Вспомогательная служба организации. Структурные подразделения организации: виды. Административные, финансово-учетные и вспомогательные службы

Производственные цехи (участки, мастерские) подразделяются на две группы:

1. Цехи основного производства , где непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации.

2. Вспомогательные и обслуживающие цехи , результат деятельности которых потребляется внутри самого предприятия.Основной задачей вспомогательных цехов является обеспечение нормальной, бесперебойной работы цехов основного производства.

К вспомогательным относятся цехи и производственные участки по:

    изготовлению, ремонту и настройке приспособлений, приборов, инвентаря;

    надзору за работоспособностью и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий, сооружений;

    обеспечению электрической и тепловой энергией, надзором и ремонтом электрооборудования и тепловых сетей;

    внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции;

    склады предприятия.

Основными задачами ремонтного хозяйства являются:

    организация такой системы эксплуатации и ремонта оборудования, которая позволила бы поддерживать оборудование в работоспособном состоянии;

    систематическое повышение культуры эксплуатации, ухода и текущего обслуживания с целью продления срока службы деталей, увеличения межремонтного периода функционирования машины, сокращения объема ремонтных работ;

    снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ при повышении их качества;

    паспортизация, аттестация и модернизация оборудования.

Задачи энергетического хозяйства предприятия: - обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии; - наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии; - снижение издержек на потребляемые виды энергий.

Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Задачи складского хозяйства - организация надлежащего хранения материальных ценностей; - бесперебойное обслуживание производственного процесса; - отгрузка готовой продукции.

Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС (ОМТС). Задача ОМТС - бесперебойное материальное обеспечение производства в соответствии с планом выпуска продукции

38. Ремонтное хозяйство.

Ремонтное хозяйство - это совокупность общезаводских и цеховых подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по ремонту, уходу и надзору за состоянием оборудования, в результате чего решаются следующие задачи:

I. обеспечивается постоянная рабочая готовность всего оборудования;

2. удлиняется межремонтный срок оборудования;

3. повышается производительность труда ремонтных рабочих и снижаются затраты на ремонт.

Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Ремонтное хозяйство состоит из аппарата отдела главного механика(ОГМ), ремонтно-механического цеха (РМЦ), цеховых ремонтных бюро (ЦРБ), службы цехового механика, смазочного и эмульсионного хозяйства, складов оборудования и запасных частей.

В ОГМ обычно создаются следующие структурные подразделения:

Конструкторско-технологическое бюро (группа), выполняющее конструкторские и технологические работы, связанные с модернизацией, ремонтом и уходом за оборудованием (проектные работы, организация чертежного хозяйства, разработка технологических процессов, проектирование оснастки и т. п.);

Планово-производственное бюро (группа), занимающееся планированием работы цехов ОГМ, материальной подготовкой ремонта, диспетчерским руководством и анализом работы цехов;

Бюро (группа) планово-предупредительного ремонта, в обязанность которого входят общее руководство и контроль за соблюдением системы планово-предупредительного ремонта (ППР), разработка планов-графиков ремонта, ведение нормативного хозяйства и т. д.

Ремонтно-механический цех осуществляет ремонт технологического; и других видов оборудования и изготавливает запасные части.

По принципу организации ремонтная служба на предприятиях бывает

    Централизованная - служба, организованная таким образом, что ремонт оборудования всего предприятия выполняется ремонтно-механическим цехом (РМЦ). Эта система предполагает полную ответственность главного механика завода за выполнение всех видов ремонта.

    Децентрализованная - эта система предусматривает выполнение всех видов ремонта силами ремонтных ячеек цехов. Для этого в каждом цехе создается своя ремонтная служба во главе с механиком цеха.

    смешанной

Ремонтное хозяйство выполняет следующие функции:

· паспортизация и аттестация оборудования;

· разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;

· организация и планирование технического обслуживания и ремонта оборудования, труда ремонтного персонала;

· выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, модернизации оборудования.

Для организации ремонтного хозяйства на малом предприятии обычно назначают ответственным главного механика. Он должен закрепить комплексные бригады слесарей-ремонтников за определенным участком для выполнения всех видов ремонтных работ. За каждым членом бригады закрепляется группа единиц оборудования, как правило, на постоянной основе. Для сокращения простоев оборудования в ремонте ремонтные работы над ним желательно выполнять во внерабочее время основного производства.

Организация ремонтных работ включает две фазы:

1. Организация подготовки ремонтных работ. В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта она включает:

2. Организация выполнения ремонтных работ. Для проведения ремонта без полной остановки производства, ускорения ремонтных работ и сокращения простоев оборудования в ремонте целесообразно использовать агрегатный (узловой) или последовательно-агрегатный (последовательно-узловой) методы ремонта.


Введение

Заключение


Введение


Производственный процесс на предприятии является основой любой экономической системы. Чем больше в стране производится продукции, находящей конечных потребителей, тем выше в ней уровень экономического развития. Сложная организация производства требует существования вспомогательных звеньев как внутри предприятия, так и в отрасли в целом. Так называемое вспомогательное хозяйство объединяется понятием "инфраструктура", и от того, насколько эффективно построена деятельность вспомогательных элементов, зависит экономическое состояние предприятий в целом.

Вспомогательные и обслуживающие производственные процессы оказывают существенное влияние на экономику предприятия. Для основного производства необходимо снабжение материалами, полуфабрикатами, энергией различных видов, инструментом, транспортом. Выполнение всех этих многообразных функций составляет задачу вспомогательных подразделений предприятия: ремонтного, инструментального, энергетического, транспортного, складского и т.д. Несмотря на то, что многие работы по обслуживанию производства (изготовление запасных частей, инструмента, средств малой механизации и транспортных средств и т.п.) могут быть выполнены на специализированных предприятиях или заводах, изготавливающих оборудование, удельный вес таких работ на современных предприятиях достаточно велик.

Вспомогательное производство определяется особенностями основного производства, размерами предприятия и его производственными связями. Вспомогательное производство в основном осуществляется во вспомогательных цехах. В составе крупных комбинатов и объединений (например, металлургический, химический и др.) создаются специализированные цеха и предприятия по обслуживанию основного производства.

Перспективное направление совершенствования - передача наиболее ответственной и трудоёмкой части вспомогательных работ специализированным предприятиям, обслуживающим промышленность данного района. Это позволяет применять во вспомогательном производстве высокопроизводительную технологию и передовые методы производства, удешевлять выполнение соответствующих работ на предприятиях, обслуживаемых специализированными ремонтными, инструментальными и другими базами, обеспечивать рост производительности труда. По мере технического совершенствования основного производства необходимо параллельное развитие вспомогательного производства и повышение его технического и организационного уровня. На крупных предприятиях и объединениях вспомогательное производство следует развивать на основе централизации и специализации работ, обеспечивающих его наибольшую эффективность.

