Критерии оценивания деловой игры для студентов. Описание "деловой игры". Анализ и оценка информации

При оценке ответов на вопросы для кейс-задания и деловой игры учитывается в первую очередь уровень теоретической подготовки студента (владение категориальным аппаратом), умение применять имеющиеся знания на практике (пояснить то или иное положение на примере), а также умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.

Тестовые задания для промежуточного и текущего контроля успеваемости студентов Тест для проверки итоговых знаний

Вопросы № 1, 2, 11, 13, 17, 20, 23, 24, 32, 34. Уровень сложности - легкий (1 балл).

Вопросы № 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 26, 29, 31, 35 -40 . Уровень сложности - средний (2 балла).

Вопросы № 3, 4, 5, 7, 10, 25, 27, 28, 30, 33 . Уровень сложности - сложный (3 балла).

1. Обмен информацией между людьми – это

А) коммуникативная сторона общения,

Б) интерактивная сторона общения,

В) перцептивная сторона общения

2. К невербальной коммуникации НЕ относится:

А) жесты, мимика, позы,

В) прикосновения, пожатие руки, объятия

3. Механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит

способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению – это

А) эмпатия,

Б) рефлексия,

В) идентификация

4. Термин “коммуникация” появился в научной литературе

А) в начале ХХ в.,

Б) в начале XXI в.,

В) в конце XIX в.

5. Член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий

посредником между средствами массовой информации и коммуникантом:

А) менеджер по связям с общественностью,

Б) Лидер мнений (ключевой коммуникатор),

В) Имиджмейкер

6. Вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником – это является целью:

А) убеждающей коммуникации,

Б) экспрессивней коммуникации,

В) познавательней коммуникации

7. Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения – это цель:

А) ритуальной коммуникации,

Б) экспрессивной коммуникации,

В) суггестивной коммуникации

8. Препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко:

А) фонетический барьер,

Б) логический барьер,

В) семантический барьер

9. Осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении:

А) активное рефлексивное слушание,

Б) нерефлексивное слушание,

В) эмпатическое слушание

10. Кто является основоположником «теории ролей»?

А) Э.Берн,

Б) А.Адлер,

В) Г.Блумер

11. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего:

А) эпидейктическая

Б) информационная

В) агитационная

12. Языковая игра – это...

А) намеренное нарушение норм речевого поведения,

Б) названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие)

воспроизводят в своей речи,

В) тексты, содержащие цитаты

13. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению:

А) закрытая поза, суженые зрачки глаз,

Б) открытая поза, поворот тела и носка ноги в вашем направлении,

В) поворот тела и носка ноги в сторону от вас

14. Приятие личности собеседника, проявление уважения к нему, вне зависимости от его достоинств и недостатков – одна из установок … тактики общения:

А) директивной,

Б) понимающей,

В) принижающе - уступчивой

15. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации:

А) намерение, цель,

В) контекст

16. Интерактивная сторона общения состоит:

А) в обмене информацией между людьми,

Б) в организации взаимодействия между людьми,

В) включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению

17. Помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению заданного результата, называются

А) деструкцией,

Б) диссонансом,

В) шумом,

Г) дисгармонией

18. Создатель сообщений - это

А) получатель,

Б) источник,

19. Стиль коммуникаций основанный на поиске взаимного согласия сторон общения по поводу результирующих действий

А) обвинительный стиль;

Б) директивный стиль;

В) стиль разрешения проблем

20. Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям:

А) интимная,

Б) социальная,

В) личная

21. Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию - это

А) коммуникация,

Б) конфликт,

В) лекция

22. Какого барьера непонимания НЕ хватает в списке: фонетическое непонимание,

семантическое непонимание, стилистическое непонимание…

а) логический барьер

б) психологический барьер

в) физический барьер

23. Передача конкретных способов деятельности – это функция деловой коммуникации:

А) интегративная,

Б) трансляционная,

В) самопрезентация

24. Наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества – это основная задача:

