Моя будущая профессия – социальный работник. Эссе на тему: «Мой путь и мой опыт работы в социальной сфере

Брынза Оксана

В современном мире одна из сложнейших проблем - самоопределение. Студенты Армавирского юридического техникума осознанно подходят к решению этого сложного вопроса, ведь от этого зависит судьба окружающих людей. Много мужества и решительности требуется от подростка, решившего стать социальным работником, и наша цель - помочь ему в выбранном пути. Данная работа - один из шагов навстречу своей будущей специальности. Эссе Брынза Оксаны представлено на краевой конкурс Арт-Профи-профессия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего специального образования

Армавирский юридический техникум

Краснодарского края

(ГБОУ СПО АЮТ КК)

Творческая работа

в номинации «Арт-Профи – профессия»

Руководитель: преподаватель русского языка и литературы Сидорова А.А.

Мое призвание – помогать людям.

Только тогда, когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, только тогда он может сделать ценное в своей области труда

Н.К. Крупская.

Человек счастливый всегда живёт ощущением внутренней свободы, не гонится за облачными мечтами, а просто ценит каждый прожитый день. Он стремится наполнить его радостями и счастьем, даря доброту другим, помня, что, отдавая тепло души, делает человека счастливым.

Кто такой социальный работник? За этим простым словосочетанием скрывается поистине целая жизнь. Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не знания и опыт, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Основой для выбора профессии в большинстве случаев служат призвание или пример жизни и работы человека, на которого хочется быть похожим. Если избираешь профессию социального работника сознательно, в соответствии со своим призванием и качествами личности, она не будет морально тяжела для тебя и, несмотря на все встречающиеся в процессе труда сложности, принесёт радость и пользу окружающим.

Почему я выбрала эту профессию? Наверное, потому, что в моей жизни есть человек, который посвятил себя этой непростой, но такой нужной работе. Это моя мама. В 2002 году она окончила заочно Армавирский юридический техникум, а с 2008 года работает в сфере социальной защиты. В 2012 году получила высшее образование в Российском государственном социальном университете. Маме по душе, да и по плечу то дело, которому она служит все эти годы, вкладывая в каждую человеческую судьбу частичку своего душевного тепла.

Как-то в разговоре с ней я услышала: «Работа моя приносит удовлетворение, потому что каждый день я познаю что-то новое. Жизнь и судьба моих клиентов стали для меня неоценимым примером. Их житейская мудрость помогает мне в решении личных вопросов. Я по-другому стала относиться к возникающим повседневным проблемам, стала более требовательна к себе и терпимее к окружающим, научилась гибко подходить к особенностям характера каждого человека, находить выход из любой жизненной ситуации». Мама действительно пропускает через себя все проблемы клиентов. Милосердие для неё – это не пустой звук. Быть терпеливой, доброй, внимательной не просто, но она старается поддержать своих посетителей добрым словом, поднять им настроение, найти контакт с каждым.

Профессия социального работника в первую очередь требует высокого уровня гуманности, развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретно сложившуюся ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи. Личностные качества специалиста по социальному обеспечению должны также включать порядочность, честность, бескорыстие. Для получения желаемых результатов работник должен быть целеустремленным, трудолюбивым и ответственным. Вместе с этим эмоциональная устойчивость, спокойствие и приятный голос помогут добиться доверия нуждающихся в помощи людей.

Работнику социальной защиты приходится общаться с людьми разного возраста, разных национальностей, религий. И проблемы, которые приходится решать, тоже различны. Зато как радостно на душе, когда видишь результаты своей работы, когда видишь людей, у которых светятся радостью глаза, поднимается настроение. Пусть не всегда удаётся решить все вопросы, но чувствовать себя нужным людям, помогать им – это здорово.

Кто такой социальный работник?

Кто ответит на этот вопрос?

Это тот, кто чужие заботы

На себя возлагает всерьёз,

Это тот, чьи усталые руки

Не устанут добро вам творить,

Тот, кто вас понимает с намёка,

Кому можете сердце открыть.

Социальный работник – кто это?

Чаще женщина с доброй душой,

Она словом согреет, советом,

Человек она с буквы большой.

Жить для людей, быть нужной людям хочу и я. Пусть слова: «Сердце равнодушия не знает» - станут девизом моей жизни.



Моя будущая профессия – социальный работник.

Выполнила: Бутрина Полина

10 «Б» класс МОУ СОШ №3 пос. Эльбан

Учитель – консультант:

Субботина

Валентина Владимировна.