вспомогательное обслуживающее производство складское

1. Производственная структура предприятия и его инфраструктура


Для того чтобы понять сущность производственной инфраструктуры предприятия, необходимо определить само понятие термина "инфраструктура". Термин "инфраструктура" появился в экономической литературе в конце 40-х гг.20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п.). В экономической науке инфраструктура делится на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). Некоторые специалисты выделяют третью группу - капитальное строительство, которое обслуживает как первую, так и вторую группы инфраструктуры. В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и так далее. Таким образом, инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства. Вспомогательными считаются процессы, обеспечивающие условия протекания основных процессов. В результате вспомогательной деятельности предприятия не создаются какие-либо элементы конечного продукта предприятия, хотя этот результат и может представлять собой некоторую имущественную сущность. Если результат основного процесса предназначен для представления на рынке, то результат вспомогательного процесса определен для использования внутри предприятия, потребляется в основных процессах. Вспомогательные процессы представлены, например, производством энергоносителей, водоподачей и водоотведением, ремонтом оборудования и строительных конструкций. Можно предположить, что прекращение вспомогательного процесса исключает возможность продолжения осуществления основного процесса. Таким образом, различия основных и вспомогательных процессов заключаются в целях и методах реализации продукта. Отдельную позицию в инфраструктуре предприятия занимают обслуживающие процессы. Назначение обслуживающих подразделений состоит в обеспечении как основных, так и вспомогательных процессов. К ним следует отнести транспортные процессы, складирование элементов производства и готовой продукции, осуществление контрольных работ в отношении плановых изделий и составляющих их частей, включая контроль состояния оборудования. Итак, вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и другие хозяйства. Ремонтное хозяйство - это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту. Инструментальное хозяйство - это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места. Технологическая оснастка (инструмент) - это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления. Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии. Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и за его пределами. Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке. Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству.

Важным элементом инфраструктуры предприятия является капитальное строительство. Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин. В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия.

Капитальное строительство включает следующие этапы работ:

-технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства;

-инженерно-технические изыскания;

-разработка проекта;

-организация строительной базы;

-подготовка строительной площадки, строительство временных сооружений;

-производство основных строительных и монтажных работ;

-пуск и ввод объекта в действие. Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями.

В состав капитальных вложений входит:

-стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам;

-стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений;

-затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ;

-стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования;

-расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др.

Различают два способа ведения капитального строительства:

а) подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда;

б) хозяйственный способ строительства - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия.

2. Специфика вспомогательного производства в структуре промышленного предприятия


Управление процессами реорганизации, реструктуризации, реконструкции и модернизации оборудования, проводимыми на уровне предприятия, приобретает все большее значение. В практике реструктуризации российских предприятий уже не новы такие инструменты, как выделение отдельных подразделений в качестве независимых производственных единиц и передача им функций самостоятельного управления, слияние с другими предприятиями, ликвидация и передача функций внешнему подрядчику.

Важную роль в стабильной работе предприятия играет хорошо развитая сфера вспомогательного производства. Вспомогательное производство является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса в целом.

Обслуживание производства включает функции по обеспечению технического состояния (готовности) средств производства, движения предметов труда в процессе производства (изготовления продукции) и достижения эффективного труда (социально-бытовое обслуживание). Для технического обслуживания основного производства предприятия могут иметь целый комплекс вспомогательных структур: ремонтное, энергетическое, транспортное, снабженческо-складское. Для обеспечения высокой производительности труда предприятие располагает службами обеспечения производства и социальной сферы: детские сады, жилищно-коммунальные хозяйства, поликлиники, базы отдыха и другие.

Состав и масштабы этих хозяйств определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями. Все подразделения непрофильных производств можно разделить на две группы: производственного и непроизводственного значения. Последняя группа, в свою очередь, состоит из подразделений, предназначенных для обеспечения производства и социальной сферы.

Службы и подразделения вспомогательного производства производственного назначения необходимы для обеспечения непрерывности технологического процесса основного производства. От эффективности работы этих подразделений зависят качество и объем производимой продукции, безопасность производства.

Службы и подразделения вспомогательного производства непроизводственного значения необходимы для обеспечения производства как с технической, так и социально-экономической стороны. Эти службы и подразделения предприятия в первую очередь ориентированы на труд и на субъект труда - работника. Выполняют функции поддержания работоспособности персонала предприятия (медицинское обслуживание, спорт), повышения квалификации (инструктаж и производственное обучение), предупреждения и устранения последствий чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев на производстве (техника безопасности и охрана труда), повышения корпоративной культуры (обеспечение информацией и документацией, экономическая безопасность, служба охраны) и социальный рост (культурно-бытовое обслуживание).

В качестве специфических признаков вспомогательного производства промышленного предприятия можно выделить следующие.

Техническая оснащенность объектов вспомогательного производства отлична от технической оснащенности основного производства (техническая оснащенность ). Объем основных фондов основного и вспомогательного производств отличается в пользу первого, а потому и сроки оборачиваемости основных фондов вспомогательного производства меньше, чем для основного. Уровень автоматизации и эффективности технологического процесса основного производства гораздо выше, чем вспомогательного.

Технология вспомогательного производства напрямую зависит от технологического процесса основного производства (технологичность ). Поэтому совершенствование технологии вспомогательного производства ограничивается развитием основного производства. Также к технологичности вспомогательного производства как специфическому признаку, можно отнести его тройственность, то есть технология вспомогательного производства обеспечивает взаимодействие трех видов деятельности:

а) производство изделий, необходимых для обеспечения технологии основного производства;

б) ремонт основных фондов предприятия;

в) обслуживание оборудования основного процесса производства.

Вспомогательное производство не изготавливает продукцию для продажи и служит только лишь для обеспечения непрерывности технологического процесса основного производства (второстепенность ).

Вспомогательное производство имеет широкую сферу деятельности (диверсифицированность ). Вспомогательное производство для обеспечения и обслуживания основного производства, повышения качества изготавливаемой продукции, улучшения условий производства и социальной защищенности работников предприятия осуществляет разноплановую деятельность: строительство жилья, ремонт оборудования, обеспечение питанием, медицинское обслуживание, финансовые операции и ряд других.

Непрерывность технологического процесса основного производства предполагает непрерывность работы вспомогательного производства (непрерывность ). Поскольку технология производства предприятий различных отраслей промышленности, как правило, имеет непрерывный характер, то и многие службы и подразделения вспомогательного производства находятся в режиме постоянного функционирования.

В целом вспомогательное производство обеспечивает ритмичность, бесперебойность, безаварийность и стабильность работы промышленного предприятия, а также направлено на повышение экономичности производства - максимальное сокращение длительности производственного цикла с минимальными затратами на выполнение работ по техническому обслуживанию.

3. Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства


3.1 Организация и планирование энергетического хозяйства


На предприятии используется до 10 видов энергии: электроэнергия, пар, горячая вода, газ, сжатый воздух, кислород, топливо и т.д. Годовые затраты на потребляемую энергию на предприятиях весьма значительны, а их доля в себестоимости продукции достигает 25 - 30%. Основными задачами энергетического хозяйства являются:

а) бесперебойное обеспечение всеми видами энергии предприятий, цехов, рабочих мест в соответствии с установленными для нее параметров - напряжения, давления, температуры и др.;

б) рациональное использование энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание;

в) эффективное использование и экономное расходование в процессе производства всех видов энергии.

Для решения этих задач на предприятии создается энергетическое хозяйство, структура которого зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, от кооперированных связей с другими предприятиями.

В его состав входят хозяйства:

электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;

теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры, водоснабжение и канализация;

газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильно-компрессорные и вентиляционные установки;

печное - нагревательные и термические печи;

слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;

мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.

В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости. Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии.

На крупных предприятиях во главе энергетического хозяйства находится управление главного энергетика (УГЭ), на средних предприятиях - отдел главного энергетика (ОГЭ), на малых предприятиях - энергомеханический отдел.