А) самопрезентации,

Б) социализации,

В) социального контроля

25.Специфической особенностью делового общения является… А) неограниченность во времени, Б) регламентированность, В) отсутствие норм и правил, Г) разговор по душам

26. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес

27. Письменные виды делового общения –это… А) отчет, справка, Б) докладная, акт, В) объяснительные записки, Г) многочисленные служебные документы

28. Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях: А) руководителю организации, Б) заместителю руководителя организации, В) руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник, Г) в отдел кадров организации

29. Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»: А) письмо-сообщение Б) письмо-извещение В) письмо-отказ

30. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес… Г) В соответствии с Вашим письмом

31. На каких служебных письмах ставится печать: А) сопроводительных, Б) письмах-запросах, В) гарантийных письмах, Г) информационных, Д) на всех служебных письмах

32. С какой целью в письме указывают фамилию и телефон исполнителя: А) для оперативной связи, Б) для придания документу юридической силы

33. Исходящий номер служебного письма – это: А) регистрационный номер, проставляемый адресатом, Б) регистрационный номер, проставляемый автором письма

34.С каким падежом употребляется производный предлог согласно :

А) с дательным,

Б) родительным,

В) винительным,

Г) предложным.

35. Главное требование культуры общения по телефону – это… А) краткость (лаконичность) изложения, Б) длительность общения, В) четкость изложения, Г) жесткость в разговоре

36. Первым этапом переговорного процесса может быть… А) ультиматум, Б) ознакомительная встреча (деловая беседа), В) обсуждение претензий, Г) встреча экспертов

37. Профессиональное общение руководителя зависит от… А) характера взаимосвязей и взаимоотношений с подчиненными,

Б) установок и ценностей руководителя, В) характера взаимосвязей и взаимоотношений с коллегами, Г) все ответы верны

38. Деловые беседы в области управленческой деятельности представляют собой целенаправленную коммуникацию…

А) с заранее планируемым эффектом и результатом, Б) происходящую случайно с непланируемым заранее эффектом и результатом, В) носящую информативный характер

39. Деловая беседа… А) характеризуется частым переходом от одной темы к другой,

Б) направлена на решение определенных производственных задач и проблем, В) позволяет выбрать соответствующие решения и реализовать их, Г) отличается разнообразием обсуждаемых тем

40. Укажите правильное продолжение предложения: Следуя этим ориентирам ,

А) администрацией округа проведена определенная работа. Б) администрация округа провела определенную работу. В) была проведена определенная работа.

Система оценки: После завершения тестирования каждый обучаемый получает персональный результат.

Количество тестов – 1, время – 45 мин.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Инновационность предпринимательской идеи от 0 до 10
Степень проработки бизнес-плана от 0 до 5
Самопрезентация участников команды и результатов их работы от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Аргументированность ответов с целью защитить конкурентоспособность созданной продукции (услуги, технологии от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком -3 -1
Итого от -12 до 29

Критерии оценки участия в тренинге

За участие в тренинге студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценки выполнения практической задания (кейс-стади)



Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе

1. Понятие и виды проектов. Основные параметры проектов

2. Участники проектов.

3. Принципы управления проектами.

4. Методы управления проектами.

5. Формирование идеи проекта.

6. Технико-экономическое обоснование. Бизнес-план проекта.

Тема 2. Проектный цикл. Окружение проекта

1. Понятия жизненного цикла и фаз проекта. Общая структура жизненного цикла проекта.

2. Понятие и назначение вех и контрольных событий в проекте. Построение жизненного цикла проекта.

3. Внешняя и внутренняя среда проекта.

4. Участники проекта. Администрирование проекта.

5. Требования, предъявляемые к проектам.

6. Оценка качества проекта.

7. Стадии процесса управления проектами. Понятие процессов в управлении проектами.

Тема 3. Организация работ на стадии разработки проекта

1. Причины появление бизнес-идеи. Инициация бизнес-идеи.

2. Разработка концепции инвестиционного проекта.

3. Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии.

4. Обоснование инвестиций. Использование методов анализа и прогнозирования в ходе разработки проекта.

