Рязанской областей, Чувашской и Карачаево-Черкесской республик, республик Адыгеи и Марий Эл, а также из Казахстана.

Ярмарочная продукция проходит регулярные проверки. Специалисты следят за соблюдением норм безопасности и качества. Льготники, а также владельцы социальной карты москвича могут получить дополнительные скидки.

Ярмарка на Святоозерской улице работает с 09:00 до 20:00 со вторника по воскресенье. Во время проведения фестивалей площадка открыта и по понедельникам.

Первая круглогодичная ярмарка была открыта в столице около двух лет назад .В 2019 году аналогичные торговые площадки начали работать на улице Юных Ленинцев в Кузьминках, на улице Академика Скрябина в Рязанском районе, на улице Раменки в одноименном районе. Ярмарки создаются с учетом пожеланий жителей столицы.

Пять лет с «Активным гражданином»

Пятилетие «Активного гражданина» отмечают с 1 по 3 июня на 13 площадках по всему городу. Центром праздника стала сцена в Парке Горького. В программе — танцевальные зарядки, творческие встречи со звездами, викторины и конкурсы, спортивные игры для всей семьи, детские спектакли, выступления любимых артистов и мастер-классы.

Главным подарком ко дню рождения «Активного гражданина» стал мюзикл «Москва! Я люблю тебя!» . Вместе с популярными артистами российской эстрады на сцене Парка Горького выступили «активные граждане». До этого они прошли кастинг и репетировали на протяжении двух месяцев. Мюзикл «Москва! Я люблю тебя!» состоял из пяти новелл, объединенных одной общей идеей — любовью к столице.

На праздничных площадках установлены шатры, посвященные проектам «Мой район», «Помощник Москвы» , «Волонтеры Москвы» . Здесь же можно узнать о системе городского видеоконтроля, Московском городском университете управления.

За выходные на празднике, посвященном пятилетию «Активного гражданина», побывали более миллиона человек.

«Активный гражданин» создан в 2014 году по инициативе Правительства Москвы. В числе его задач — проведение открытых голосований, опросов, сбора мнений и оценок граждан. За пять лет к проекту присоединились более 2,2 миллиона москвичей , прошло почти четыре тысячи голосований.

По количеству активных пользователей и вопросов, которые выносятся на обсуждение, проект не имеет аналогов в мире. Благодаря «Активному гражданину» каждый житель Москвы может высказать свое мнение о том, каким он видит свой родной город. Тысячам москвичей проект помог принять одно из важнейших решений в жизни — о включении их дома в программу реновации.