В состав энергетического хозяйства среднего предприятия входят: отдел главного энергетика, электросиловой цех, тепло - или паросиловой цех, электроремонтный и слаботочный цехи. ОГЭ возглавляется главным энергетиком, который подчиняется главному инженеру.

С технологических позиций энергетическое хозяйство подразделяется на 3 части:

генерирующая часть;

распределительная (передающая) часть;

потребляющая часть

К генерирующей части относятся: электростанции, котельные, газогенераторные станции, компрессорные и насосные установки.

К распределительной части относятся: сети, распределительные устройства, трансформаторные подстанции.

К потребляющей части относятся: энергоприемники основного и вспомогательного производства, а также непроизводственной сферы.

На практике существует 3 варианта снабжения энергией:

Внутреннее энергоснабжение, когда предприятие снабжается энергией от своих собственных установок.

-Комбинированное энергоснабжение, которое является основным для предприятия, при этом электроэнергию предприятия получают от районной энергосистемы, а тепло от собственной котельные или от ТЭС. Недостаток энергии восполняется собственными установками.

Внешнее энергоснабжение, которое используется мелкими предприятиями, когда все виды энергии поставляются со стороны.

Отдел главного энергетика выполняет 2 функции:

) учётно-плановая, которая предусматривает определение объемов, виды энергии, контроль над её использованием;

) техническая, которая предусматривает контроль за состоянием энергоустановок, своевременностью ремонта, мероприятия по экономии энергии и использованию вторичной энергии.

Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, которые заключаются в одновременности производства и потребления.

Определение потребности в энергии осуществляется на основе энергетических и топливных балансов. Энергетические балансы классифицируются следующим образом:

а) По назначению:

) перспективные, т.е. на длительный срок при проектировании или реконструкции предприятия;

) текущие, которые составляются на год с поквартальной разбивкой;

) отчетные, которые составляются для контроля над использованием энергии.

б) По видам энергоносителя:

) частные, т.е. по отдельным видам (уголь, газ, вода, нефть, пар);

) общие, составляются по всей сумме топлива.

в) По характеру целевого использования:

) для силового, технического, производственно - хозяйственного назначения.

Энергетический баланс разрабатывается в следующей последовательности:

а) составляется расходная часть, т.е. план потребления энергии предприятием, рассчитывается потребность для основного, вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства;

б) составляется приходная часть, где указываются источники покрытия потребности за счет поступления энергии со стороны и собственного производства энергии.

Плановая потребность предприятия в электроэнергии определяется следующим образом:


В=НN+В+В+В,


где: В - плановая потребность предприятия в электроэнергии;

Н - плановая норма расхода электроэнергии на единицу продукции, кВт/ч;

N - объем выпуска продукции в натуральном (стоимостном) выражении, шт. (руб.);

В - расход энергии на вспомогательные нужды (освещение, отопление, вентиляцию),

В-планируемый отпуск энергии на сторону;

В - планируемые потери энергии.

К числу основных технико-экономических показателей, характеризующих работу энергетического хозяйства, относятся:

себестоимость единицы энергоресурса;

доля затрат на энергию в себестоимости продукции;

расход энергии на единицу продукции;

размер вторичного использования энергоресурса;

энерговооруженность труда, представляющая собой количество энергии, приходящейся на одного рабочего в год;

коэффициент спроса, коэффициент мощности, которые характеризуют степень использования и качество эксплуатации электрооборудования.


3.2 Организация и планирование инструментального хозяйства


Как правило, инструментальное хозяйство предприятия включает:

инструментальный отдел, занимающийся централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием;

инструментальный цех, производящий изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента;

центральный инструментальный склад, осуществляющий хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки;

цеховые инструментальные кладовые непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой.

В частности в состав инструментального хозяйства входят: инструментальный отдел, центральный инструментальный склад (ЦИС), цехи по ремонту, инструментально-раздаточные кладовые (ИРК), заточки инструмента. Затраты на использование инструмента в себестоимости изделия составляют значительную часть (до 15%).

Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования. Задачами инструментального хозяйства на предприятии являются: бесперебойное обеспечение всеми видами инструмента основного и вспомогательного производства, а также правильный учет, хранение и поддержание необходимых запасов на уровне цеха и предприятия, проектирование и изготовление инструмента с минимальными затратами.

Планирование предприятия в инструменте производится по двум направлениям:

а) планирование расходного фонда;

б) планирование оборотного фонда.

Под расходным фондом понимается количество инструмента, которое будет израсходовано на определенную производственную программу.

Оборотный фонд - это необходимые запасы, которые обеспечивают бесперебойную работу основных подразделений. Структура фонда на предприятии составляет 100%: 70% находится в ЦИС, 20% - в ИРК, 5% - в ремонте, 5% - в заточке.

В общем виде потребность в инструменте может быть определена:



n - норма расхода инструмента на выбранную единицу (10,100, 1000 изделий);

N - количество деталей, изделий;

t - машинное время обработки данным инструментом;

T - срок службы инструмента, который можно взять в справочниках, либо рассчитать;

К - коэффициент случайной убыли (0,05-0,1).

Потребность в мерительном инструменте зависит:

а) от количества измеряемых изделий;

б) от выборки;

в) от времени износа.



где: З - максимальная потребность в материальном инструменте;

З - минимальная потребность в материальном инструменте;

Т - время поставки инструмента в нормальных условиях.



где: З - минимальная потребность в материальном инструменте;

Н - однодневный расход инструмента;

T - время срочной поставки инструмента.

Технико-экономические показатели, характеризующие работу инструментального хозяйства:

объем инструмента, выпускаемых собственными силами и со стороны;

численность работников для производства инструментов;

численность работников инструментального цеха;

заработная плата работников;

затраты на изготовление инструментов;

соблюдение сроков изготовления и подачи инструментов в цеха;

мероприятия по снижению себестоимости, мероприятия по повышению качества инструмента;

соблюдение сроков проектирования, изготовления инструментов;

снижение затрат на проектирование.

План обеспечения предприятия инструментами составляется по следующему направлению:

а) потребность для действующего производства;

б) обеспечение инструмента нового производства;

в) изменение оборотных фондов;

г) изменение запасов ЦИС;

д) изготовление инструмента на сторону для продажи.


3.3 Организация и планирование транспортного хозяйства


По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.). При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени. Различают внешний и внутренний грузообороты. Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год). График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости. Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей, которые характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок; коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены.

Основными задачами транспортного хозяйства являются: обеспечение ритмичного производства путем рационального продвижения предметов труда, снижение себестоимости транспортных операций и внедрение новой техники в транспортное хозяйство.

Факторы, которые определяют выбор транспортных средств:

объем и характер груза;

габариты, масса перемещаемого груза;

расстояние перемещения;

частота рейса;

направление перемещения.

Технические характеристики транспортных средств:

скорость;

грузоподъемность.

В состав транспортного хозяйства входят: транспортный отдел, гаражи, ремонтные мастерские, специальные цехи (цехи автомобильного транспорта, железнодорожного, воздушного и т.п.).

Основными показателями, характеризующими деятельность транспортного хозяйства, являются:

грузооборот, под которым понимается количество грузов, перевозимых на предприятии за определенный промежуток времени;

грузопоток - это количество груза, перемещаемого из одного пункта в другой за определенный промежуток времени.