5. Разработка бизнес-плана проекта.

6. Предварительный план проекта.

Тема 4. Планирование проекта

1. Цели, назначение и виды планов.

2. Структура декомпозиции работ. Документирование плана проекта.

3. Сетевое планирование.

4. Календарное планирование.

5. Ресурсное планирование.

6. Сметное планирование. Порядок разработки и состав проектно-сметной документации.

Тема 5. Ключевые процессы исполнения, контроля и завершения проектов

1. Принципы определения и назначения ресурсов. Управление ресурсами проекта.

2. Работы и процедуры, составляющие содержание процессов исполнения.

3. Методы контроля хода выполнения работ по проекту, анализа промежуточных результатов работ.

4. Мониторинг работ по проекту. Анализ результатов по проекту.

5. Пусконаладочные работы. Приемка в эксплуатацию законченных объектов.

6. Закрытие контракта. Выход из проекта.

Тема 6. Управление содержанием и организацией проекта

1. Понятие «проектная структура управления. Виды проектных структур управления.

2. Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.

3. Управление изменениями.

4. Обеспечение качества проекта.

Тема 7. Управление финансовыми потоками и стоимостью проекта

1. Способы и источники финансирования проекта.

2. Организация проектного финансирования.

3. Виды бюджетов. Бюджетирование.

4. Порядок разработки смет. Планирование затрат по проекту.

5. Контроль за исполнением бюджета.

Тема 8. Проектно-ориентированное управление

1. Понятие проектно-ориентированного управления. Назначение и преимущества проектно-ориентированного управления.

2. Объекты управления в проектно-ориентированной организации.

3. Типы и виды организаций, применяющих проектно-ориентированное управление.

4. Связь проектно-ориентированного управления с корпоративным управлением.

Тема 9. Юридические аспекты подготовки и разработки инвестиционного проекта

1. Типы и задачи проектных фирм.

2. Типы контрактов.

3. Организация подрядных торгов.

4. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.

Тема 10. Человеческий фактор в управлении проектами

1. Взаимодействие участников проекта. Примеры определения состава участников проекта.

2. Управляющий проектом. Команда проекта.

3. Состав и функции членов команды проекта. Формирование и развитие команды проекта.

4. Руководство и лидерство. Основные стили поведения руководителей.

5. Управление персоналом проекта. Психологические аспекты управления персоналом проекта.

Тема 11. Инвестиционная привлекательность проекта

1. Понятие инвестиционного климата и параметры его характеризующие.

2. Отечественные и зарубежные методики оценки инвестиционного климата на макро- мезо- и микроуровне.

Тема 12. Стандарты управления проектами. Программное сопровождение проектов

1. Стандарты управления проектами. Стандарты и нормы, как основа взаимодействия участников проекта. Примеры действующих стандартов в УП.

2. Критерии оценки профессионалов по управлению проектами.

3. Программное сопровождение проектов.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерии оценки реферата по темам 2, 3,4,5,7

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценивания тестов по теме 2

Критерии оценки участия в дискуссии по темам3,4,6,7



За участие в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценивания практического задания по теме 7

Задания для выполнения контрольной работы (очной, заочная форма обучения)

(выполняется студентом самостоятельно и предоставляется на проверку преподавателю, является допуском к экзамену)

Комплект заданий для контрольной работы по теме« Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации»

Контрольная работа состоит из трех частей: первая часть включает решение практического задания, вторая часть – выполнение тестового задания, третья часть – полный ответ на один из представленных теоретических вопросов.

Материалы контрольной работы должны содержать:

1) титульный лист;

3) практическое задание;

4) тестовое задание;

5) теоретическое задание

6) библиографический список (обязательно).



Часть 1. Практическое задание

Задание 1. На складах одной из крупных компьютерных фирм скопилось значительное количество непроданных персональных компьютеров, что отрицательно сказывалось на рентабельности производства. Руководство фирмы поставило задачу резко сократить количество непроданных компьютеров.

