Тема «Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов». Затраты на складскую деятельность Складские расходы

Хранение товаров на складе является одной из важнейших операций технологического процесса . Запасы продукции должны обеспечивать товарооборот и непрерывность процесса движения товаров в сферу потребления. Как же рассчитать затраты на хранение товара, чтобы свести их к минимуму? Прежде всего, следует помнить: чем дольше продукция находится на складе, тем выше затраты на ее хранение. Ведь денежные средства , вложенные в товары, высвобождаются только при их продаже и расчёте с потребителем. Многие эксперты в области оптовой торговли считают, что затраты на хранение товара составляют от 18 до 25% ежегодно или от 1,5 до 2% ежемесячно. на складе определяется потребительским спросом на этот товар. Если спрос на товар падает ниже экономически допустимого уровня, его следует изъять из обращения. Стоимость хранения может быть разной для разных товаров. К примеру, она выше у товаров, которые занимают много места или неудобны в обращении. Следует также помнить о затратах, которые могут возникнуть, если товар хранится не должным образом, в результате чего возникают потери и повреждения. Поэтому так важно соблюдать условия хранения, обеспечивающие надлежащее качество товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигиенических режимов, а также способов размещения и обработки находящейся на складе продукции. Все выше перечисленное подводит к тому, что, помещая товар на складе, необходимо заранее рассчитать затраты на его хранение.

Расчет затрат на хранение товара

Для того, чтобы произвести такой расчет, специалисты советуют использовать следующую формулу: З хран. товара = СТ хран. уд. х Т обор. запасов х V прод.товара, где З хран. - затраты на хранение данного товара ;

СТ хран. уд. - удельная стоимость хранения - это тот объем затрат, который осуществляется на единицу склада в единицу времени. Как правило, за единицу времени принимается 1 день. Единица измерения этого параметра – рубльна ед.складск. мощности в один день. Под единицей складской мощности следует понимать то, в каких единицах измеряется вместимость данного склада. То есть квадратный метр – это общая площадь, а кубический метр - это объем товара, который может вместиться в этот склад. Вот это и есть мощность склада. По-другому это называют паллето-места. Чтобы рассчитать удельную стоимость хранения необходимо использовать следующую формулу: СТ хран. уд . = З ежедн. √ (корень) V хр. факт, где З ежедн. - среднее значение ежедневных затрат, V хр. факт - фактический объем товара, находящегося на складе, в единицах измерения мощности склада. Зачастую бывает достаточно среднего значения дневного запаса на начало дня. Чтобы получить объем хранения на начало дня в единицах измерения складской мощности необходимо запас по каждому виду продукции в единицах хранения умножить на объем единицы хранения.

Т обор. запасов - период оборота запасов - это промежуток времени с момента фактического прибытия партии товара на склад до момента отгрузки клиенту последней единицы хранения из этой партии. Обычно он измеряется в днях.

V прод. товара – объем проданного товара в единицах складской мощности. Объем проданного товара рассчитывается в единицах измерения складской мощности по формуле: V прод. товара за месяц = объем единицы хранения х количество проданных единиц хранения за месяц. Информация о количестве проданных (отпущенных со склада) единиц хранения за месяц, как правило, берется из учетной системы.

Данная формула позволяет просчитать затраты на хранение, как в целом по реализованному товару , так и по каждому наименованию (артикулу) товара, а также по товарным группам , каждой партии каждого артикула/вида товара. Рассмотренный алгоритм расчета затрат на хранение товара для автоматизации процесса вычисления можно ввести в информационную систему учета компании.

1. Затраты на складскую деятельность.

Затраты на складскую деятельность, т. е. затраты хранения затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции . Затраты хранения – дополнительные затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В эти затраты входят: - затраты по содержанию складов; - зарплата складского персонала; - недостача продукции в пределах норм естественной убыли; - административно-управленческие и другие расходы.

Складские затраты определяются по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов. Задачи минимизации складских затрат охватывают:

Определение оптимального числа складов на каждой ступени;

Определение оптимального числа ступеней складирования;

Определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

Нахождение рационального распределения мест поставки.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения. Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции – это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе и свидетельствующий об эффективности технологического процесса, применяемого на складе. Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.

Производительность труда складских работников определяется размером складского товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный период времени (год, месяц, смену). Срок окупаемости склада – отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

Затраты на формирование и хранение запасов – затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств и запасы продукции.

Затраты на хранение запасов представляют собой затраты, связанные с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса, включают:

Складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

Заработную плату складского персонала;

Потери от иммобилизации средств в запасах;

Издержки вследствие порчи продукции ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;

Затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

Оплату персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

Затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

Затраты на подготовку кадров;

Затраты на комплектацию продукции и ее упаковку.

Издержки , связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам. К затратам при дефиците запасов относятся:

Издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) – дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;

Издержки в связи с потерей сбыта – имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается заданной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

Издержки в связи с потерей заказчика – возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие источники снабжения. Измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса заключаются:

1) в снижении до минимально возможного уровня постоянных затрат на каждое пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с соответствующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);

2) оптимизации (при определенных постоянных затратах на каждое пополнение) среднего уровня хранения запасов, чтобы минимизировать суммарные затраты на хранение запасов за определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс альтернативные затраты капитала).

Затраты, связанные с содержание запасов составляют 10 - 40% от стоимости самих запасов. Переменные расходы, включают в себя: - затраты, связанные с отоплением, освещением; - з/пл работников;- затраты, связанные с проведением инвентаризаций, замораживанием оборотных средств, порча товаров, естественная убыль; - расходы, связанные с комплектованием.Несколько случаев определения величины оптимальной поставки: - затянувшаяся партия; - ускоренное использование запасов; - поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита.

2. Методы учета и контроля запасов продукции на складе.

Если предприятие всегда располагает необходимым для реализации количеством нужного товара, управление запасами проводится успешно. При успешном управлении товара на складе не меньше и не больше, а именно столько, сколько нужно. Естественным является желание закупить товары впрок при ожидании повышенного объема сбыта, и если оборотные средства не лимитированы.

При комплектации склада необходимо учитывать вероятность снижения цены, так как избыточный запас товаров приводит при понижении цен к потере дополнительной прибыли. Поэтому товар необходимо закупать как можно ближе к сроку реализации. Влекут за собой убытки физическое и моральное старение и порча при хранении. К мгновенному устареванию товаров приводят конструктивные изменения, выбор потребителем другого вида товара, капризы моды. Но и низкий уровень запасов не очень желателен. Предприятию нельзя закупать товары в момент получения заказа от потребителя, так как неизбежны задержки, связанные с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товара. Устойчивости и ритмичности реализации способствует поддержание запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта. Чтобы без промедления выполнять заказы, предприятие всегда должно располагать достаточным количеством товара. Однако вкладывать большие деньги для создания лишних запасов не следует, так как эти деньги не принесут прибыли, а товар будет бесполезно лежать на складе.

Оптимальный уровень запасов – величина относительная и представляет собой что-то среднее между слишком высоким и слишком низким уровнями. Запасы рассматриваются не как единое целое, необходимо контролировать каждое наименование товара. Организационная структура сбытовой сети, спрос, стратегия управления, формирование и контроль запасов являются главными аспектами управления запасами в целях ускорения оборачиваемости. При условии системной организации распределения и сбыта в настоящее время возможна высокоэффективная торговля. Ускорить обслуживание покупателей и снизить расходы по хранению позволяет управление запасами на основе научных методов, компьютеризации учета, статистики, анализа, прогноза и обработки всей документации.

Обычно управление запасами осуществляется при различных ограничениях. Ограничения бывают по срокам подачи заказов и их исполнения, по экономическому объему партий и по уровню самих запасов.

Бесперебойная торговля при наименьших затратах и максимальном удовлетворении спроса является задачей стратегии управления.

Бесперебойная торговля – это такой тип торговли, при котором заказы потребителей выполняются точно в указанные сроки, такой тип торговли осуществляется при обязательном своевременном пополнении запасов. Наименьшие затраты возможны при соблюдении бюджета, путем размещения заказов по самой оптимальной системе. При следовании рекомендациям поставщиков относительно выгодности объемов и сроков заказов достигается снижение затрат на заказы, получение и складирование партий товаров.

Достижение установленного процента удовлетворения заказов по перечню является максимальным удовлетворением спроса. Ввиду невозможности хранения всего перечня товаров даже в системе складов, ни один поставщик не надеется на полное удовлетворение спроса. При выборе системы работы основную роль играют издержки системы управления.

Определение затрат на приобретение материалов:Смат = Ц*q , где(Ц - цена товара, q - объем партии). С1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.С2 - затраты на хранение единицы товара.Cобщ. = Ц*q+C1+C2 (общая величина затрат на партию).

И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.
Переменные расходы включает: - штрафы потребителям за несвоевременную поставку; - оплата простоя рабочим; - оплата сверхурочных часов работы; - потери, связанные с поставками неправильного ассортимента и т.д.

3. Саморегулирующиеся системы.

Рассмотренные выше системы предполагают относительную неизменность условий, на практике бывают следующие случаи : - изменение потребности в товарном запасе; - изменение условий поставки; - нарушение контракта поставщиком.Для этого создаются комбинированные системы с возможностью саморегулирования. В каждой системе устанавливается определенная целевая функция, служащая критерием оптимальности, в рамках экономико - математической модели управления запасами. Она содержит 3 элемента:1. Затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией , оплата всех услуг по доставке товаров на склад. Они могут зависеть от годового объема деятельности, организации предприятия, от величины заказа. Пути снижения затрат: изменение орг. структуры - на 2 %, использование АСУ - на 10%2. Затраты на хранение: постоянные издержки (аренда); переменные (зависят от уровня запасов)- складские расходы, расходы на переработку товарных запасов , потери от порчи и т.п. При расчетах пользуются удельной величиной издержек хранения, которая равна издержкам на единицу хранимого товара в единицу времени. При этом предполагается, что издержки хранения за календарный период пропорционален размеру запасов и длительности периода между заказами.3. Потери из-за дефицита: возникают когда снабженческо-сбытовая организация несет материальную ответственность за неудовлетворение потребителей и за отсутствие заказа. Например, при неудовлетворительном спросе взимается штраф за срыв сроков поставки.

Тема «Информационная логистика: понятие, цель и задачи И.Л.

Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· заработная плата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

· определение оптимального числа ступеней складирования;

· определение оптимального числа складов на каждой ступени;

· установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

· нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

1. затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

2. расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

3. годовые расходы на межскладские перемещения;

4. денежные расходы, списываемые на издержки;

5. затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Затраты на транспортировку

Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

1. расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

2. расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

3. оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

4. оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

5. оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

6. оплата страхования груза при доставке;

7. оплата таможенных пошлин , налогов и сборов при переходе таможенной границы;

8. расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

9. расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

10. расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

· снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

· снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

· уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

· повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают в себя:

· оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия . Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

· сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);

· оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

· затраты на содержание собственного транспорта.

К затратам по отправке продукции относятся:

· расходы по оборудованию транспортных средств;

· издержки по переадресовке грузов;

· сборы транспортных организаций;

· расходы по оплате счетов сторонних организаций;

· расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия , приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

1. на погрузку- разгрузку;

2. транспортирование;

3. ремонт и содержание автомобильных дорог;

4. организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

5. складское хранение груза;

6. подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

1. сырье и материалы;

2. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3. возвратные отходы (вычитаются);

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная заработная плата производственных рабочих;

6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7. налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

8. износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

9. общепроизводственные расходы;

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

12. коммерческие расходы.

Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

1. сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

2. оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

3. анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

4. анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

1. стратегический анализ - сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2. функционально-стоимостный анализ - метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

3. данные по разным видам затрат обрабатываются по- разному;

4. эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

5. деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

6. недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

Способы снижения уровня логистических затрат:

1. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен , а также торговых скидок;

2. поиск более дешевых заменителей ресурсов;

3. выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

4. компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

5. улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

6. проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

7. обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

8. повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

9. использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

10. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

В последнее время, особенно после того, как разразился финансовый кризис, в российском бизнесе все чаще стали задаваться вопросами минимизации затрат.

Одной из наиболее весомых составляющих в общих операционных затратах компании являются затраты на хранение товара.

Руководство и владельцы торговых и дистрибуторских компаний все чаще начали задаваться вопросом: «сколько мы тратим на хранение товара?». Этот вопрос является следствием вопроса «как нам сократить затраты, в частности на хранение товара?».

Самое интересное заключается в том, что многие пошли по наиболее простому пути: начали сокращение затрат непосредственно на содержание склада. При этом многие не догадываются, что сокращение суммы затрат на содержание склада не всегда положительно сказывается на решении задачи сокращения затрат на хранение. Для того, чтобы понять каким образом можно сократить расходы и в дальнейшем их контролировать необходимо понять как считать эти самые затраты на хранение.

Здесь будет предложен один из возможных способов расчета затрат, который даст возможность рассчитать объем затрат на хранение по проданному товару.

Сразу хочется обратить внимание на то, что рассчитать затраты на хранение непроданного товара нельзя: неизвестно, сколько еще времени этот товар будет лежать на складе и на его хранение, соответственно, компания будет нести затраты. Объем этих затрат можно только спрогнозировать, тогда как затраты на хранение проданного товара можно посчитать с достаточно высокой точностью.

Итак, описание алгоритма расчета затрат на хранение товара. При желании этот алгоритм можно «вшить» с систему учета компании (КИС – корпоративную информационную систему) для автоматизации.

1 Общая формула затрат на хранение.

З хран.товара= Ст хран. уд.* Т обор. запасов* V прод.товара

где Зхран.товара – затраты на хранение данного товара (затраты на хранение можно подсчитать по

каждому виду товара, – по каждому артикулу/ наименованию).

Стхран.уд. – удельная стоимость хранения, то есть объем затрат на одну единицу складской мощности в единицу времени (обычно, - в день). Измеряется в рублях на единицу складской мощности в день.

Единица складской мощности – это единица мощности хранения, в которых измеряется вместимость склада: кв. метры (тогда общей площади), кубические метры продукции (например, склад имеет мощность 5000 кубометров товара, – это значит, что количество товара, который склад может вместить, занимает объем 5000 куб. метров), паллетоместа.

Vпрод.товара – это количество проданного товара в единицах складской мощности. Данная формула дает возможность считать затраты на хранение:

В целом по реализованному товару.

По каждому артикулу/ виду товара.

По товарным группам (в любом разрезе).

По каждой партии каждого артикула/ вида товара (если есть желание достичь такой точности).

2 Расчет объема проданного товара.

www.logistware.com

Рассчитывается количество проданного товара в единицах измерения складской мощности. Допустим, складская мощность измеряется в кубических метрах. Тогда в качестве расчета

объема хранения можно привести такую таблицу:

Кол- во ед.

Объем ед.

Объем продаж

проданного

Наименование

хранения

хранения

товара за мес.

на паллете

ед. хранения

Если мощность склада измеряется, например, в паллетоместах, то, соответственно, необходимо пересчитать объем продаж в паллетоместа.

Объем единицы хранения (единицы или упаковки товара, в зависимости от формы работы и учета в компании) рассчитывается делением объема паллета на количество единиц хранения на этом паллете. Единица хранения, в зависимости от особенностей учета компании, – единица товара или упаковка (например, коробка) товара.

3 Расчет периода оборота запасов.

Период оборота запасов – это промежуток времени с момента прибытия (физического) партии товара на склад и до момента отгрузки клиенту последней единицы хранения из этой партии.

Обычно измеряется в днях.

При возможности привязки в системе учета (корпоративной информационной системе – КИС) отпуска товара к партии прихода, ведении партионного учета или учета по карточкам (можно электронным) задача упрощается.

При отсутствии таковой возможности задача становится несколько сложнее, но тоже решается довольно просто.

4 Удельная стоимость хранения.

4.1 Формула.

Это параметр указанной в п. 1 формулы наиболее сложен к расчету. Удельная стоимость хранения может (и даже наверняка) является величиной динамической: объем хранимого на складе товара изо дня в день изменяется. А нас интересует именно реальные затраты на хранение того или иного товара.

Ст хран. уд.= З ежедн./ V хр.факт

где Зежедн. – ежедневные средние затраты. Хотя, если необходима такая точность, можно

включить и фактические ежедневные затраты.

V хр.факт – фактический объем товара в единицах измерения лежащий на складе. Зачастую бывает достаточно среднедневного запаса на начало дня, хотя если рассчитываются фактические

www.logistware.com

ежедневные затраты с использованием периода оборота по каждой партии (динамического) и фактических ежедневных затрат, при расчете необходимо использовать фактический ежедневный объем товара, лежащего на складе в единицах измерения складской мощности.

4.2 Среднедневной запас.

Среднедневной запас здесь необходимо рассчитывать как суммарный запас по всем артикулам/ видам товара, лежащим в данный день на складе.

Например, есть у нас такой набор данных за месяц по запасам на начало дня, в количестве единиц хранения (в единицах измерения товаров):

Наименование

Чтобы получить объем хранения на начало дня в единицах измерения складской мощности необходимо запас по каждому виду продукции в единицах хранения умножить на, в нашем примере, объем единицы хранения.

Получаем такую таблицу данных запаса в единицах измерения складской мощности на начало дня:

Наименование

Всего куб. м

Среднедневной запас (с учетом выходных) равен 727,94 куб. м.

4.3 Ежедневные средние затраты.

При расчете этого показателя необходимо учитывать, что затраты на склад включают в себя: стоимость аренды, коммунальные платежи, затраты на охрану и постоянные затраты на заработную плату сотрудников склада (например, окладные части зарплаты), затраты на связь, канцтовары и так далее.

Разделив сумму затрат на склад в месяц на количество календарных дней в месяце (ведь затраты несутся компанией и в дни, когда склад не работает: платиться аренда, оплачивается охрана и т.д.) и далее разделив на полученный запас в единицах измерения складской мощности мы получаем удельную стоимость затрат.

5 Расчет затрат.

www.logistware.com

Допустим, компания несет ежемесячные затраты на содержание склада в объеме 1680000 рублей.

Расчет затрат производится на октябрь – 31 календарный день.

Средние дневные затраты на единицу измерения складской мощности составляют:

Затраты в месяц/ количество дней/ среднедневной запас = 1680000/31/727,94 = 74,45 рубля в день на куб.м.

То есть средние затраты на хранение 1 куб. м товара составляют 74,45 рубля в день.

Имея данные по периоду оборота запасов по каждому артикулу/ виду товара и определив средние затраты на хранение 1 куб. м товара в день получаем информацию о затратах на хранение продукции:

Объем продаж за

Период оборота

Затраты на

Наименование

хранение

Видно, что сумма затрат на хранение проданного товара получилась выше, чем ежемесячные затраты на содержание склада.

Это связано с тем, что по некоторым позициям период оборота запасов превышает месяц, различный объем партий поставки, существует входящий запас , на содержание которого расходы были уже понесены в прошлом месяце (что-то типа "уже раньше уплочено"). Это особенно играет роль для позиций с большим периодом оборота. Если все позиции "крутятся" быстрее, чем раз в месяц, то и затраты будут приближаться к месячным, но, в силу перетекающего остатка и динамического запаса всегда будет существовать некая погрешность.

Одной из наиболее весомых составляющих общих операционных затрат компании являются затраты на хранение товара. В некоторых фирмах идут по наиболее простому пути: минимизируют расходы непосредственно на содержание склада. При этом многие не догадываются, что такой способ не всегда положительно сказывается на решении задачи сокращения издержек на хранение товара. Для того чтобы понять, каким образом можно уменьшить и в дальнейшем контролировать расходы этого вида, необходимо научиться их определять. Предлагаю один из возможных способов расчета затрат на хранение проданного товара.

Алгоритм расчёта

Сразу хочется обратить внимание на то, что посчитать стоимость хранения непроданного товара нельзя: неизвестно, сколько еще времени этот товар будет лежать на складе. Величину этих затрат можно только спрогнозировать, тогда как расходы на хранение проданного товара можно определить с достаточно высокой точностью. Итак, рассмотрим алгоритм расчета затрат на хранение товара. При желании для автоматизации процесса вычисления его можно «вшить» в систему учета компании (корпоративную информационную систему).

Шаг 1. Используем общую формулу затрат на хранение

З хран. товара = СТ хран. уд. х Т обор. запасов х V прод. товара

где З хран. - затраты на хранение данного товара;

СТ хран. уд. - удельная стоимость хранения, то есть объем затрат на одну единицу складской мощности в единицу времени (обычно, в день). Измеряется в рублях на единицу складской мощности в день. Единица складской мощности - это единица измерения вместимости склада: м2 (общая площадь), м3 (например, склад вмещает товар объемом 5000 м3, то есть имеет мощность 5000 м3 товара), паллето-места;

V прод. товара - количество проданного товара в единицах складской мощности.

  • в целом по реализованному товару;
  • по каждому наименованию/артикулу/виду товара;
  • по товарным группам (в любом разрезе);
  • по каждой партии каждого артикула/вида товара (если необходима высокая точность вычисления).

Шаг 2. Рассчитываем объем проданного товара

Объем проданного товара рассчитывается в единицах измерения складской мощности по формуле:

Объем проданного товара за месяц = объем единицы хранения x количество проданных единиц хранения за месяц.

Информация о количестве проданных (отпущенных со склада) единиц хранения за месяц берется из учетной системы. Пример определения объема хранения в кубических метрах представлен в таблице 1. Если мощность склада измеряется, например, в паллето-местах, то соответственно необходимо пересчитать объем продаж в этих единицах. Объем единицы хранения рассчитывается делением объема паллеты на количество единиц хранения на ней:

Объем единицы хранения = объем паллеты / количество единиц хранения на паллете.

Единица хранения зависит от особенностей учета компании и может быть единицей товара или упаковкой (например, коробкой).

ТАБЛИЦА I. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ХРАНЕНИЯ

Наимено­вание

Кол-во единицхранения напаллете

Объем паллеты,

Объемеди­ницыхране­ния, м 3

Количествопро­данных единицхранения/мес.

Объемпроданного товара, м 3 /мес.

ТАБЛИЦА 2. ДАННЫЕ ЗА МЕСЯЦ ПО ЗАПАСАМ НА НАЧАЛО ДНЯ

Дата/Наименование

ТАБЛИЦА 3. ДАННЫЕ ЗАПАСА В ЕДИНИЦАХ ИЗМЕРЕНИЯ СКЛАДСКОЙ МОЩНОСТИ

Дата/Наименование

Шаг 3. Определяем период оборота запасов

Период оборота запасов – это промежуток времени с момента фактического прибытия партии товара на склад до момента отгрузки клиенту последней единицы хранения из этой партии. Обычно он измеряется в днях. При возможности привязки в системе учета (корпоративной информационной системе) отпуска товара к партии прихода, ведении партионного учета или учета по карточкам (можно, электронным) задача упрощается. В противном случае задача становится чуть более сложной, но тоже решается довольно просто.

Шаг 4. Вычисляем удельную стоимость хранения

Определить этот показатель указанной в шаге 1 формулы наиболее трудно. Удельная стоимость хранения может и даже наверняка является величиной динамической: объем содержащегося на складе товара изо дня в день изменяется. А нас интересуют реальные затраты на хранение той или иной продукции. Для расчета используем формулу:

СТ хран. уд. = З ежедн. √ (корень) V хр. факт

где Зежедн. – среднее значение ежедневных затрат. Хотя, если необходима такая точность, можно включить и фактические ежедневные затраты;

V хр. факт – фактический объем товара, находящегося на складе, в единицах измерения мощности склада. Зачастую бывает достаточно среднего значения дневного запаса на начало дня. Хотя если рассчитываются фактические ежедневные затраты с использованием периода оборота (динамического) по каждой партии, необходимо использовать величину фактического ежедневного объема товара, лежащего на складе, в единицах измерения складской мощности.

Шаг 5. Устанавливаем среднее значение дневного запаса

Среднее значение дневного запаса в данном случае необходимо рассчитывать как суммарный запас по всем артикулам/видам товара, находящимся в данный день на складе. Пример набора данных за месяц по запасам на начало дня в единицах хранения приведен в таблице 2.

Таким образом, чтобы получить объем хранения на начало дня в единицах измерения складской мощности необходимо запас по каждому виду продукции в единицах хранения умножить на объем единицы хранения. То есть значение по конкретному товару в таблице 2 умножаем на соответствующее значение поля «Объем единицы хранения» в таблице 1 и получаем таблицу 3 с данными запаса в единицах измерения складской мощности на начало дня. В нашем случае среднее значение дневного запаса (с учетом выходных) равен 727,94 м3.

Шаг 6. Определяем среднее значение ежедневных затрат

При расчете этого показателя необходимо учитывать, что расходы на склад включают в себя затраты на: аренду, заработную плату сотрудников склада (например, оклады), охранные услуги, связь, канцтовары, коммунальные платежи и т. д. Разделив сумму затрат на склад в месяц на количество календарных дней в месяце (ведь компания тратит средства и в дни, когда склад не работает: оплачивается аренда, охранные услуги и т. д.) и далее разделив на полученный запас в единицах измерения складской мощности, мы получаем удельную стоимость затрат.

Допустим, компания тратит на содержание склада 1 680 000 руб. Затраты рассчитываются на октябрь, в котором 31 календарный день. Среднее значение затрат за день на единицу измерения складской мощности составляют:

Затраты в месяц / количество дней / среднее значение дневного запаса = 1 680 000/31/727,94 = 74,45 руб/дн/м3.

Таким образом, среднее значение затрат на хранение 1 м3 товара равно 74,45 руб. в день.

Шаг 7. Считаем затраты

Используя данные по периоду оборота запасов по каждому артикулу/виду товара и среднее значение затрат на хранение 1 м3 товара в день, получаем величину затрат на хранение продукции (см. таблицу 4).

Видно, что сумма затрат на хранение проданного товара получилась больше, чем ежемесячные затраты на содержание склада. Происходит это по нескольким причинам: по некоторым позициям период оборота запасов превышает месяц; различаются объемы партий поставки; существует входящий запас, на содержание которого расходы были уже отнесены на прошлый месяц. Это имеет большое значение для позиций с большим периодом оборота.

Если все позиции «крутятся» быстрее, чем раз в месяц, то и затраты будут приближаться к месячным, но в силу перетекающего остатка и динамического запаса всегда будет существовать некая погрешность. Ее можно уменьшить, посчитав затраты на хранение раздельно по каждой партии каждого товара, но это требует разработки соответствующего программного обеспечения.

ТАБЛИЦА 4. ИНФОРМАЦИЯ О ЗАТРАТАХ НА ХРАНЕНИЕ ПРОДУКЦИИ

Наименование

Объем продаж,м 3 /мес.

Период оборотазапасов, дней

Затраты на хранение,Руб.

"Финансовая газета", 2011, N 38

Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Для большинства производственных, дистрибьюторских компаний и предприятий розничной торговли логистика составляет значительную часть совокупных накладных расходов. При этом доля логистических затрат продолжает возрастать в результате усложнения цепей поставок, изменяющейся системы заказов и возрастающих требований к качеству обслуживания.

В настоящее время логистику как хозяйственную деятельность разделяют на следующие группы: управление технологическими процессами, управление запасами, управление заказами, организация внутрипроизводственного складского хозяйства, организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта, поддержание стандартов качества и логистического сервиса, транспортировка, планирование каналов распределения и т.д.

перевозка на магистральном транспорте - 28 - 40%;

складские, перегрузочные операции и хранение грузов - 25 - 46%;

упаковка - 15 - 25%;

затраты на управление - 5 - 15%;

прочие (включая обработку заказов) - 5 - 17%.

Содержание складских помещений и заработная плата складского персонала

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие материально-производственные запасы хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы. В этом случае расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов.

В п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, сказано: "Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников".

В свою очередь, транспортно-заготовительные расходы предусматривают два варианта учета: во-первых, они могут формировать фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 "Материалы").

Во-вторых, расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 "Основное производство").

Производственные организации обычно закрепляют выбранный вариант в учетной политике.

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержание складов в этом случае?

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Расходы, связанные с хранением товаров, рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей (п. 226 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Указанное правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи. Учет затрат ведут на счете 44.

Из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, следует то, что производственная организация может включить в состав расходов на продажу следующие виды затрат (и отразить на счете 44):

на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

на доставку продукции на станцию (пристань) отправления;

на погрузку продукции в транспортные средства для доставки;

комиссионные и прочие посреднические сборы (в том числе уплачиваемые сбытовым организациям);

на представительские расходы.

Производственная организация может предусмотреть два варианта списания затрат на содержание склада и заработной платы сотрудников, если на складе размещается готовая продукция для продажи: во-первых, полностью в том отчетном периоде, в котором затраты были понесены; во-вторых, частично с распределением между продукцией, реализованной в течение месяца, и остатком на конец месяца (выбранный вариант закрепляют в учетной политике).

Что делать, если организация располагает одним складским помещением, в котором хранятся как материалы для производства, так и готовая продукция и товары?

В этом случае затраты следует распределять. Как мы уже указывали, затраты на складирование материалов следует учитывать либо на счете 10, либо на счете 20 (в зависимости от учетной политики), а затраты по хранению готовой продукции и товаров - на счете 44.

Приобретение товаров и материалов у поставщика оформляется товаросопроводительными документами. К ним, в частности, относятся товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), транспортная накладная по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272. Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, составляется в день поступления ценностей на склад). Можно также проставить штамп, содержащий все реквизиты, предусмотренные для приходного ордера, на документе поставщика. Дело в том, что такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Таким образом, в случае отсутствия товаросопроводительных документов у предприятия возможны проблемы с подтверждением факта приобретения материалов и, следовательно, факта обоснованности расходов на их приобретение.

Транспортировка материалов

Расходы на транспортировку материалов у производственной компании относятся к транспортно-заготовительным расходам. Транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) по материалам в данном случае включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.

Примерная номенклатура ТЗР представлена в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Производственная компания может предусмотреть три способа учета транспортировки материалов.

Во-первых, можно включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов:

Дебет 10, Кредит 60 (76, 23, 26...) - отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Во-вторых, можно обособленно учитывать транспортировку на счете 10:

Дебет 10, субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", Кредит 60 (76, 23, 26...) - учтены ТЗР.

В-третьих, можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (с последующим отнесением на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"):

Дебет 15, Кредит 60 (76) - учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР.

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов представлен порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Рассчитывается данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:

Средний процент ТЗР = 100% x [(Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде) / (Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах))].

В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде, равна:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов x Учетная стоимость израсходованных материалов.

Для снижения трудоемкости при учете транспортировки материалов существуют методы упрощенного учета ТЗР (перечислены в п. 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов):

"Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:

при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета "Основное производство", "Вспомогательные производства" и на увеличение стоимости проданных материалов;

удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);

в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом, если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов".

Транспортировка товаров

Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Каким образом включать данные затраты в расходы?

Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории.

Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя учитывают либо на счете 41 "Товары" (включают в стоимость товаров), либо на счете 44.

Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации - покупателя другим организациям или гражданам-потребителям учитывают на счете 44.

На счете 44 транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90 "Продажи". Списать их можно двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.

В ст. 320 НК РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат, установленному ст. 320 НК РФ, который заключается (аналогично методу распределения материалов, рассмотренному нами ранее) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Пример. ООО "Ромашка" занимается оптовой торговлей. Остаток товаров на балансе по состоянию на 30 июня - 56 000 руб.

В течение июля было приобретено товаров на сумму 120 000 руб. и продано на 90 000 руб. (в покупных ценах).

Остаток товаров на 31 июля - 86 000 руб. (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.). Остаток транспортных расходов на 30 июня составлял 7000 руб.

За июль оборот по дебету счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров", составит 16 000 руб.

Согласно учетной политике в бухгалтерском учете ООО "Ромашка" транспортные расходы распределяет по тем же правилам, которые представлены в ст. 320 НК РФ.

Распределение транспортных расходов за июль:

остаток товара на начало месяца (сальдо счета 41, субсчет "Товары на складах") - 56 000 руб.;

поступление товара в течение месяца (оборот по дебету счета 41, субсчет "Товары на складах") - 120 000 руб.;

продажи товара за месяц (оборот по кредиту счета 41, субсчет "Товары на складах") - 90 000 руб.;

остаток товара на конец месяца (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.);

остаток транспортных расходов на начало месяца (сальдо по счету 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 7000 руб.;

учтены транспортные расходы в течение месяца (дебетовый оборот счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 16 000 руб.;

сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, - 11 238,64 руб. (86 000 руб. x ((7000 руб. + 16 000 руб.) : (90 000 руб. + 86 000 руб.)) x 100% = 86 000 руб. x 13,0682%);

сумма транспортных расходов, списываемая по итогам месяца на реализацию, равна 11 761,36 руб. (7000 руб. + 16 000 руб. - 11 238,64 руб.).

После того как расходы распределены, в бухгалтерском учете сделана запись:

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров", - 11 761,36 руб. - списаны транспортные расходы за июль.

О.Ильюшина

Налоговый эксперт

Виды издержек. Практическая реализация концепции управления материальными потоками связана с оптимизацией совокупных запасов. Критерием оптимизации запасов являются издержки.

В системе закупки и хранения материалов издержки делятся на следующие группы:

Издержки выполнения заказа;

Прямые издержки, определяемые закупочной ценой;

Издержки по содержанию запасов;

Издержки дефицита.

Издержки выполнения заказа включают расходы, связанные с размещением и поставкой заказа. К их числу относятся такие статьи расходов, как стоимость разработки условий поставки и их подготовка к утверждению; затраты на приобретение рекламных каталогов; издержки, связанные с контролем выполнения заказа и сокращением срока их выполнения; транспортные издержки, если стоимость транспортировки не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа.

Некоторые из них фиксируются в заказе и не зависят от объема, другие, например, транспортные и складские издержки, находятся в прямой зависимости от величины заказа.

В целом затраты выполнения заказа включают любые виды расходов, величина которых зависит от числа выполняемых заказов.

Прямые издержки определяются ценой закупаемых материалов и изменяются в зависимости от оптовой скидки к цене, которая устанавливается при увеличении размера партии заказа.

Издержки по содержанию запасов определяются затратами на хранение материалов и самим фактом наличия запасов. В эту группу издержек входят такие статьи затрат, как возможный процент на капитал, вложенный в запасы; расходы на складские операции и плата за использование или аренду склада; текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице; издержки, связанные с риском порчи и морального старения материалов, а также страховые и налоговые издержки. Снижение запасов приводит к уменьшению складских издержек и текущих затрат по содержанию складских помещений.

Издержки дефицита представляют собой расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-то период времени тех или иных материальных ресурсов. К этой группе издержек относятся потери трех видов:

Потери в производстве, связанные с приостановкой производственного процесса из-за отсутствия необходимых материалов, а также заменой материала на другой по более дорогой цене;

Стоимость потерянных продаж в случае невыполнения заказа, если заказчик обращается к другому изготовителю (в такой ситуации издержки дефицита определяются как потери прибыли);

Дополнительные затраты, возникающие в случае ожидания выполнения заказа.

Нормы складских расходов. Складские расходы укрупненно рассчитывают по общей норме, которая учитывает соотношение постоянной и переменной части расходов.

Норма складских расходов составляет

где Н- норма складских расходов;

Проектная организация по заданию Заказчика (бюджетное строительство) составляет проектную документацию на строительство промышленного объекта по сметно-нормативной базе 2017 года и с использованием новых Методик. Возникли разногласия по определению заготовительно-складских расходов на оборудование.

Мы применили 1,5 %, а Заказчик требует 1,2 %, как было раньше. Кто из нас прав?

Ответ

Обращаем внимание на то, что ранее, согласно п. 3.3.1. и 3.3.12 «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» - (и п. 4.24. и 4.64. ), заготовительно-складские расходы принимались в процентах от стоимости материалов, изделий и конструкций, а также оборудования с учетом транспортных расходов (франко-транспортное средство на приобъектном складе строительной площадки), так как сметная цена на материалы формировалась из следующих элементов:

  • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
  • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
  • таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
  • стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
  • заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

Размеры заготовительно-складских расходов были определены п. 3.3.12 :

«3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) - 2%;
  • по металлическим строительным конструкциям - 0,75 %;
  • по оборудованию - 1,2 %.».

В настоящий момент приказом Минстроя от 20.12.2016 № утверждена «Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства». В утвержденной Методике нет прямого указания, взамен какой существующей Методики она вводится, но можно предположить, что взамен .

В п.п. 4.1 и 4.13 Методики изменено понятие «сметной» цены и определения заготовительно-складских расходов:

«4.1. Отпускные цены (цены реализации) материальных ресурсов отечественного производства включают в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя.

4.13. Сметные цены, сформированные в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не учитывают транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада строительной площадки и заготовительно-складские расходы. Транспортные и заготовительно-складские расходы определяются при составлении сметной документации в порядке, установленном в Методике применения сметных цен строительных ресурсов.».

Более конкретно об учете транспортных затрат и заготовительно-складских расходов сказано в п. 6.4.5 «Методики применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденной приказом Минстроя от 08.02.2017 № :

«6.4.5. Стоимость материальных ресурсов, учитывающая затраты по доставке на приобъектный склад, определяется в соответствии с формулой (6.1):

З = (СЦ * ЗСР + Т1) + (СЦ * ЗСР + Т2) / 2

где: 3 - стоимость материального ресурса, руб.;

СЦ - сметная цена строительного ресурса - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, руб.;

Т1, Т2 - стоимость перевозки материального ресурса, руб.;

ЗСР - заготовительно-складские расходы, руб*.

Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

  • строительные материалы (за исключением металлических конструкций) - 2%;
  • металлические строительные конструкции - 0,75%;
  • оборудование -1,5%.».

Таким образом, заготовительно-складские расходы по приведенной формуле начисляются на сметную (вернее - на отпускную) цену материалов. До настоящего момента Минстрой отказывается вносить изменения в порядок начисления заготовительно-складских расходов.

Главгосэкспертиза своим письмом от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ (приведено ниже) сообщила, что 1,5% - это опечатка (т.е. размер заготовительно-складских расходов по оборудованию должен быть по старому - 1,2% согласно п. 4.64 или п. 3.3.12 ).

ПИСЬМО
Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»)
от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ

ФАУ «Главгосэкспертиза России» сообщает следующее.

При составлении сметной документации с использованием федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве ФССЦ 81-01-2001 следует руководствоваться общими положениями к ним.

Согласно пункту 5 Общих положений ФССЦ 81-01-2001 заготовительно-складские расходы приняты в процентах от стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования франко-приобъектный склад в размере:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлических строительных конструкций) - 2%;
  • по металлическим строительным конструкциям - 0,75%;
  • по оборудованию - 1,2%.

Положения Методики применения сметных цен строительных ресурсов (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № , распространяются на сметные цены, определенные в соответствии с:

  • Методикой определения сметных цен на затраты труда, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № ;
  • Методикой определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № ;
  • Методикой сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № .
В показателе заготовительно-складских расходов по оборудованию, указанному в пункте 6.4.5 Методики в размере 1,5 %, допущена опечатка. Корректировка указанного документа планируется до конца 2017 года.

Первый заместитель
начальника Учреждения по ценообразованию
И.Н. Лищенко

* Должны быть %, а не рубли (примечание редакции).

Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· заработная плата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

· определение оптимального числа ступеней складирования;

· определение оптимального числа складов на каждой ступени;

· установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

· нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

1. затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

2. расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

3. годовые расходы на межскладские перемещения;

4. денежные расходы, списываемые на издержки;

5. затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Затраты на транспортировку

Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

1. расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

2. расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

3. оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

4. оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

5. оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

6. оплата страхования груза при доставке;



7. оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

8. расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

9. расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

10. расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

· снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

· снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

· уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

· повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают в себя:

· оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

· сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);



· оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

· затраты на содержание собственного транспорта.

К затратам по отправке продукции относятся:

· расходы по оборудованию транспортных средств;

· издержки по переадресовке грузов;

· сборы транспортных организаций;

· расходы по оплате счетов сторонних организаций;

· расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

1. на погрузку- разгрузку;

2. транспортирование;

3. ремонт и содержание автомобильных дорог;

4. организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

5. складское хранение груза;

6. подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

1. сырье и материалы;

2. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3. возвратные отходы (вычитаются);

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная заработная плата производственных рабочих;

6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7. налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

8. износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

9. общепроизводственные расходы;

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

12. коммерческие расходы.

Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

1. сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

2. оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

3. анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

4. анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

1. стратегический анализ - сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2. функционально-стоимостный анализ - метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

3. данные по разным видам затрат обрабатываются по- разному;

4. эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

5. деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

6. недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

Способы снижения уровня логистических затрат:

1. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

2. поиск более дешевых заменителей ресурсов;

3. выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

4. компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

5. улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

6. проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

7. обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

8. повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

9. использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

10. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).