При расчете грузооборота все перевозимые грузы разбиваются на 3 группы:

а) сыпучие;

б) наливные;

в) штучные.

Суммарное количество перемещаемого груза является основой для определения потребности в транспортных средствах. В общем виде потребность в транспортном средстве можно определить:



где: n - количество одинаковых транспортных средств;

Q - масса груза, подлежащая перевозки в сутки (в тоннах);

t - длительность одного рейса (в часах);

q - грузоподъемность транспортных средств (в тоннах);

Т - рабочее время транспортных средств в течение суток (в часах);

К - коэффициент полезного использования грузоподъемности;

К - коэффициент использования транспортных средств во времени.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать ряд требований:

а) транспортные средства должны соответствовать характеру перевозимого груза;

б) транспортные средства должны отвечать требованиям производственного процесса;

в) транспортные средства должны повышать производительность, способствовать снижению затрат на перевозку и обеспечивать возможность замены в случае необходимости.

Работа транспортных средств на предприятии организуется по заявкам, сделанным на следующий день с выпиской путевого листа.

В сводку технико-экономических показателей включаются:

среднесуточный пробег;

коэффициент готовности парка;

коэффициент использования транспортных средств по времени и грузоподъемности;

коэффициент использования пробега, т.е. отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу, в км;

себестоимость транспортировки на внутренних и внешних маршрутах;

численность работников в транспортном хозяйстве, заработная плата,

система материального поощрения.


3.4 Организация и планирование складского хозяйства


Различают специализированные и универсальные склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые. При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря. Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность.

Задачами складского хозяйства на предприятии являются: своевременное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми материалами, комплектующими и запасными частями, правильный учет и хранение поступающих ресурсов на предприятие.

В зависимости от родов хранимых материалов все склады различаются по видам:

а) материальные;

б) полуфабрикаты;

в) склады инструментов;

г) оборудование запасных частей;

д) склад готовой продукции;

е) хозяйственные склады;

ж) склад отходов.

По масштабу все склады делятся:

общезаводские, т.е. снабженческие, сбытовые, склады инструментов;

общецеховые промежуточные склады материала запасных частей инструмента.

Большое значение в организации складского хозяйства принадлежит расчету площади склада (S). Площадь склада состоит из:

S - грузовой полезной площади;

S - оперативной площади, предназначенной для сортировки, приема, отпуска материалов;

S - конструктивной площади, занятой перегородками, тамбурами, лестницами;

S - служебной площади для бытовых помещений.



где: К - коэффициент использования площади склада.

Коэффициент использования площади склада составляет при хранении на стеллажах 0,3-0,4; а при штабельном хранении 0,6-0,7.


При этом S=,


где: М - максимальная масса материалов, подлежащая хранению (в тоннах);

М - допустимая масса груза на м склада.

Технико-экономические показатели, характеризующие работу складского хозяйства:

численность работников на складе;

коэффициент механизации;

заработная плата;

оптимальные запасы материалов.


3.5 Организация и планирование ремонтного хозяйства


На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования. В частности в состав ремонтного хозяйства входят: отдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), смазочное хозяйство, склады и оборудование запчастей, бюро планово-предупредительного ремонта. Организация ремонтного хозяйства, его структура в большей степени зависят от масштаба производства и типа предприятия, учитывая, что конечной целью ремонтного хозяйства является надежное функционирование всей техники на предприятии.

На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:

) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в нём после объективного контроля технического состояния оборудования);

) системы планово-предупредительного ремонта (ППР) - совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта. Система ППР предусматривает:

осмотры, при которых выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются мелкие дефекты (неисправности);

текущий ремонт - частичная разборка машины, замена износившихся трущихся поверхностей, регулировка, сборка, испытание агрегатов вхолостую и под нагрузкой;

средний ремонт - разборка узлов, замена и ремонт деталей, износившихся в период между двумя текущими ремонтами, окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.;

капитальный ремонт предполагает полную разборку оборудования, осмотр всех его узлов и деталей. При этом выполняется весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов и опор, замена футеровки, обмуровки и изоляции поверхности. Для большинства видов оборудования капитальный ремонт сопровождается модернизацией.

Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов:

а) ремонтный цикл - период времени между двумя капитальными ремонтами;

б) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта;

в) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными ремонтами, независимо от их вида;

г) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного ремонта станка-эталона. Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.

Задачами ремонтного хозяйства являются: своевременный ремонт оборудования, осуществление технического обслуживания, планирование ремонтных работ и осуществление их с минимальными затратами.

Различают 3 формы управления ремонтным хозяйством:

а) централизованная форма, при которой все ремонтные подразделения административно подчинены главному механику предприятия, что характерно для крупных предприятий;

б) децентрализованная форма, когда цеховые ремонтные службы административно подчинены начальникам соответствующих основных цехов, а функционально подчинены главному механику, что характерно для мелких предприятий;

в) смешанная форма, когда наряду с цеховыми ремонтными службами административно подчиненными начальникам основных цехов имеются ремонтные подразделения, находящиеся в административном подчинении у главного механика.

В основе выбора оптимальной структуры ремонтного хозяйства лежат следующие принципы:

а) весь персонал ремонтного хозяйства должен находится в административном подчинении у главного механика, при этом ремонтную службу нужно рассматривать как единое хозрасчетное подразделение;

б) необходимо использовать централизованную систему технического использования как наиболее прогрессивную;

в) в цехах основного производства можно создавать специализированные бригады по текущему аварийному ремонту и по профилактическому уходу;

г) для совершенствования материально-технической базы ремонтной службы необходимо переводить изготовление запасных частей в ремонтно-механический цех с созданием центрального склада запасных частей;

д) создавать систему централизованного снабжения смазочными материалами.

Все функции выполняемые ремонтным хозяйством подразделяются по двум направлениям:

производственная функция - ремонт, изготовление запасных частей;

непроизводственная функция - выполняется плановым бюро, включает планирование ремонтных работ, оперативное регулирование хода ремонта, анализ показателей ремонтного хозяйства.

В зависимости от сложности выполняемых работ, от условий эксплуатации все оборудование с позиции организации ремонта подразделяется на 3 крупных категории:

а) оборудование, работающее в нормальных условиях и с равномерной загрузкой. Для данной группы оборудования используется периодическая система планово-предупредительного ремонта (ППР), когда заранее планируется объем ремонтных работ, его сроки и используется система для технологического оборудования и внутрицеховых транспортных средств;

б) оборудование, которое работает на открытом воздухе в тяжелых условиях с переменой нагрузкой в течение смены (года). Для этой группы оборудования используется после осмотровая система ППР, для которой характерно определение сроков проведения ремонтов, объемов на основании осмотра и составления дефектной ведомости (характерно для прессов, сушилок, строительно-дорожных машин).

в) оборудование, работа которого связана с жесткими режимами и выполнением ответственных работ. Используется стандартная система ППР, при которой объем и сроки ремонтных работ определяются строго по графику и независимо от состояния оборудования.

Ремонтное хозяйство в своей деятельности основывается на разработанной в 1923 году единой системы ППР. Сущность системы ППР заключатся в проведении через определенное число часов работы оборудования профилактических осмотров и различных плановых видов ремонта.

Система ППР предусматривает следующие виды работ:

а) межремонтное обслуживание (наблюдение, устранение мелких недостатков);

б) смена и пополнение масла по графику;

в) определение точности и профилактика при работе оборудования;

г) проверка всех видов систем после планово средних и капитальных ремонтов;

д) осмотры с целью проверки состояния оборудования;

е) проведение плановых ремонтов, т.е. текущих, средних и капитальных.

Система технического обслуживания (ТО) включает 5 компонентов:

ТО - проводится 1 раз в неделю, осуществляется проверка основных устройств и техники безопасности;

ТО - проводится 1 раз в 6 месяцев, включает ТОплюс работы по устранению неполадок в органах управления оборудование. При ТОпроводится кратковременная остановка оборудования;

ТО - проводится 1 раз в 3 месяца, включает ТО, ТОплюс более трудоемкие работы с частичной разработкой сборочных единиц;

ТО, ТО - проводятся 1 раз в 6 и 12 месяцев соответственно и включают все предыдущие работы плюс сложные ремонтные работы по восстановлению ресурса оборудования до следующего планового ремонта.

В основе системы ППР лежат следующие нормативы:

а) продолжительность межремонтного цикла;

б) структура межремонтного цикла;

в) продолжительность межремонтного и межосмотрового периода;

д) нормативы материалоемкости;

е) норма запасов деталей, узлов, агрегатов для ремонта.

Продолжительность ремонтного цикла - это период времени от момента ввода оборудование в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Структура межремонтного цикла заключает в себе перечень и последовательность выполнения всех работ по техническому обслуживанию за межремонтный период.

Продолжительность межремонтного периода - это время работы оборудования между двумя любыми ремонтами, а межосмотровой период - это время между двумя осмотрами.

Категория ремонтной сложности отражает степень сложности ремонта и его особенности. Чем сложнее оборудование, чем больше размер ремонта и следовательно выше категория сложности. Категория ремонтной сложности чаще всего обозначается буквой R и буквенным значением перед ней. В качестве эталона для определенной группы принимается свой вид оборудования. Например, в машиностроении за эталон для металлорежущих станков принят токарно-винторезный станок 1К62, категория сложности которого - 11, что означает, что сложность ремонта технической части составляет 11 ремонтных единиц. В то же время сложность ремонта электрической части этого станка составляет 8,5 ремонтных единиц.

Нормативы материалоемкости всех видов ремонта определяются исходя из норм расхода материалов на единицу ремонтной сложности с учетом количества ремонтных единиц для данной группы оборудования.

Норма запасов деталей, узлов, агрегатов для ремонта определяется так же как потребность в материалах в зависимости от сложности ремонта и количества ремонтных единиц.

Выше перечисленные нормативы ложатся в основу составления ежегодного графика ППР на предприятии.

Технико-экономические показатели, характеризующие деятельность ремонтного хозяйства:

время простоя оборудования;

число ремонтных единиц установочного оборудования на одного ремонтного рабочего;

себестоимость ремонта одной единицы оборудования;

оборачиваемость парка запасных деталей, т.е. отношение стоимости израсходованных деталей к среднему их остатку в кладовых;

число аварий, поломок, внеплановых ремонтов на единицу оборудования должны быть минимальны;

численность работников, фонд заработной платы.

Основными методами ремонта являются:

-индивидуальный ремонт, т.е. осуществляемый в цехе основного производства, когда детали и узлы с определенным оборудованием не обезличиваются, а после ремонта устанавливаются на то же ремонтируемое оборудование;

-стендовый ремонт осуществляется на стенде или специальных площадках;

узловой ремонт, когда определенные ремонтные бригады занимаются восстановлением изношенных деталей и узлов. При этом могут передавать на склад, а со склада получать для ремонта оборудования.

Заключение


В экономической науке инфраструктура делится на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). Некоторые специалисты выделяют третью группу - капитальное строительство, которое обслуживает как первую, так и вторую группы инфраструктуры. В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и так далее. Таким образом, инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. В результате вспомогательной деятельности предприятия не создаются какие-либо элементы конечного продукта. Если результат основного процесса предназначен для представления на рынке, то результат вспомогательного процесса определен для использования внутри предприятия, потребляется в основных процессах. Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и другие хозяйства. Предприятие в общем случае представляет собой достаточно сложное социально-экономическое образование. В нем органически сливаются в единый блок производственные процессы и жизнедеятельность работников. Поэтому структура предприятия должна обеспечивать осуществление не только производственных процессов, их обслуживание, но и удовлетворение ряда нужд работников. Решение данной задачи связано с организацией социальной инфраструктуры предприятия, которая является основным элементом его социальной среды. Социальная инфраструктура - это комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п. По своему экономическому содержанию, социальная инфраструктура - часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного функционирования человека в производстве.

В настоящее время на большинстве машиностроительных заводов весь комплекс работ по техническому обслуживанию выполняется самими предприятиями, что приводит к большим нерациональным расходам: распыленности средств, рабочей силы, оборудования и т.д.

Раздробленность вспомогательных служб, низкий уровень их специализации препятствуют созданию соответствующей технической базы и прогрессивных форм организации вспомогательных работ. Для вспомогательных производств характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительными затратами ручного труда, а изготавливаемая продукция значительно дороже и менее качественна, чем на специализированных предприятиях. Например, изготовление отдельных видов инструмента и запасных частей в инструментальных и ремонтных цехах машиностроительных заводов в два-три раза дороже, чем на заводах станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.

Недооценка роли вспомогательных хозяйств привела к существенному разрыву в уровне техники и организации основного и вспомогательного производства, специфика работ по обслуживанию производства во многих случаях затрудняет возможности их механизации и регламентации. Это привело к высокой численности вспомогательных рабочих, достигающей более 50% от общего количества рабочих машиностроительных предприятий, в то время как в ряде индустриальных стран эта цифра вдвое ниже. Например, численность ремонтников в общей численности работающих на предприятиях в США составляет 5%, а нашей стране - 15%; транспортников соответственно - 8 и 17%, что обусловлено, главным образом, различным уровнем специализации и механизации работ по техническому обслуживанию производства. В США преобладающая часть работ по обслуживанию производства выполняется специализированными фирмами, 88% машиностроительных предприятий не имеют своих инструментальных цехов и приобретают весь инструмент со стороны.

Во вспомогательном производстве и техническом обслуживании на предприятии может быть занято до 50% всех рабочих. Из общего объема вспомогательных и обслуживающих работ на транспортно-складские приходится приблизительно 33%, на ремонт и обслуживание основных фондов - 30%, на инструментальное обслуживание - 27%, на энергообслуживание - 8% и на прочие работы - 12%. В результате, на ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное и складское обслуживание приходится примерно 88% общего объема этих работ. От их правильной организации и дальнейшего совершенствования в наибольшей мере зависит повышение эффективности технического обслуживания производства в целом.

Повышение технической оснащенности предприятий, механизация и автоматизация основного производства вызывают необходимость коренного совершенствования техники и организации вспомогательных работ, приближая их к уровню основного производства.

Список использованных источников


1.Егорова Т.А. Организация производства на предприятиях. - СПб.: Питер, 2004.

2.Елизаров Ю.Ф. Экономика организации. - М.: Экзамен, 2005.

.Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2003.

.Проблемы развития национальной экономики / Под редакцией Шамхалова Ф.И. - М., 2004.

.Родионов М.Г. Специфика вспомогательнного производства в структуре промышленного предприятия: Автореф. дисс. … канд. экон. наук, доцент. - Омск, 2005

.Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организация производства на предприятии: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

.Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов-на-Дону.: Март, 2000.