Аналитической группой было сгенерировано несколько альтернативных вариантов решения этой проблемы, среди которых было отобрано два основных:

1. Значительное снижение отпускной цены.

2. Обновление упаковки и заметное повышение продажной цены.

определите в общих чертах характер развития ситуации по первому и по второму сценариям. Какой сценарий развития ситуации вы считаете более предпочтительным?

Часть 2. Тестовое задание

1. Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:

а) школа научного управления;

б) классическая школа или школа административного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа науки о поведении;

д) школа науки управления или количественных методов

2. Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:

а) выделение гигиеничных и мотивирующих факторов;

б) распределение всех рабочих на желающий работать и тех, кто не желает работать;

в) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;

г) потребность человека быть справедливо вознагражденным;

д) все потребности человека расположенные в определенной иерархии

3. Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:

а) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

б) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;

в) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

г) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены;

д) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены

4. Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:

а) социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;

б) антагонистические, компромиссные;

в) вертикальные, горизонтальные;

г) открытые, скрытые, потенциальные;

д) внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.

5. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:

а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;

б) инвестиции в человеческий капитал;

в) инвестиции в новые технологии;

г) инвестиции в производство;

д) инвестиции в учебно-оздоровительные комплексы.

6. Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:

а) семантические;

б) коммуникативные;

в) невербальные;

г) вербальные;

д) профессиональные.

7. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) ожидания;

д) стимулы.

Часть 3. Реферат

При подготовке реферата необходимо:

Составить план, раскрывающий основное содержание темы;

Объем ответа должен быть 10-15 стр.;

Ответ должен представлять самостоятельное исследование проблемы.

Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии

Критерии оценивания работы студента в деловой игре

Критерий Балл
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре 1,4
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре 1,0
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре 0,7
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность 0,5
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы.


Индивидуальные домашние задания

Пояснительная записка

Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».

Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:

– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;

– знание видов управленческих решений и методов их разработки;

– знание основ управления персоналом туристского предприятия;

– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.

– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.

– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;

– знание менеджмента человеческих ресурсов;

– знание организации и технологии менеджмента в туризме.

– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;

– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;

– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;

– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.

ПК-12:

– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;

– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;

– способность устанавливать коммуникации;

– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.

Технологическая карта

по дисциплине «Предпринимательское право »

для студентов 3 курса направления «Юриспруденция»

Максимальное количество баллов по дисциплине- 100 :

50 баллов – активное участие в семинарских занятиях;

30 баллов – выполнение контрольных заданий;

20 баллов – самостоятельная работа студента.

Всего семинарских занятий – 38 часов, т.е. 19 занятий.

Система оценивания

Отличный ответ – 3 балла;

Хороший ответ – 2 балла;

Слабый ответ – 1 балл.

Дополнения (вне зависимости от их количества) – 1-2 балла.

Самостоятельная работа студента – 20 баллов.

Проверяемые компетенции: ПК-2,6,8,9,13,15,16,17. ВК – 2,4

1.Подготовка рефератов и докладов по темам:

Виды предпринимательства:

А- туристская деятельность,

Б -Г ювелирный магазин

Д –Л - ломбард,

З-Л кинотеатр,

М- кафе/ресторан,

Р-С - производство бытовой химии

У – Х - производство продуктов питания,

Д-С - кожевенная фабрика,

Х- молочная ферма,

Ш - перевозка маршрутным такси,

Ю- ритуальные услуги и т.д.

2.Анализ научных статей по проблемам:

«Актуальные проблемы предпринимательской деятельности»,

«Проблемы малого предпринимательства»,

«Крестьянское(фермерское) или личное подсобное хозяйство по производству сельхоз. продукции»,

«Недобросовестная конкуренция, пути решения проблемы»,

«Доминирующее положение на рынке как базовая категория антимонопольного законодательства» и т.д.

Самостоятельная работа должна быть представлена до последнего практического занятия . Самостоятельная работа, предоставленная после установленного срока не принимается и не оценивается, за исключением пропуска установленного срока по уважительным причинам (предоставить документ, удостоверяющий причину пропуска срока.