Введение

  • В результате перемен, происходивших в России, резко обострились остальные проблемы, и это потребовало введения новой специальности социальная работа и новой профессии - "социальный работник “.

  • Причин для создания такой службы в России было несколько. Назвать можно следующие: это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

  • Что это за профессия – «социальный работник», и кто он, такой человек, носитель этой профессии?


Откуда я узнала о профессии

Впервые о профессии социального работника я узнала на уроках проф. Ориентации. По результатам тестирования мой тип профессии был отнесен к типу человек-человек. Я задумалась о результатах тестирования и решила, что нужно выбирать профессию непосредственно связанную с общением с людьми. А профессия социального работника является одной из таких профессий.

    изучала информацию в Интернете, в книгах;

  • посещала специализированные учреждения и организации;

  • расспрашивала родителей и учителей;

  • Проанализировав собранную информацию я пришла к выводу, что профессия социальный работник-это моё призвание!


Сущность и принципы социальной работы. Цели.

Социальная

работа -

профессиональна

деятельность по

Организации

помощи и

Взаимопомощи

людям и группам,

попавшим в

Трудные

Жизненные

ситуации, их

Психосоциальной

реабилитации и

интеграции.


Значение социальной работы для общества

  • Люди, которые работают в системе учреждений социальной работы населения, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.

  • Работа строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.



Кумиры и организации

    Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы – Османская империя) в албанской семье. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.



Российский Красный Крест

    Российский Красный Крест – общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Международное Движение КК и КП объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Всю свою деятельность Российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.



Чему учат социального работника

Специальные дисциплины
  • семьеведение;

  • гендерология и феминология;

  • социальная геронтология;

  • проблемы социальной работы с молодежью;

  • занятость населения и ее регулирование;

  • содержание и методика психосоциальной работы;

  • содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы;

  • содержание и методика социально-медицинской работы;

  • опыт организационно-административной работы в системе служб, учреждений и организаций.

Дисциплины специализации:
  • Социальная работа с семьей и детьми;

  • Социальная работа в службах занятости;

  • Социальная работа с молодежью;

  • Социальная работа на производстве.

Область профессиональной деятельности:
  • Оказание социальной помощи и услуг семьям, отдельным лицам и группам людей, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и в силу ограниченности своих знаний и умений не могущих справиться с ней.

  • Объекты профессиональной деятельности:

  • Государственные и негосударственные социальные службы и учреждения, образование, здравоохранение, армия, правоохранительные органы и т.п.


Качества, необходимые социальному работнику

  • Внимание, стремление понять позицию других;

  • Дружелюбие, общительность;

  • Способность стать лидером;

  • Вежливость, обходительность;

  • Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

  • Жизнерадостность;

  • Толерантность, упорство;

  • Большое чувство ответственности;

  • Способность выполнить работу полную разнообразия;

  • Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

  • Способность взаимодействовать со специалистами;

  • Тщательность действий;

  • Аккуратность и последовательность в работе;

  • Способность к планированию своего будущего;

  • Способность к устным высказываниям;

  • Хорошая память, способность обучать других;

  • Умение заботится о других;

  • Реализация новых идей, самостоятельность суждений.


Дальневосточная Академия Государственной Службы.

    Институт психологии и управления. В Институте психологии и управления готовят специалистов для разных сфер гуманитарной, управленческой и информационной деятельности по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Менеджмент организации», «Связи с общественностью», «Домоведение», «Педагогика и методика дошкольного образования».


Дальневосточный государственный университет путей сообщения

  • Социальный факультет. Кафедра «Социальная работа и государственное муниципальное управление


Перспективы моей будущей профессии


Заключение

    Подводя некоторый итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникшие в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане.

  • Прочитав литературу, о профессии социальный работник. Я пришла к выводу, что эта профессия является востребованной, как и у работодателей так и у абитуриентов. Выпускники по специальности социальная работа работают во всех сферах жизнедеятельности общества. Но, не смотря на это, социальных работников всё равно не хватает


Список литературы

  • 1. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат, дис. канд. психологических наук.- М., 1993 г.

  • 2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.

  • 3. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

  • 4. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.

  • 5. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.

  • 6. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной социальной работы. - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. - 54 с.

  • 7. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.

  • 8.Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. – 96 с.


Приложение

  • Конфликт- Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

  • дефиниция - Краткое и точное определение, толкование какого-л. понятия.

  • Социальная работа не только и не столько профессия, но состояние души. Некоторые ученые считают, что это призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдерживать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытывали много потерь. Социальный работник должен эмоционально сопереживать людям, испытывать к ним сочувствие и любовь, иметь желание помочь и даже пожертвовать чем-то своим личным во имя изменения ситуации в лучшую сторону.

    Чужой беды не бывает. Нередко приходится и слышать, и встречать в печати, даже в качестве заголовка, эту ставшую уже расхожей фразу. И всегда что-то мешало воспринимать ее как абсолютную, безоговорочную истину. В самом деле, разве мало среди нас таких, кто занят только собой, своей личной жизнью, до других, тем более до чужих невзгод ему никакого дела нет. Судьба других нисколько его не гложет, не тревожит. Но есть тысячи и тысячи людей, которые не могут пройти равнодушно мимо чужого горя, чужой боли. И болят этой чужой болью, как своей собственной, их тонкие души, добрые, отзывчивые сердца. И идут эти люди навстречу другим - кому плохо, кому трудно, кто не может обойтись без посторонней помощи. И подставляет свое плечо, протягивает руку, находят доброе, одобряющие и утешающие слова…

    Социальный работник…Это профессия становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудится для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста, сложившихся обстоятельств не могут обходится без посторонней помощи. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы, часто становятся самыми близкими, самыми дорогими, почти родными людьми. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защищенных людей, находится в постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, обеспечивая таким образом, равновесие в общении стабильности государства. Социальный работник – это особая профессия, это люди особого душевного вклада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь.

    Социальный работник стремиться делать все необходимое для того, чтобы люди были счастливы, довольны своей жизнью. Отдавать тепло души - это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость. Случается так, что прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится социальный работник. Кто лучше социального работника знает оборотную сторону всех наших кризисов: душевных, общественных, экономических? Кто первым оказывается у постели одинокого тяжело больного человека и порой является единственным, кто проводит его в последний путь?

    Ежедневная забота о пожилом человеке – сходить за продуктами питания, убраться в доме, помочь по хозяйству, доставить медикаменты, оплатить жилищно - коммунальные услуги, работа с участковым врачом, ложатся на плечи социального работника.

    Социальный работник выполняет особую благородную миссию: в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность. А его клиенты, в свою очередь, рассчитывают на знание, отзывчивость, добросовестность, любовь и заботу.

    Любая мелочь (плохо выпеченный хлеб, даже плохая погода) могут вывести пожилого человека из равновесия. Социальный работник как «громоотвод». И с этими житейскими трудностями приходится справляться. Труднее зимой, когда приходится ходить за водой под гору, чистить дорожки от снега, приносить дрова и оказывать содействие в их заготовке, идти по неочищенной дороге за продуктами, лекарством, чтобы вызвать скорую помощь больному. Тяжела работа на селе. В начале трудовой деятельности доходило до отчаяния: "Все! Хватит!" Потом спохвачусь: «А как же там без меня бабушки останутся? Нет, надо идти к ним». И отправляюсь к ним в любую погоду.

    Я поняла, что социальная работа – мое призвание, что работаю в коллективе, где коллеги пользуются уважением среди обслуживаемых, которые благодарят их за чуткость и терпение. Они научили меня мужеству, терпению, пониманию чужой боли. Эти люди укрепили в мысли о необходимости в помощи ближним…

    От работы в отделении социального обслуживания «отговорить» может многое – маленькая зарплата, ненормированный рабочий день, непонимание в семье (как можно целыми днями помогать другим, когда и у самих дома так много проблем!). Можно перечислять и перечислять. Но, видимо заложено что-то в человеке, когда он несмотря на все неприятные моменты идет на работу, помогает старикам, поддерживает в трудную минуту, не ожидая ответной благодарности. В таких непростых условиях на социальных работниках была возложена непростая задача – быть защитой и опорой для всех, кто оказался в крайне тяжелой жизненной ситуации, поддержать морально и материально. И, надо сказать, с поставленной задачей социальные работники справляются. Как и в любом деле, в нашей профессии много нерешенных проблем, трудностей, финансовых и других препятствий. Но я уверена, что все проблемы осилим, ведь в нашем обществе есть люди, которым во много раз труднее, и они ждут нашей помощи. Социальная работа - уникальная профессия, которая несет в себе не только помощь конкретным людям, а также подает пример гуманного отношения к человеку. Вклад социального работника в жизнь общества велик и бесценен. Все это не может не вызвать большого уважения к деятельности социального работника.

    Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие и житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе.

    Социальный работник отделения социального

    обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

    №2 с. Старомарьевка Д.Б. Билалова


    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

    ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Факультет психолого-социальной работы

    Самостоятельная работа

    (вид работы: эссе.)

    По дисциплине: «Введение в профессию».

    На тему: «Моё виденье будущей профессии» .

    Выполнила студентка 2012 года

    Очной формы обучения

    Криницына

    Кристина

    Сергеевна

    Проверила

    Коваленко Т. Н.

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    Есть множество авторов, дающих определение социальной работы, все эти определения отличаются друг от друга. Например,Клыгин С. считает, что социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию. По Багрецову Д. М., социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Сколько бы ни было определений социальной работы, есть общепризнанное мнение, что социальная работа- это профессиональная деятельность по улучшению качества жизни людей, и с этим никто не спорит.

    Сначала я не очень хорошо представляла, что такое социальная работа, не понимала, действительно ли она так важна, но со временем я это осознала. Я представляю социальную работу, как деятельность, которая улучшает наш окружающий мир, ведь кто, как не социальный работник может помочь в самых различных сферах жизни и проблем людей. Исходя из этого, не трудно представить, какую ответственность несет социальный работник за свою работу, ведь представитель социальной работы должен не просто быть профессионалом своего дела, но и обладать рядом тех черт, качеств и умений, которые могут быть не так важны в представителях других профессий. Вот некоторые из требований по мнению Н. М. Платоновой, которые предъявляются специалисту по социальной работе: понимание социальной значимости профессии, способность к профессиональной адаптации, способность координации социальных связей и отношений, знание законов социального развития общества, следование этическим стандартам профессии, наличие аксиологических устремлений, личностная и социальная ответственность, творческое отношение к профессии. У социального работника есть этические обязательства и нормы, которые об должен выполнять, иначе это идет вразрез с самим характером работы этого человека, ведь если социальный работник,например, хамит или неуважительно относится к своим клиентам, то его социальным работником назвать сложно. Только приняв все принципы и обязанности и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с этой работой и быть настоящим социальным работником. Итак, исходя из всего этого, мы видим, что социальный работник несет не только профессиональную, но и огромную моральную ответственность.Сфера деятельности социальных работников очень широка, поэтому перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы.

    Почему социальная работа настолько значима? Я убеждена, что социальный работник-это врач для общества, ведь социальная работа считает высшей ценностью человека, а значит, эта работа будет стремиться развивать общество, делать его все лучше и лучше, избавляясь от негативных аспектов жизни людей. Социальный работник решает многие проблемы жизни людей, такие, как социальная незащищенность инвалидов, трудная жизненная ситуация у детей, психологические проблемы людей, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, демографическая проблема, проблемы уровня жизни и доходов населения и многие другие.Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек, семья, группа, сообщество людей или организация. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас является клиентом социального работника. Это указывает на масштабность, значимость и уникальность этой профессии.

    В заключение, хочется сказать, что социальный работник берет на себя важную миссию, ведь в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность, а значит, заслуживает уважения от общества. Я рада, что выбрала такую важную профессию для общества и надеюсь, что буду хорошим специалистом в этой области.

    Власенко Анна Викторовна, воспитатель МКУ Приют «Надежда »

    На мой взгляд, профессия воспитателя - одна из благородных и нужных людям, а уж роль воспитателя социального приюта переоценить просто невозможно. На сегодняшний день из-за нестабильного развития государства, неравности материального уровня граждан, уровня их знаний, экономической нестабильности, данная профессия становится все более актуальной. При этом не уменьшается количество детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

    Все дети, попадающие в приют, имеют психолого - педагогические проблемы различного характера, и каждый из них повидал на своем веку такое, что порою трудно сопоставить с понятием «счастливое детство». У многих родителей – асоциальный образ жизни (употребляют алкоголь, наркотики, совершают преступления), при этом очень часто, такой пример подает именно мама поскольку родного отца многие дети ни разу в жизни не видели. Некоторые дети подвергались жестокому обращению в семье (физическое и психологическое насилие). И даже, не смотря на это, почти все дети хотят обратно домой, скучают по маме, какой бы она ни была. Очень многие сталкиваются с трудностью адаптации в приюте. Хочу привести в пример, трехлетнюю Настю. При поступлении в приют малышка, была в состоянии «эмоционального кокона». Она была настолько закрыта для мира, что за три недели не проронила ни слова, и только к концу месяца своего пребывания начала понемногу «оживать». Прежде всего, это стало возможным благодаря работе воспитателей, педагогов и психолога, в которой есть и «моя капелька». Думаю, что главная задача нашей работы – научить детей снова доверять людям, понять, что они не одиноки и тоже являются маленькой частичкой большого общества людей!

    В. Г. Белинский писал: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». К сожалению, воспитатель детского приюта, по нынешним временам, профессия не из престижных. Заработная плата педагогов очень мала. В итоге - работать в приют идут только те, кто действительно предан своему делу, кто любит детей. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас" - К. Д. Ушинский

    Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы. Я считаю, что доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Авторитет воспитателя зависит от его отношения к делу и к детям. Воспитателю необходимы: жизнерадостный и весёлый характер, позитивный настрой, умение сердиться недолго и только по делу, избегать монотонности, скуки. Педагогу следует разумно чередовать труд и учебу, отдых, игры, чтобы дети не скучали.

    Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте детей.

    Работа воспитателя социального приюта изначально признается необходимой не столько для учебного процесса, сколько для воспитательного, способствующего успешной социализации детей в обществе в целом.

    Социальный приют для детей и подростков «Надежда» был создан при содействии администрации Железнодорожного района в 1996 году. Впервые с деятельностью социального учреждения такого типа я познакомилась во время прохождения учебной практики в 1997 году. Тогда я училась в профессиональном училище № 41 города Красноярска по специальности социальная работа. Именно во время прохождения практики я сделала для себя твердый выбор: «Хочу работать именно с такими детьми»! После окончания училища я пришла на работу в приют «Надежда», в должности воспитателя. Первое время работы моей напарницей и старшим другом - наставником стала воспитатель Голицына Татьяна Георгиевна. Это педагог с более чем тридцатилетним стажем работы с детьми. Именно у нее я училась жизни и работе среди детей, научилась понимать их потребности, налаживать контакты с ними, вдумчиво относиться ко всему, что окружает детей. В приют всегда поступали и поступают дети с очень сложной судьбой, зачастую педагогически и психологически запущенные. Для них нужно было не просто создать комфортные условия для проживания и учебы, но и постараться в меру своих сил создать уют настоящего дома и тепло родной семьи. Это лучше всего достигается без разрыва связи ребенка с родными родителями, задача которых далее, после возвращения ребенка в родную семью, поддерживать положительный образ семьи, стараясь создать такие же условия у себя дома. Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - вырастить ребенка достойным членом гражданского общества.

    Успешным примером, считаю работу с Геннадием Р. Он поступил к нам в приют, когда ему было 16 лет. Родной отец ушел из семьи, когда Гена был еще маленький. В последнее время его мать злоупотребляла спиртными напитками, приводила в комнату в общежитии своих друзей - алкоголиков, подростку даже негде было лечь спать, не говоря уже об обучении и личном пространстве. Проживание в приюте, помогло Гене снять нервно - психическое напряжение, выработать определенные умения и навыки социальной адаптации к создавшимся условиям проживания. Организовали досуг подростка, проводили беседы по профессиональной ориентации и профессиональному обучению, помогли поступить в училище и успешно его окончить. Правда, поступить сразу в высшее учебное заведение у него не получилось. Он ушел в армию и отслужил в военно - морском флоте. Во время службы он поддерживал связь с приютом. Присылал письма и фотографии, а позже заходил к нам, общался со своими воспитателями и воспитанниками приюта. В дальнейшем Геннадий создал крепкую семью и даже открыл свое дело, думаю что именно в этом - успешный результат той работы, которую мы проводим в приюте «Надежда».

    В 2003 году я поступила в Красноярский Государственный Педагогический Университет имени В.П. Астафьева, и успешно его окончила в 2008 году по специальности социальный педагог. Учеба в университете дала мне знания передовых технологий, методик работы с детьми, нуждающихся в социальной помощи. Работая с детьми приюта, часто сталкиваясь со случаями жесткого обращения в семье, я заинтересовалась данной темой и решила провести анализ этой проблемы. Так родилась программа «Социально-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье», по которой я работаю с 2009 года. Данная программа направлена на коррекцию отрицательных эмоциональных состояний, преодолению внутриличностного кризиса и поведенческих отклонений у детей.

    Задачи программы:

    Способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;

    Оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;

    Развивать творческое воображение, фантазию;

    Развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

    Помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

    Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

    Способствовать становлению произвольной регуляции поведения;

    Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

    Исследование проводилось на базе муниципального учреждения «Социального приюта для детей «Надежда» города Красноярска. Для отбора детей проводила анализ личной документации детей: характеристики педагога - психолога, акты жилищно - бытовых условий, постановление суда о лишении родительских прав, приговоры суда о совершении родителем (родителями) преступлений, предусмотренных ст.117,156 УК РФ, свидетельствующие о нанесении телесных повреждений различной тяжести и жестокого обращения с детьми.

    В исследовании были использованы следующие методики:

    1. Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (методика разработана А.В. Макарчук в соавторстве с А.В.Щепиной);

    2. Опросник Басса – Дарки;

    3. «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально- ситуационной тревоги» Кондаша;

    4. Тест самооценки Дембо - Рубинштейн.

    Проведя диагностические исследования было выявлено:

    Дети пережившие жестокое обращение в семье имеют высокие показатели агрессии по следующим шкалам: «физическая агрессия», «раздражительность», «обида», «подозрительность».

    1.Высокая раздражительность, то есть готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости – характерно для детей с опытом жестокого обращения в семье. Это связано вероятно с общей повышенной психофизиологической возбудимости, которая является следствием пережитой психологической травмы. Травмированные дети в целом демонстрируют высокие показатели по шкале подозрительность, так как живут в постоянном ожидании угрозы и возможности повторения случаев применения к ним насилия. Также дети, пережившие физическое насилие демонстрируют высокие значения по шкале физическая агрессия. Находясь в состоянии социальной и эмоциональной депривации, дети – жертвы насилия, не имеют перед собой примеров для усвоения неагрессивных моделей поведения. Высокие показатели по шкале обида: их злость по отношению к окружающим обусловлена чувством горечи и несправедливости произошедшего, связано вероятнее всего, с антропогенным характером травм. Ситуация многократно усугубляется тем, что в подавляющем большинстве случаев виновником произошедшего был близкий ребенку человек, которому он доверял и возможно до сих пор продолжает его любить.

    2. Данные, полученные с помощью шкал личной тревожности. Дети, ставшие жертвами насилия, демонстрируют высокую тревожность. По шкале самооценочная тревожность эти высокие показатели можно объяснить влиянием пережитого насилия, его травмирующее воздействие на образ я ребенка. Угрызения совести, которые ребенок испытывает из-за случившегося с ним, не могут не отразиться на восприятии ребенком себя, своих поступков и результатов деятельности. Межличностная тревожность, проявляющаяся преимущественно в ситуациях связанных с общением, у детей, переживших насилие, также имеет высокие показатели. Вышесказанное позволяет сделать мне вывод о том, что переживание жестокого обращения в семье, приводит к повышению самооценочной и социальной тревожности. Обобщая данные, полученные в ходе диагностического исследования, были сформулированы некоторые выводы. У детей, переживших травмирующее событие, межличностная самооценочная тревожность имеет высокие показатели. Для травмированных детей характерна низкая самооценка, специфическим последствием насилия является низкий уровень притязаний. Переживания травматического опыта приводит к значительному повышению агрессии у детей. Насилие оказывает более сильное влияние на такие проявления агрессии как склонности к физической агрессии, обиде и подозрительности. Учитывая все вышесказанное, был сделан вывод о том, что насилие, совершенное над ребенком, является одной из самых тяжелых психологических травм, его последствия затрагивают все сферы личности ребенка. Такие дети остро нуждаются в своевременной и адекватной психолого - педагогической помощи.

    Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.

    В своей работе с детьми я использую элементы арт - терапевтической технологии. К группе арт - терапевтических методов основанных на использовании различных изобразительных средств относятся рисование, лепка, создание коллажей. Эти методы позволяют мне развивать в детях:

    1. спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

    2. научить правильно и беспроблемно общаться, используя изобразительные средства;

    3. самовыражаться доставляя при этом радость как себе, так и другим;

    4. развивать важные социальные навыки;

    5. повышать самооценку;

    6. развивать навыки принятия новых и полезных решений;

    7. расслабиться и выплеснуть негативные мысли и чувства;

    8. развивать творческие способности.

    Из теста может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Тесто – это чудесный медиум. Его мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы тесто имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать тесто и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с тестом не требует каких-то специальных условий, а высохшее тесто легко устранить – после работы его можно смести со столов, как пыль. В-третьих, тесто, как материал содержит массу возможностей для работы. Оно мягкое и податливое, хорошо размягчается водой. Его можно формировать руками, его можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова оно будет подчиняться. Оно чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, оно остается тестом, из которого можно снова сформировать ком.

    Слова, символы оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Эмоциональный компонент непременно вызывает ответ моторного компонента, а также изменение хода и характера мыслей ребенка. Поэтому, создавая образ из теста, можно испытать удовольствие, что отразится на результате, и наступят изменения в мимике, жестах, отношении к себе и другим. Особенно полезно в русле терапии брать позитивные темы. Работа с выразительным материалом и с безоценочной реакцией позволяет выразить широкий спектр эмоций, что само по себе уже целительно. Для детей любые упражнения с тестом будут полезны и терапевтичны. Тесто способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, развитию моторики рук, а также позволяет развить навыки самоконтроля, актуализировать творческую активность. Дети, которые рассержены, при работе с тестом могут различными способами дать выход своему раздражению. Те дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с тестом. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования теста.

    Тесто - наиболее подходящий и безопасный пластический материал для детей, которые все проверяют на вкус, а также для детей с особенностями в развитии. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. В результате лепки из теста появляется продукт (фигура, картина), который дает многочисленные возможности в выборе дальнейших техник работы. Это и постановка тестовых спектаклей, и реконструкция образа, и моделирование. Лепка может быть и индивидуальной и коллективной, может использоваться в диаде «взрослый - ребенок», может применяться и с рисованием, и с различными дополнительными материалами. Тесто способствует стремлению к более свободному самовыражению. Особым в лепке является то, что можно комбинировать признаки, переносить характеристики одного предмета на другие, тем самым работать с бессознательным содержательным материалом. Тесто можно окрашивать, делать объемные или плоские фигуры (мандала), плоские с дополнением бросового материала (тестовая композиция).

    Для решения задач по успешной социальной реабилитации и адаптации ребенка, на каждого воспитанника заполняю «Индивидуальную программу реабилитации», которая позволяет мне выделить первоочередные задачи по воспитанию и обучению: с помощью тестовых исследований даю оценку личностным особенностям ребенка (эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, особенности отношения со взрослыми, особенности отношения с детьми, бытовые навыки). На подростков заполняю педагогическую характеристику, где отображаю взаимоотношения в коллективе, уровень социального опыта, концепцию личности, самооценку, контроль за своим поведением. Провожу профессиональную ориентацию подростков. На этих занятиях я информирую и консультирую в выборе профессии. Также даю оценку эффективности реабилитации подростка по шкалам:

    Отношения к своему здоровью;

    Социализация;

    Мотивационно - потребностная сфера;

    Эмоционально – волевая сфера;

    Детско – родительские взаимоотношения.

    При выводе ребенка обратно в семью или при переводе в другое учреждение, даю заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации, а также рекомендации о дальнейшей работе с ребенком.

    На протяжении своей педагогической деятельности организую досуговую занятость детей, провожу праздники: «Путешествие в новогоднюю сказку», «День рождения приюта «Надежда», «Восьмое марта», «Масленица». Конкурсы: «На лучшую снежинку», конкурс визажистов «Ай да красавица», конкурс «Сочиним загадку сами». Викторины: «Родные улочки», «Лучший стих о зиме». Информационно – исторические часы: «Я потребитель и мои права», «День Конституции РФ». Спортивно – развлекательные мероприятия, спартакиады, спортивные состязания: «Спортивная дорожка», «Спорт, спорт, спорт», «Самый меткий», «Товарищеская встреча сборной воспитанников приюта и мужчин волонтеров по мини - футболу». Дни именинника: «С днем рождения малыш!». КВНы: «КВН для всех, день смеха, юмора и шуток». Театрализованные представления и детские спектакли: «В гостях у сказки». Мастер – классы по кружковой деятельности. Развлекательные программы: «День сюрпризов», «Сказки о красках», «Поле Чудес», «Звездная минута». Вечера настольно – дидактических игр: «Лото время года», «Дикие и домашние животные», разнообразные мозаики, шашки. Организую сезонные выставки детских работ по кружковой деятельности. Провожу праздничные концерты: «Школа юных пиратов», «Проделки грязи»; санитарно – гигиенические часы: «Секреты сибирского здоровья», «Работа клуба «Неболейка», «Гигиена полости рта».

    Традицией стали выходы и экскурсии с воспитанниками в кинокомплекс «Луч», в парк им. Гагарина, в Центральный парк им. Горького, Культурно – исторический центр, Краеведческий музей, в Парк флоры и фауны «Роев ручей», на берег реки Кача, по городским фонтанам и на часовню. Все это помогает развивать у детей познавательный интерес, нравственно – эстетические качества, социализировать в обществе и прививать любовь к родному краю и городу.

    Очень люблю кружковую работу «Волшебный квиллинг». Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Моя кружковая работа имеет художественно -эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании воспитанников. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Кружковая работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

    В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Кружковая работа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). “Волшебный квиллинг” - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно -эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Ведущая идея данного кружка - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Цель кружковой работы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники «квиллинга», как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задачи кружковой работы по «квиллингу»:

    Обучающие:

    · знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга»;

    · обучать различным приемам работы с бумагой;

    · формировать умения следовать устным инструкциям;

    · знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга».

    Развивающие:

    · развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

    · развивать мелкую моторику рук и глазомер;

    · развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

    · развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

    Воспитательные:

    · воспитывать интерес к искусству «квиллинга»;

    · формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

    · способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

    · учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

    Принципы, лежащие в основе моей работы:

    Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

    Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

    Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

    “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

    Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

    В результате занятий по данной программе воспитанники:

    – учатся различным приемам работы с бумагой;

    – закрепляют знания об основных геометрических понятиях, знакомятся с базовыми формами «квиллинга»;

    – создают композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»;

    – развивают внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – знакомятся с искусством бумагокручения;

    – овладевают навыками культуры труда;

    – улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

    Регулярно провожу открытые занятия по кружковой деятельности, оформляю выставки детских работ, участвую вместе с детьми в городских и районных конкурсах. В городском конкурсе кормушек для птиц «Пернатый ресторан», наша, совместная с детьми работа, заняла первое место. Также в конкурсе «Моя любимая игрушка», который проводила радиостанция «Дорожное радио», заняли второе место. В конкурсе поделок «Дед Мороз в шинели», проводимом УВД по городу Красноярску, были награждены призами и грамотами.

    Являюсь членом рабочей группы в коллективе педагогов и детей, где совместно разрабатываем различные акции, например: «Сделаем наш город чище», «Зеленый двор, зеленый город», конкурсы «На лучшую цветочную клумбу» и т.д. Тем самым стараюсь воспитывать в детях трудолюбие, бережное отношение к природе и родному городу, краю. Формирую коллективизм в совместной трудовой деятельности.

    В сентябре 2011 года являлась членом рабочей группы по разработке новой формы воспитательного календарно-тематического планирования. В основу разработки нового планирования было положено решение задач по воспитанию, охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему обогащению развития несовершеннолетних на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. В планировании комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от 3 до 18 лет. В план нового образца входит: календарно - тематическое планирование с подробным описанием занятий (включая цель), свободная деятельность воспитанников, штабы Детской Организации «Наш Дом Надежда», досуговая деятельность, библиотечные дни, театрализованная и спортивная деятельность, СБО, а также подробный план на каждый день с мероприятиями на дошкольный и школьный возраст, кружковая деятельность, занятия коррекционно - развивающих программ.

    С 2007 года в приюте работает Детская Организация «Наш Дом Надежда».

    Устав ДО : * Это законы жизни в приюте, они одинаковы для всех, для больших и маленьких; * Это задачи, которые ставит себе каждый воспитанник и выполняет их. Цель организации : формирование и проявление инициативы членов детского коллектива. Детская цель организации : научится общаться друг с другом. Педагогическая цель организации : всестороннее развитие личности ребенка, получение востребованных знаний и отработка навыков, необходимых для социализации в обществе, социальная реабилитация и адаптация детей и подростков. Деятельность всей организации строится на функционировании штабов: «Учеба», «Чистота и здоровье», «Досуг». Работа педагога в организации базируется на том, что любой ребенок стремится к деятельности, в которой он успешен; ребята стремятся общаться в неформальной атмосфере; деятельность направлена на формирование навыков, знаний, умений, необходимых для успешной социализации в обществе, а также развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Я являюсь куратором штаба «Чистоты и здоровья» (чистка овощей (кухня); дежурства по приюту; штопка, шитье, глажка; генеральные уборки; уборка территории; пропаганда здорового образа жизни; проведение спортивных мероприятий). На собраниях Детской Организации вместе с воспитанниками планируем работу и проводим рейды чистоты, разрабатываем и заполняем «Экран здоровья и чистоты», где отображаем успехи и неудачи, а также выпускаем «молнии» и смешные карикатуры. За успешную работу, на собраниях Детской Организации, поощряю детей дипломами за активное участие в штабе. Совместно с воспитанниками организовываю фотовыставки и коллажи детских достижений.

    Профессия воспитателя в социальном приюте так же многогранна и сложна, как и любая профессия, связанная с человеческими душами. В зависимости от обстоятельств мне приходится выступать в разных ролях: быть для детей и учителем, который все знает, всему учит, и товарищем по игре, и близким человеком, который все поймет и поможет в трудную минуту. Поэтому я постоянно подпитываю свои знания в области педагогики и психологии. Но, не смотря на все трудности, я люблю свою работу, своих воспитанников. Хочу закончить девизом нашей Детской Организации: «Мы активные, мы успешные, мы самые лучшие»!