.Экономика организаций / Под ред. Сергеева И.В. - М.: Проспект, ТК Велби, 2005.

.Экономика организации (предприятия): Учебник для вузов / Под ред. Сафронова Н.А. - М.: Экономистъ, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Организация вспомогательных цехов и служб предприятия

Цели и задачи вспомогательных цехов и служб предприятий. Организация ремонтных служб предприятий. Организация энергетических служб. Организация транспортного хозяйства. Организация складского хозяйства. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС).

Производственные цехи (участки, мастерские) подразделяются на две группы:

1. Цехи основного производства , где непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации. Они формируются в соответствии с профилем предприятия и в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства.

К главным задачам основных цехов относятся : своевременный выпуск продукции, снижение издержек производства, повышение качества продукции, возможность своевременной перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями рынка. Эти задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования и обеспечения пропорциональности производственного процесса от первой до последней операции.

Существуют следующие формы специализации цехов:

    предметная специализация (сосредоточение в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции); подетальная (поагрегатная) специализация (закрепление за каждым цехом изготовления отдельных деталей или агрегатов машин); технологическая (стадийная) специализация (пооперационное разделение труда между цехами); территориальная специализация (каждый цех может выполнять одинаковые функции на удаленных друг от друга территориях).

2. Вспомогательные и обслуживающие цехи , результат деятельности которых потребляется внутри самого предприятия.


Основной задачей вспомогательных цехов является обеспечение нормальной, бесперебойной работы цехов основного производства.

К вспомогательным относятся цехи и производственные участки по:

    изготовлению, ремонту и настройке приспособлений, приборов, инвентаря; надзору за работоспособностью и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий, сооружений; обеспечению электрической и тепловой энергией , надзором и ремонтом электрооборудования и тепловых сетей; внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции; склады предприятия.

Производственная программа вспомогательных цехов

Производственная программа вспомогательных цехов полиграфического предприятия формируется на основе потребностей собственного основного производства и принятых заявок других предприятий, учитываемых в плане реализации продукции. Службы вспомогательного производства включают в себя следующие отделения: ремонтно-механическое, транспортное, энергетическое, цех подготовки бумаги, для машиностроительных предприятий - инструментальные.

Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчета принимаются планы производства предприятия и цехов, планы поставки материалов, полуфабрикатов, вывоза готовой продукции и отходов.

Объем работы энергетической службы определяется в соответствии с потребностями основных цехов предприятия в энергии различных видов. Основой для расчета необходимого количества энергии служат: план производства и реализации основного производства, нормы расходования энергии на единицу планируемой продукции, нормы расходования на вспомогательное обслуживание, нормы потерь в процессе преобразования энергии и т.д.

Объем работ инструментальных подразделений разрабатывается на основе общей потребности в инструменте для выполнения работ в основном производстве, пополнения запаса инструментов и удовлетворения внешних заказов.

Производственная мощность предприятия

Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации. Производственная мощность при правильном ее определении становится надежным ориентиром в работе по планированию и оценке деятельности предприятия.

Величина производственной мощности зависит прежде всего от дееспособности основных фондов и степени их использования. Наименьшее влияние на производственную мощность оказывает дееспособность производственного (технологического) оборудования.


Производственная мощность измеряется в натуральных единицах, а в некоторых случаях - в единицах полезности продукции или в денежном выражении.

В отличие от проектной плановая производственная мощность действующих предприятий рассчитывается исходя из применяемых технологических процессов, наличного парка оборудования и имеющихся производственных площадей как величин уже заданных, а объем выпуска продукции по планируемой номенклатуре является искомой величиной, устанавливаемой в условиях полного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Производственная мощность предприятия рассчитывается как сумма производственных мощностей производственных единиц, входящих в состав этого предприятия. Это величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже к календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода - входная мощность и на его конец - выходная мощность.

Мощность на конец планового периода рассчитывается по формуле

Мк = Мн + Мc + Мр + Мо + Миз - Мв,

где Мн - производственная мощность на начало планового периода; Мc - ввод мощности в результате строительства новых и расширения действующих предприятий; Мр - прирост мощности вследствие реконструкции действующих предприятий; Мо - увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий; Миз - увеличение или уменьшение мощности вследствие изменения номенклатуры продукции; Мв - уменьшение мощности вследствие ее выбытия.

Кроме входной и выходной мощностей определяется также среднегодовая мощность по формуле

где Тc, Тр, То, Тиз, Тв - сроки действия соответствующих мощностей с момента введения их в строй и до конца планового года.

Отношение планового или фактического выпуска продукции к величине производственной мощности называется коэффициентом использования производственной мощности Кис:

Кис = Впл(ф)/Мcр,

где Впл(ф) - плановый или фактический объем производства в натуральных единицах.

Задачи и структура ремонтной службы

Существет два типа производственных процессов: основные, цель которых состоит в изготовлении продукции, являющейся предметом народнохозяйственного оборота, вспомогательные, в результате которых создается продукция, используемая в основном производстве, и обслуживающие процессы, которые предполагают выполнение работ, обеспечивающих бесперебойное ведение основного производства.

Работы по уходу и надзору за оборудованием, по его наладке, ремонту и модернизации относятся к обслуживающим процессам.

Следует определить, что такое есть ремонт. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности или ресурса оборудования либо его составных частей.

Наряду с этим понятием используется также понятие «техническое обслуживание».

Техническим обслуживанием принято называть комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его использовании по назначению, во время ожидания, хранения и транспортирования.

Для выполнения всех видов работ по организации рационального обслуживания и ремонта оборудования и других видов основных фондов на предприятиях создаются ремонтные службы.

Основными задачами ремонтного хозяйства являются:

1) организация такой системы эксплуатации и ремонта оборудования, которая позволила бы поддерживать оборудование в работоспособном состоянии;

2) систематическое повышение культуры эксплуатации, ухода и текущего обслуживания с целью продления срока службы деталей, увеличения межремонтного периода функционирования машины, сокращения объема ремонтных работ;

3) снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ при повышении их качества;

4) паспортизация, аттестация и модернизация оборудования.

Структура ремонтной службы зависит от ряда факторов: типа и объема производства, его технических характеристик, развития кооперирования при выполнении ремонтных работ, системы централизации и др.

В состав ремонтной службы крупного и среднего предприятия входят отдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), цеховые ремонтные службы, общезаводской склад запасных деталей и узлов (рис. 1).

Рис. 1 Структура ремонтной службы предприятия

Отдел главного механика возглавляется главным механиком, подчиненным непосредственно главному инженеру завода.

В составе ОГМ, как правило, создаются следующие функциональные подразделения: бюро планово-предупредительного ремонта (ППР), конструкторско-технологическое бюро, планово-производственное бюро и группа кранового оборудования.

В состав бюро ППР входят группы: инспекторская, учета оборудования, запасных частей и ремонтно-смазочного хозяйства.

Инспекторская группа планирует, контролирует и учитывает выполнение ремонтных работ всех видов; инспектирует правильность эксплуатации и разрабатывает инструкции по уходу за оборудованием.

Группа учета оборудования ведет паспортизацию и учет оборудования всех видов, следит за его перемещением, контролирует состояние хранения и качества консервации неустановленного оборудования, проводит ежегодную инвентаризацию.

Группа запасных частей устанавливает номенклатуру, сро ки службы, нормы расхода и лимиты на запасные детали и по купные материалы, планирует изготовление запасных частей и руководит складскими запасами деталей.

Группа ремонтно-смазочного хозяйства контролирует вы полнение графика смазки оборудования; устанавливает лимиты на обтирочно-смазочные материалы и на сбор отработан ного масла и его регенерацию.

Конструкторско-технологическое бюро осуществляет всю техническую подготовку системы ППР и ремонтных работ всех видов, включая модернизацию; обеспечивает комплектова ние альбомов чертежей и их хранение по всем видам обору дования.

Планово-производственное бюро планирует и контролирует работу ремонтно-механического цеха и цеховых ремонтных служб, осуществляет материальную подготовку ремонтных работ, составляет отчеты по выполнению планов ремонтных работ по заводу, производит анализ технико-экономических показателей ремонтной службы завода, выявляет непроизводительные затраты, разрабатывает мероприятия по их устранению.

Группа кранового оборудования следит за эксплуатацией и состоянием всех подъемно-транспортных механизмов, планирует и контролирует выполнение ремонтов всех видов.

Ремонтно-механический цех является основной материальной базой ремонтной службы предприятия. Он комплектуется разнообразным универсальным оборудованием и высококвалифицированные рабочими. В этом цехе выполняются все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей, а также работы по модернизации оборудования.

Цеховые ремонтные службы создаются в крупных основных цехах завода только при использовании децентрализованной и смешанной систем организации ремонтных работ. Службы находятся в ведении механиков цехов.

Общезаводской склад запасных деталей и узлов осуществляет хранение и учет всех материальных ценностей, необходимых для Проведения всех видов ремонтов оборудования и подъемно-транспортных средств.

Штаты инженерно-технических работников и служащих ремонтной службы предприятия устанавливаются в зависимости от числа ремонтных единиц оборудования в целом по заводу.

Организация энергетического хозяйства предприятия

Задачи энергетического хозяйства предприятия:
- обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии;
- наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии;
- снижение издержек на потребляемые виды энергий.

В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба. Это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, газы (природный газ, углекислота, аргон, азот , хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционирования воздуха.

Примерная структура энергетической службы приведена на рис.

Оперативное планирование" href="/text/category/operativnoe_planirovanie/" rel="bookmark">оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии;
- организация ремонтных работ оборудования;
- разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей);
- организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи;
- контроль за качеством ремонтных работ;
- организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного энергетического оборудования;
- надзор за правилами эксплуатации оборудования;
- контроль за расходами всех видов энергии.

Расчет потребности в энергии и энергетический баланс предприятия

Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции.

Кроме расхода энергии на производственные цели, учитываются ее затраты на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери энергии в заводских сетях. Потребность в технологической энергии рассчитывается исходя из норм расхода по операциям или видам оборудования.

Организация транспортного хозяйства предприятия

Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Классификация транспортных средств предприятий

Признак

Характеристика

1. Зона применения

1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами :
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портами и др. предприятиями

1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами):
- межцеховой транспорт;
- внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);
- межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

2. Вид транспортного средства

2.1. Колесный транспорт:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- автопогрузчики ;
- электротранспорт.
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.

Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.4.

Грузовые потоки, грузопотоки" href="/text/category/gruzovie_potoki__gruzopotoki/" rel="bookmark">грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.5).

В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.

Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Цехи -отправители

Сумма поступлений
грузов в цех
П (итог граф)

Цехи -получатели

Сумма отправленных
грузов из цеха
(итог строк)

Грузооборот предприятия

Рис. 9.5. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия

Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

Организация складского хозяйства предприятия

Задачи складского хозяйства

Основными задачами складского хозяйства являются:
- организация надлежащего хранения материальных ценностей;
- бесперебойное обслуживание производственного процесса;
- отгрузка готовой продукции.

Структура складского хозяйства (рис. 9.6) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.

Функции подразделений складского хозяйства:
- планирование работ;
- приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
- организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
- постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
- своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.; создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
- строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резино-технических изделий, химикатов и т.п.);
- комплектование готовой продукции, ее консервация, упаковка подготовка отгрузочной документации и отгрузка.

https://pandia.ru/text/80/208/images/image014_23.gif" width="567" height="477 src=">

Рис. 9.7. Структура службы МТС предприятия

Основные функции ОМТС:
- разработка нормативов запасов материальных ресурсов;
- планирование потребности в материальных ресурсах и в увязка ее с планом производства и нормативами запасов;
- поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по критериям качества поставляемых материалов, надежности поставщиков, цен, условий платежей и поставок, транспортно- заготовительных расходов и т.д.;
- заключение договоров на поставки;
- организация работ по доставке материальных ресурсов, контроль и оперативное регулирование выполнения договоров поставок;
- организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;
- оперативное планирование и регулирование обеспечения производства материальными ресурсами;
- учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов;
- надзор за рациональным использованием материалов в производстве.

Планирование МТС. План материально-технического снабжения - это совокупность расчетных документов , в которых обоснована потребность предприятия в материальных ресурсах и определены источники их покрытия. Он сопоставляется в форме баланса МТС.

План МТС разрабатывается с учетом:
- производственной программы;
- нормативов запасов материальных ресурсов;
- норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;
- планов капитального строительства, реконструкции, подготовки производства новых изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых объектов и т.д.;
- остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;
- установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;
- цен на все виды материально-технических ресурсов.

Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн) определяется по формуле

где Qi - объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.);
ni - норма расхода материала на одно изделие с учетом технологических потерь (натур. ед.);
m - количество наименований изделий.

Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле

где Zн.з - норма запаса материала;
Zм.ф - фактическое наличие материалов на предприятии;
Gм.н.п - необходимое количество материалов для изменения незавершенного производства;
Gм.экс - потребность в материалах для ремонтно-эксплуатационных и других нужд.

Потребность в материальных ресурсах определяется расходами на:
- основное производство, включая производство комплектующих изделий и запасных частей;
- изготовление технологической оснастки и инструмента;
- изготовление нестандартного оборудования и модернизация оборудования;
- проведение НИР и ОКР (с учетом изготовления опытных образцов и экспериментальных работ);
- реконструкцию цехов, участков;
- ремонтно-эксплуатационные нужды;
- капитальное строительство;
- работы социально-культурной и бытовой сфер;
- создание запасов.

В первую очередь был запущен процесс оптимизации на ОАО «Ярославский шинный завод». Этот проект шел с 1 октября 2009 года по 15 декабря 2009 года. Параллельно с этим с сентября по ноябрь 2009 года также проводилась оптимизация численности сотрудников вспомогательных служб ОАО «Волтайр-Пром» и ОАО «СИБУР-Волжский».

В процессе анализа состояния вспомогательных служб выяснилось много интересных фактов. Например, что официальная структура ряда подразделений вообще не соответствует фактической. Обязанности, закрепленные за персоналом должностными инструкциями, в корне не соответствовали выполняемым на самом деле. Зачастую даже названия профессий не совпадали с реальной квалификацией людей. На одном и том же участке могло существовать до шести различных графиков работ для персонала. Это уже не говоря о том, что не было и самого планирования ремонтных работ, журналов учета времени на их проведение, да и документооборот требовал внедрения определенных инноваций. Одно введение пусть и самых простых, но электронных форм взамен ручного заполнения справок и журналов позволяет снизить документооборот в пять раз (!).