Критерий

оценки рефератов и статей

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

Студент правильно определяет рассматриваемые понятия, приводя соответствующие примеры; демонстрирует глубокие знания теоретического материала самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

Студент использует различные методы познания (анализ, приемы сравнения, взаимосвязи понятий и явлений; приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, делает аргументированные выводы, использует большое количество различных источников информации.

Построение суждений

Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, студент приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Изложение соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы

Используется иллюстрационный метод - презентации

Самостоятельная работа № 3.(Деловая игра-дебаты).

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.

В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»

Действующие лица

Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).

Этапы работы в технологии «Дебаты»

Подготовка

Выбор темы.

Построение сюжета доказательств

Подбор аргументов

Собственно дебаты

Оглашение позиций (дискуссия)

Раунд перекрестных вопросов

Судейство

Рефлексия

Критерии оценки:

10 баллов выставляется той команде победителю, которая представит свою точку зрения на проблемный вопрос более аргументировано, проявит способности коллективного обсуждения и мышления, правильно подберет и использует нормы права, регулирующие соответствующее отношение и покажет наиболее яркое и грамотное выступление.

5 баллов – командам-участникам.

Деловая игра№2

Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Предпринимательское право».

Цель ролевой игры - отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса на примере разрешения конкретной ситуации; развитие общекультурных и профессиональных компетенций.

    правильное выявление проблемы, заложенной в спорной ситуации;

    формирование навыков отграничения различных видов производства в гражданском процессе;

    формирование позиций сторон на основе толкования положений законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;

    выработка обоснованного решения спорного вопроса;

    выработка способности применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы права;

    развитие способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

    развитие способности правильно и полностью отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации;

    овладение навыками подготовки юридических документов.

Ролевая игра проводится в четыре этапа.

I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.

II этап – проведение разбирательства по делу.

III этап – выработка решения по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения.

Фабула дела определяется студентами самостоятельно.

Примерный состав участников деловой игры:

1. Судья, председательствующий по делу;

2. Секретарь судебного заседания;

4. Представитель истца;

5. Ответчики;

6. Представитель ответчика;

7. Свидетели.

Необходимо определить двух студентов (незадействованных в игре), которые будут выполнять роль независимых экспертов. Их основная задача – выявить допущенные в ходе игры процессуальные ошибки и оценить работу студентов.

Описание этапов ролевой игры:

I этап – подготовка к ведению спора. Представители сторон формируют правовые позиции на основе действующего законодательства и обстоятельств дела.

II этап – проведение разбирательства по делу. Стороны поочередно представляют выработанные ими позиции, высказывают аргументы в их защиту, оценивают обоснованность аргументов другой стороны, задают друг другу уточняющие вопросы. Суд руководит процессом рассмотрения дела и задает вопросы, ответы на которые позволят вынести законное и обоснованное решение по делу.

III этап – выработка решения по делу. Суд с учетом приведенных в ходе разбирательства доводов сторон вырабатывает и оглашает решение по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения. Участники игры и зрители (студенты группы, не принимавшие непосредственного участия в игре) обсуждают обоснованность предложенного решения спорной ситуации, оценивают прозвучавшие в ходе игры аргументы с позиций их соответствия законодательству и выработанной на базе его применения судебной практике.

Критерии оценивания деловой игры:

Критерий (показатель оценивания)

Качество выполнения задания

Аргументированность, оригинальность предлагаемых решений

Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях

Способность правильно применять нормативно-правовые акты

Четкость, полнота и качество заполнения документации

Максимальное количество баллов за деловую игру

Выполнение контрольных работ – 30 баллов.

В процессе изучения дисциплины, в течение семестра предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Контрольные работы выполняются в форме коллоквиума и тестирования по всем темам.

Контрольная работы №1: Оценивается от 0 до 15 баллов.

Контрольной работы №2: Оценивается от 0 до 15 баллов.

Период выполнения контрольной работы №1 на 10 семинарском занятии по темам: