Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта. Фразы-шаблоны для исследовательской работы Дневник исследования ученика по научному проекту

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Вероника Милославская

Не хотите читать – покажем

В Москве поставили первый в России фолк-мюзикл и провели литературные чтения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Произведения Гоголя в современной интерпретации? А почему нет? Вдруг современные мультимедийные технологии, видео-инсталляции, спецэффекты и необычная подача (скажем, в жанре мюзикла или – вообще ультрамодно – перформанса) помогут современникам взглянуть на классика совершенно иными глазами.

О проблеме «привития» школьникам интереса к русской классике и фольклору написаны горы педагогической литературы. Не стану их преумножать, а предложу всего один простой, дешёвый, практический и главное эффективный способ – читать эти произведения своим детям вслух. С малолетства.

Тут главное регулярность. А ещё собственная искренняя любовь к чтению. И тогда – по моему глубокому убеждению – проблемы вообще не возникнет.

Но что делать, если она всё же возникла? Если время было упущено, годы прошли, дети выросли… Можно ли вернуть утраченное? Пробудить интерес к хорошей литературе, к народному творчеству в подростках, в молодых или даже в уже совсем взрослых людях?

Полноценный – вряд ли. Но пытаться всё же стоит. Например, путём необычной подачи классики, как то: фолк-мюзикл или чтение литературных произведений популярными актёрами, певцами, спортсменами, телеведущими, политиками – одним словом медийными лицами.

Именно эту идею воплотили недавно в жизнь артисты московского театра «Русская песня». Они, во-первых, поставили на своей сцене первый в России фолк-мюзикл по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». А во-вторых, накануне его премьеры устроили литературные чтения отрывков из этой повести приглашёнными знаменитостями , сопровождаемые видео-инсталляциями, звуковыми и световыми спецэффектами – фактически мультимедийный литературно-музыкальный перформанс под названием «Вечер с Гоголем».

– Это чистой воды эксперимент, – поделилась художественный руководитель театра «Русская песня», народная артистка России Надежда Бабкина . – Мы пригласили в гости известных актёров, спортсменов, музыкантов, чтобы прочитать отрывки из произведения Николая Гоголя. Постарались сделать все с душой, вложить глубокий смысл, перенестись в ту самую Диканьку, где и происходили фантастические события, которые описал в своем произведении Николай Васильевич.

В литературных чтениях приняли участие не только те актёры, что заняты в мюзикле «Ночь перед Рождеством»: народный артист России Фёдор Добронравов , который станет Чубом (его сын Виктор Добронравов занят в мюзикле роли кузнеца Вакулы), Сергей Астахов , который репетирует роль Чёрта, Александр Варнаев , исполняющий партию Дьяка Осипа Никифоровича, художник-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич . Погрузиться в волшебную ночь перед Рождеством пришли и те знаменитости, которые просто любят произведения Гоголя: Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, Татьяна Веденеева и Анастасия Волочкова, Евгений Гор и Ирина Грибулина, Андрей Дементьев и Павел Деревянко, Антон Ескин и Владимир Минеев, Артём Михалков и Клара Новикова .

Представление началось уже в фойе – музыкальные коллективы театра исполняли народные песни и колядки, водили хороводы, вовлекая в них всех желающих. Кто не решался присоединиться к танцующим, пили чай из самовара с баранками и пирогами. Или принимали участие в кулинарном мастер-классе от шеф-повара театра «Русская песня» и лично от Надежды Бабкиной – под их руководством лепили традиционные украинские вареники по старинным рецептам.

Почему именно вареники? Так это же одна из самых «аппетитных» сцен самой повести и знаменитого фильма, снятого на её основе в 1961 году режиссёром Александром Роу, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Помните? «На полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону и подскочил вверх...»

– Последний раз я ела пельмени в 9 лет, перед поступлением в хореографическое училище, – рассказала Анастасия Волочкова . – С тех пор я на диете. И даже в новогоднюю ночь не позволяю себе калорийной еды, налегаю на свой любимый шпинат, который посыпаю сыром.

Балерина не изменила себе и в этот день, ограничившись лишь лепкой вареников. Кстати, несмотря на то, что она очень старалась прикрыть плечи шалью, журналисты разглядели на её коже большие тёмные пятна и не преминули поинтересоваться их происхождением. Оказалось, это следы от банок – артистка проходила курс лечения.

– Меня готовить научила мама, – включилась в беседу Клара Новикова (на фото она – в центре, репетирует перед началом чтений). – И вареники я делаю прекрасные, разных видов, включая еврейские – с печенью.

– А я тесто для пельменей раскатываю впервые в жизни. Хотя готовлю неплохо. Даже борщ могу запросто сварить, – удивил окружающих Артём Михалков.

А вот Фёдору Добронравову готовить не нравится. Особой любви к вареникам он тоже не испытывает.

– Я – всеядный, – пояснил актёр. – А самая вкусная еда для меня? Да просто та, что приготовила моя жена.

Перформанс продолжился в зрительном зале. Точнее непосредственно на сцене, где в декорациях деревни Диканьки разместились и зрители, и артисты. Атмосфера была поистине новогодней, мистической: полная луна на звёздном небе, скрип снега под сапогами, отдалённый лай собак…

Вечер открыла Надежда Бабкина , которая играет в мюзикле сразу две роли – Солохи и Царицы.

– Гоголь – серьезная, масштабная личность. Личность на веки вечные. Сегодня же он особенно актуален! – подчеркнула певица. – Все персонажи, которые присутствуют у него в том или ином произведении, живут рядом с нами. Если честно, то мы с вами и есть эти персонажи.

Самый любимый герой Бабкиной – ведьма Солоха.

– Это забавная особа. Её называют ведьмой, но ведь ВЕДьма – от слова ВЕДать (знать, иметь сВЕДения, а также управлять, распоряжаться), – пояснила Надежда. – Она ВЕДунья, прекрасно ВЕДёт все дела, руководит, работает чужими руками, справляется с любой задачей.


При постановке мюзикла перед режиссёром Ниной Чусовой стояла непростая задача – совместить народную музыку (восточнославянский – русский и украинский – фольклор) с эстрадным исполнением и симфоническим звучанием, как того требует жанр. На равных соединить музыкальное, драматическое, вокальное и хореографическое искусства.

– У нас всё по-настоящему. Серьёзно, крупно, при привлечении больших творческих сил, – заверила Нина Чусова . – Это светлое произведение Гоголя, в котором тёмные силы проживают свой последний день, и рождается нечто новое, прекрасное, венчающееся любовью. Благодаря песне, музыке, некоему поэтическому шаманству происходит очищение.

Татьяна Веденеева , по всеобщему признанию, приготовила самые изящные вареники. А вот к Гоголю у неё отношение сложное.

– На самом деле, я его немного побаиваюсь – в его произведениях слишком много мистики, – призналась телеведущая. – Но в этом театре очень добрая атмосфера, так что сегодня мне не страшно!

Актёру Артёму Михалкову (на фото – справа) в Гоголе особенно нравится то, как писатель «строит фразы, в них есть загадка».

– Меня поразило слово «черевички», и я выбрал отрывок, где прочитал как раз про них, – поделился Артём. – Все герои его произведений жизненные, они определяют характеры людей. Рассказы, повести, поэмы Николая Васильевича – это наша жизнь. Здорово, что проводятся чтения его произведений.

Павел Деревянко (на фото – у микрофона), по его словам, чувствует с Гоголем какое-то особое родство.

– Для меня Николай Васильевич очень много значит, – признался актёр. – Такое ощущение, что между нами есть что-то общее. Николай Васильевич – из Малороссии, как и я. Моё становление как актёра происходило на произведениях «Шинель», «Вий». Обожаю Гоголя, чувствую его, и мне близко его мироощущение. А какой у Гоголя юмор! Часто повторяю его фразу: «Чему смеетесь! Над собой смеетесь!».

Недавно в Павла родилась вторая дочь Саша, к которой он и поспешил сразу после того, как отыграл свой отрывок. Может, лет через пять он прочтёт ей перед сном эту повесть целиком?

Еще одним ярким участником Гоголевских чтений стал боец смешанных единоборств, многократный чемпион мира по кикбоксингу Владимир Минеев . В этот вечер у спортсмена состоялся двойной дебют: первое выступление на театральной сцене и первый опыт… лепки вареников.

Феерические литературные чтения «Вечер с Гоголем» были задуманы как своеобразная презентация фолк-мюзикла «Ночь перед Рождеством». Каким станет сам мюзикл, мы сможем узнать только после премьеры, которая пройдёт 7-8 декабря. Есть все основания предполагать, что он будет не менее впечатляющим.











Фото: Вероника Милославская

ТЕМА: «ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Давыденко Наталья Станиславовна

учитель начальных классов

г. Норильск

ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной задачей учителя является развитие ученика, формирование у него творческих умений и навыков. С этой целью необходимо привлекать учащихся к исследовательской деятельности.

Чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, необходимо проводить подготовительную работу. Учащийся должен владеть специальными умениями и навыками для самостоятельной работы. Помочь в этом может работа с «Дневником исследовательской деятельности»

«Дневник исследовательской деятельности» предназначен для организации работы учащихся над исследовательскими работами и охватывает все этапы: от замысла до оформления результатов. Позволяет понять последовательность действий, организовать поиск и обработку информации, подготовиться к консультациям; а также предоставляет учителю материал для детальной оценки продвижения каждого ученика.

Лучше если ребенок тему выбирает самостоятельно. Если ребенок не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

    Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

    Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, тогда учитель может предложить интересную идею.

На страницах «Консультация» (их в «Дневнике» - 10) ребенок фиксирует вопросы, заметки которые потом разбираются на консультациях с учителем.

На 3 странице дается информация о том, в какие группы можно объединить темы исследования, так же ставится цель и задачи исследования.

Работа идет поэтапно:

1. Подумать самостоятельно

Ученик работает с энциклопедиями, справочной литературой, с научной литературой и фиксирует интересную информацию по теме исследования.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя.

Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.

5. Спросить у людей

Запиши информацию, полученную от специалистов которые профессионально занимается тем, что ты исследуешь

6 . Понаблюдать

7. Провести эксперимент

Если в ходе исследования необходимо провести эксперимент, то на этой странице записывается план проведения эксперимента и его результаты.

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, начинается следующий этап: написание работы.

Кроме вопросов о научном исследовании так же предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.

Как подготовиться к выступления

От чего зависит успех

Последняя страница посвящена Общим требованиям к оформлению работы

В результате работы над «Дневником исследовательской деятельности» учащиеся приобретут навыки исследовательской работы, освоят алгоритм научного поиска, методы исследования, методы поиска литературы; будут знать требования, предъявляемые к содержанию работы, иметь представление о видах исследовательских работ и научатся их оформлять.

«Дневник исследовательской деятельности» может быть адаптирован для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с возрастом ученика.

Просмотр содержимого презентации
«Дневник исследовательской деятельности»

ДНЕВНИК исследовательской деятельности

учени ____ ___ класса «___»

МБОУ «Лицей № 3»

_______________________

________________

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

_______________________________________________________

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

Выбор темы исследования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

Постановка цели

ЦЕЛЬ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ:

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь

Составление плана исследовательской работы?

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.

Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.

Составление плана исследовательской работы?

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

  • К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
  • Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить.

Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.

Запиши информацию, полученную от других людей, на бумаге или на цифровом носителе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

Зафиксируй результаты наблюдений.

Составление плана исследовательской работы?

7. Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum – «проба, опыт». Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

Запиши план проведения своего эксперимента и опиши его результаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
  • ранжировать основные идеи;
  • предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы;
  • указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
  • подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
  • приготовить тексты, фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

  • Анализ полученных данных, обобщение, выявление закономерностей.

Дать определения основным понятиям

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.

Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т. п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.

Подготовка к защите исследования

Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

ПРЕДМЕТЫ

ПРОЦЕССЫ

СОБЫТИЯ

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого paradoxos – «неожиданный, странный, невероятный».

ПАРАДОКСЫ:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третье и т. д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.

ГЛАВНЫЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

ПРИМЕРЫ

СРАВНЕНИЯ

МЕТАФОРЫ

Выработать суждения и сделать умозаключения

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

СУЖДЕНИЯ:

2. Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

ВЫВОДЫ:

3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

НАД ЧЕМ НАДО ПОРАБОТАТЬ:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

4. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

5. Написание тезисов.

ТЕЗИС

6. Приготовить фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования

Представление работы. Подготовка к конференции.

Как подготовится к выступлению?

  • Заранее прорепетируйте дома, произнося текст доклада мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом.
  • Во время репетиции засекайте время. Помните, что на все выступление отводится 5-7 минут. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки.
  • Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постарайтесь запомнить ее. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни.
  • Продумайте жесты. Определите с помощью зеркала, как лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию.
  • Заранее подготовьте наглядный материал (человек запоминает в среднем 10% того, что слышит, и 50% того, что видит).
  • Наденьте одежду, к которой вы привыкли, так как новая и чересчур изысканная одежда сковывает.
  • Пить успокоительное и таблетки не рекомендуется. Они делают выступление бесцветным, а реакцию докладчика – заторможенной.
  • Если присутствует волнение, то перед выступлением совершите пешую прогулку. Старайтесь идти не торопясь, делая глубокие вдохи.
  • Во время выступления важно установить зрительный контакт. Рекомендуется скользить взглядом по всей аудитории, так вы сможете создать впечатление у каждого слушателя, что обращаетесь лично к нему.

От чего зависит успех исследования

  • Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  • Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  • Действуя, не бойся совершить ошибку

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ.

Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах писчей бумаги формата А4. Текст печатается ярким нежирным шрифтом (12), с межстрочным интервалом 1 только с одной стороны листа.

Заголовки располагают в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчеркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

Страницы нумеруют арабскими цифрами.

Начинается работа с «Введения» - с. 3 (титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.

СТРУКТУРА РАБОТЫ.

Конкурсная работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение.
  • Основная часть:
  • Обзор литературы;
  • Методика проведения исследования;
  • Организация исследования;
  • Результаты.
  • Выводы (заключение).
  • Список литературы.
  • Приложения.

Дневник юного исследователя

____________________________
фамилия, имя учащегося

___________________________________________________________________
общеобразовательное учреждение

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин

Дорогой юный исследователь!

Надеемся, что ты интересуешься не просто знаниями, добытыми той или иной отраслью науки, а хочешь узнать, что происходит на переднем крае науки в наши дни, где все еще не устойчиво нет сложившихся представлений и твердых правил, где сталкиваются разные, нередко противоположные мнения. Многие тайны земли видятся нам сейчас совсем по-другому. Надеемся, что ты сделаешь свой вклад в развитие науки.
Но чтобы процесс исследования был организован правильно, используй в своей работе предложенные тебе памятки и другие разделы дневника. Вперёд, юные исследователи!

Памятка "Юному исследователю"

При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.


Компонент
Описание компонента
Особенности

1
Проблема
Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

2
Актуальность
Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

3
Цель
Запланированный результат ваших исследований.
Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета.

4
Задачи
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Определяя задачи исследования, Вы составляете план работы, её этапы.

5
Методы
Как решать задачи, проводить исследование.
Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты, социологические исследований, анкетирование, интервью...

6
Гипотеза
Предположение, требующее доказательств.
Формулировка гипотезы может начинаться со слов: «мы предполагаем», «возможно, что..», «если, то.», «так как, то.» и др.

7
Теоретические основания
Теории, в рамках которых проводится исследование.

8
Объект
Что исследуется

9
Предмет
Как, в каком аспекте исследуется объект

Информация по исследовательской деятельности

Тема работы: ______________________________________________________________________
_

___________________________________________________________________________________

Актуальность темы: __________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Цель исследования:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Гипотеза исследования:____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задачи:____________________________________________________________________________
___________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Методология исследования:_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Информационные источники:_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Предполагаемые результаты:_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Форма предоставления результатов:_________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сроки выполнения работы: ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сведения о руководителе работы:________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·План работы над темой исследования

Самооценка деятельности:
_____________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв руководителя:
___________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 1
Этапы информационного поиска

Определение информационного запроса.
Поиск и локализация информации.
Критическая оценка полученной информации.
Сравнение информации, полученной из различных источников.
Презентация полученных результато
·в.
Подготовка отчета.
Памятка № 2
Форма отчета по информационному поиску

Имя _______________________________________________класс___________________________
Я хочу найти информацию ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нужен иллюстративный материал? Какой?____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие источники найдены книги_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журналы и газеты (названия) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Видеокассеты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ресурсы Интернет___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как я оформлю полученные результаты_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка № 3

План доклада по результатам исследовательской работы

Приветствие.
Тема исследовательской работы.
Цель и задачи исследовательской работы.
Гипотеза исследовательской работы.
Значимость исследовательской работы.
Объект и предмет исследования.
Этапы исследовательской работы.
Результаты исследовательской работы.
Выводы исследовательской работы.
Памятка № 4

Требования к содержанию научно-исследовательской работы

Структура
Требования к содержанию

Титульный лист
Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
ФИО автора;
тему учебно-исследовательской работы;
ФИО научного руководителя;
город и год.

Введение
Содержит:
актуальность;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
гипотезу;
задачи;
методы исследования;
практическую значимость;
апробацию;
базу исследования.

Основная часть
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

Для заметок: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

История школьного дневника Выполнила: учащаяся 2 «Б» класса МАОУ лицей № 17 г.о. Химки Седова Дарья Руководитель: Максимова Н.А.

Цель работы: изучить историю школьного дневника,

сформулировать его статус.

Объект исследования: школьный дневник.

Предмет исследования: история дневника, роль дневника в

в школьной жизни ученика.

Задачи исследования:

Изучить историю школьного дневника;

Посмотреть как видоизменялся школьный дневник;

Узнать чем являлся дневник для школьников прошлых лет;

Сформулировать современный статус школьного дневника.

Методы исследования:

Изучение справочной литературы и документальных

материалов, информации из Интернет ресурсов;

Проведение опросов и анализ их результатов;

Обобщение полученной информации и выводы.

Гипотеза. Имея свою историю и видоизменяясь, в век электронных дневников, бумажный дневник постепенно утратит свой статус обязательного атрибута школьной жизни.

Что означает слово «дневник»?

Школьные дневники дореволюционной России содержали страницы запретов,

где указывалось:

До какого времени можно находиться на катке;

В каком платье (форме) приходить в школу;

Какие места занимать в театре;

Что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера;

Что нельзя собираться и ходить по улицам группами.

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д.Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Также можно прочитать, что председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д. Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Предметы, преподававшиеся ученикам 1-х классов в 50-х годах:

чтение, письмо, чистописание, развитие речи, арифметика и т.д.

Кроме поведения оценивалось еще и прилежание к учебе!

Успешное окончание учебного года было отмечено благодарностью, которая объявлялась приказом по мужской средней школе № 20

Ученики 20 и 21 веков

Так выглядели ученики 1 «В» класса мужской средней школы № 20 г. Тула, 1953 г.

Прошло более

Ученики 2 «Б» класса

Лицея № 17 г.о. Химки,

В 1954 г. в Советском Союзе повсеместно было введено совместное обучение

Немного видоизменятся итоговый документ оценки знаний и поведения учеников. Он называется

«Ведомость оценки знаний и поведения»

Предмет «Русский язык» делился

на письменный и устный. Математика

называлась арифметикой. Присутствовал предмет «чистописание», а «окружающий мир» (природоведение) отсутствовал.

Ученик 3 «А» класса внимательно слушает педагога

Ведомость печатается в типографии,

на бланке появилось место для печати.

Современные школьные дневники

сильно видоизменились. Существует

большое разнообразие школьных

дневников, отпечатанных на

высококачественной бумаге

Так выглядела обложка дневника

в 70-80 годы. Она была из сероватого,

реже белого картона

На первой странице дневника

помещались указания по ведению

дневника.

Первая страница дневника содержит

сведения об ученике, даже есть

место для его фотографии

В конце дневника шли страницы «Для замечаний классного

руководителя», «Учебно-производственная практика и

общественно полезный труд.

  • Дневники отражают время. Изучая историю дневника,
  • можно многое узнать об истории нашей страны и образования

    в ней. Во времена царской России дневники играли роль

    правового акта, регулирующего поведение школьника.

    2. В советское время дневники выглядели однообразно, но

    отношение к ним было как к документу.

    3. Современные дневники яркие и многоцветные, содержат

    много информации, но отношение школьников к ним изменилось.

    4. Возможно, бумажные дневники отживают свое время, но

    именно они могут «рассказать много интересного» .

    В некоторых семьях дневники являются семейными реликвиями.

    Ведь так интересно узнать, как учились твои родители,

    бабушки, дедушки, а если повезет, то можно узнать о

    школьной жизни более старших поколений.

Сегодня я нашла случайно среди альбомов, карт и книг

Сюда положенный нечаянно мой ученический дневник.

Его обложка пожелтела, и надпись стерлась кое-где.

Но я с трудом прочесть сумела: седьмая школа…5-й Д…

Листаю…Каждая страница – не просто запись, а рассказ.

Здесь детства моего частицы, здесь каждый день и час.

И в первый раз обидно стало, что детство с ленточкой в косе

Так незаметно убежало и убежало насовсем!

В стихотворении Е. Нестеровой раскрывается «душа» дневника