В конце концов решение проблемы было предложено. Первым делом был сформирован план оптимизации персонала вспомогательных служб. Для этого, в частности, была пересмотрена структура подразделений: убраны лишние уровни управления, исключены дублирующие функции работников, сокращен документооборот. Затем было вынесено достаточно серьезное предложение — разрешить предприятиям использовать часть фонда оплаты труда, которая экономится за счет сокращаемого персонала, для повышения заработной платы.

Эта оптимизация приносит серьезный экономический эффект: совокупный годовой доход от проекта по трем заводам — это ЯШЗ, «СИБУР-Волжский» и «Волтайр-Пром» — уже в этом году должен составить 31,25 млн руб. Если говорить по каждому предприятию в отдельности, то, например, по одному только ЯШЗ экономический эффект составит почти 22,3 млн руб. Там общая численность работников вспомогательных подразделений составляла 614 человек, или 22% от всего коллектива. Из этих 614 сотрудников часть была сокращена, часть выведена на аутсорсинг. В результате вспомогательные службы на 25% были сокращены. В ОАО «СИБУР-Волжский» на аналогичные подразделения приходится 19% от общего числа работников — 259 человек. Было предложено сократить численность на 47 человек и высвободить тем самым более 5,5 млн руб. На «Волтайр-Проме» сокращение составило всего 10%, зато экономический эффект — почти 3,6 млн руб. в год.

Аналогичные мероприятия проводились и на СЗРТ. С 1 февраля по 15 апреля этого года объединенная рабочая группа провела оптимизацию вспомогательных служб и на Саранском заводе. Там обнаружились во многом схожие с остальными предприятиями проблемы, которые лишь отражают общую тенденцию. Обязанности, закрепленные за персоналом, не соответствовали тому, что реально люди делали. В связи с этим была поставлена цель сократить вспомогательный персонал на 40%, высвободив таким образом 17 млн руб. ежегодно.

При выполнении проектов возникали и определенные трудности, что легко понять — любая оптимизация обычно вызывает сопротивление персонала. Например, нелегко убедить руководителей передать контроль над процессом производства от ОТК в производственные подразделения. На многих заводах исторически сложилось, что за произведенную продукцию отвечает ОТК, а не рабочий, и чем больше проверяющих, тем лучше.

Но, следует отметить, что руководители всех заводов, где проводилась оптимизация, оказали серьезную поддержку реализации проекта и были по-настоящему заинтересованы в результате.

Одно из главных достижений проекта оптимизации вспомогательных служб — создание и обучение команды молодых и инициативных специалистов, благодаря чему в настоящее время появилась возможность выполнять практически любые задачи по оптимизации бизнес-процессов. В планах на будущее есть оптимизация не только вспомогательных служб, но и основных. В настоящее время идет проект на Воронежском шинном заводе, где команда по оптимизации работает совместно со специалистами Кировского шинного и Воронежского шинного заводов. Стоит задача оптимизации численности основных и вспомогательных подразделений. Вслед за Воронежем есть планы провести аналогичный проект в Кирове. Далее необходимо закреплять достигнутые результаты на всех предприятиях, то есть проводить мониторинг реализации разработанных предложений по оптимизации, по второму кругу пройти по вспомогательным производствам после выполнения задач, поставленных в 2010 году, и продолжать работать по направлению. Так как первая волна только вскрывает имеющиеся проблемы, дальнейшая работа имеет не меньшее значение. Не факт, что эта работа приведет к оптимизации численности в масштабах начала проекта, но она поможет сделать деятельность всех служб более эффективной, мобильной.

Примером может служить организация планирования ремонтных работ на ЯШЗ и ИФО, где из-за несогласованности работы различных служб эффективность ремонтов была крайне низкая. Систему организации планирования ремонтов необходимо внедрять и на других предприятиях Холдинга. Эта работа займет немало времени и сил.

Кроме этого, нужно развивать направление внутренней оптимизации. Для этого надо обучать и вовлекать в процесс сотрудников всех уровней. Также нельзя забывать, что на всех предприятиях есть люди, способные своими предложениями повысить эффективность труда на своем рабочем месте. Так что помимо внедрения инструментов оптимизации нельзя упускать из виду и систему непрерывных улучшений.

Елизавета Зубакина

К организационной вспомогательной службе относятся моечная кухонной посуды, моечная столовой посуды, сервизная, прачечная, бельевая. Вспомогательные производственные помещения помогают в кафе правильно организовать технологический процесс, улучшают условия труда, помогают соблюдать санитарные нормы и правила, утвержденные для кафе.

Моечная кухонной посуды в кафе предназначена для мытья на плитной посуды, кухонного инвентаря, инструментов. Моечная имеет удобную связь с горячим и холодным цехами. В помещении установлены подтоварники для использованной посуды, стеллажи с полками-решетками для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с двумя отделениями - для замачивания, мытья и её ополаскивания проточной водой не ниже 65 О С.

Для очистки посуды от остатков пищи используются деревянные лопатки, металлические щетки, скребки. Моют посуду травяными щетками, применяя моющие средства. После обработки инвентарь, посуду просушивают и хранят в специальном выделенном месте на стеллажах. Моечная столовой посуды и моечная кухонной посуды являются смежными помещениями, отделены перегородкой.

Моечная столовой посуды в кафе располагается рядом с торговым залом, так же имеет окошко в горячий цех для передами чистой посуды в цех. Моечная столовой посуды размещена рядом с сервизной и торговым залом. Моечная столовой посуды разделяется с сервизной окошком, куда передается чистая посуда для официантов. Моечная предназначена для мытья столовой посуды и приборов. От ее четкой работы во многом зависит работа залов и культура обслуживания. Оборудования моечной является, ванны с двумя отделениями и посудомоечная машина. Также используются столы для сортировки и очистки посуды от остатков пищи, сушильные шкафы, стеллажи для хранения чистой посуды.

Моечные кухонной и столовой посуды имеет отдельную дверь для выноса отходов, что соответствует всем правилам госта.

Сервизная примыкает к моечной столовой посуды, разделена окошком. Сервизная размещается рядом с кабинетом менеджера и торговым залом кафе. В сервизной, хранят и выдают официантам столовую посуду.

Сервизная оборудована шкафами со стеклянными дверцами, стеллажами для хранения посуды и приборов, а также прилавок для их выдачи. Для работы сервизной соблюдаются правила хранения и выдачи инвентаря. Перед началом работы главный официант под расписку в журнале получает нужное количество посуды и приборов. В конце рабочего дня сдает это количество посуды и приборов, в случае недостачи составляют акт. за сохранность возлагается на менеджера или старшего официанта.

Прачечная располагается рядом с бельевой, раздевалкой для персонала. Прачечная комната предназначена для стирки грязного белья и одежды персонала. Пол покрыт линолеумом, стены облицованы плиткой. Помещение оборудовано стеллажами, стиральной машиной, корзинами для грязного белья.

Бельевая находится рядом с прачечной, кабинетом директора. Имеет удобную связь со всеми производственными цехами. Бельевая комната предназначена в кафе для хранения чистого белья и одежды для персонала. Оборудована бельевая стеллажами и шкафами для чистого белья. Пол покрыт линолеумом, стены облицованы плиткой.

Рисунок 1. Организационная схема управления предприятием